Мадо, джурабы и чид: Памир, о котором вы не знали

Дата:
Автор: София Мусофир
Мадо, джурабы и чид: Памир, о котором вы не знали

В предыдущих материалах Софии МУСОФИР – история и языки памирских народов.

 Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки

Из поколения в поколение памирцы стараются сохранить свою самобытность.

Памирский дом – чид

Памирские дома или чиды называют еще «пятистолбовыми», т.к. главная комната чида стоит на пяти опорных столбах. 

По данным археолога Е. Кузьминой, еще во II тысячелетии до н.э. индоиранские народы, населявшие Центральную Азию, Индию и Иран, сооружали жилища «в виде большой полуземлянки с очагом и лежанками вдоль стен, шатровым или ступенчатым перекрытием на опорных столбах и световыми отверстиями в потолке». 

В жилищах древних этрусков, которые населяли Апеннины в X-IX веках до н.э., а позже и римлян так же, как в памирском доме, присутствовали отверстие для воды в полу и окно в потолке. А ступенчатый деревянный потолок обнаружен в домах народов Закавказья и Турции. И лишь памирцы сохранили до наших дней древнюю архитектуру своих чид. 

Джурабы

Где бы ни были памирцы, они несут часть своей культуры в виде джурабов, тюбетеек с собой. Известный исполнитель памирских песен, Олег Фейзов говорит: «Джурабы – одно из немногих скромных сакральных сокровищ в небогатой и суровой жизни горцев. Ведь это не просто одежда, точно так же, как и чид (дом) — не просто жилище, мадо (культовые песнопения) – не просто музыка, как чарх (прялка), как лук и стрелы. Это культовые предметы. Это некий символ, священное послание любви и тепла».

embed_asset.jpg

Джурабы – изделия, на вид напоминающие носки или гольфы, одна из визитных карточек Памира. Вязание джурабов у памирцев, как и у многих горских народов, является традиционным и передается по наследству. 

Для джурабов изначально использовалась козлиная и баранья шерсть, обработанная по специальной методике. Тайна обработки шерсти и ее окрашивания передавалась по наследству. 

Отличаются джурабы необычной расцветкой и различными орнаментами, каждый из которых несет свой смысл. Интересно, что настоящие ценители различают, например, рушанские и шугнанские джурабы, от изделий, связанных в Рошткале.

Мадо (мадхия) и музыка Памира

Мадо как музыкально-художественный жанр народного творчества Горного Бадахшана, является уникальным явлением традиционного музыкального искусства данного региона. 

Как пишет Хайдармамад Таваккалов, наряду с произведениями суфийского содержания или имеющими суфийский подтекст, большое место в репертуаре исполнителей мадо занимают песни, воспевающие гуманизм, лучшие человеческие качества, любовь к жизни.


Свято чтят на Памире свою культуру и традиции. Свадебные, похоронные, традиции строительства дома имеют тысячелетнюю историю. 

На Памире каждый третий музыкант или певец. Не случаен обширный пласт музыкальных памирских коллективов, певцов в Таджикистане, начиная от классических песнопений мадо и до современных роковых и рэп-исполнителей.

Образование и общинность 

В советское время Горно-Бадахшанская автономная область занимала первое место в СССР по количеству людей с высшим образованием в расчете на тысячу человек. Сегодня памирцы хорошо говорят не только на таджикском, но и русском и английском и немецком языках. 

На Памире крепки семейно-клановые узы родовые и общинные узы. Памирцы доброжелательны и гостеприимны не только по отношению к друг другу, но и к гостям и туристам, посещающим регион. 

Они могут угостить приезжих, предоставить им место для ночлега совершенно бесплатно, хотя сами живут бедно. Обладающие чувством собственного достоинства горцы хотят жить в мире и дружбе, сохранить в целости и сохранности свой регион, как им завещали предки. 

Источник фото обложки

Поделиться: