Нешкольная пора: дистанционка в Казахстане затянется? 10.09.2020

Нешкольная пора: дистанционка в Казахстане затянется?

Продолжение материала Егора ВАСИЛЬЕВА о том, почему в сентябре-октябре 2020 года качество знаний в Казахстане может просто рухнуть. 

Дефолт казахстанского образования

Казахстанский эксперт ЮНЕСКО, директор международного образовательного центра «Molodium» Василий Шахгулари прогнозировал, что порядка 90% школьников из Казахстана, обучающихся дистанционно, рискуют просто не усвоить учебный материал в первой четверти учебного года 2020-21. 

Эти 90% сегодня нужно рассчитывать, исходя из того, что дистанционно в Казахстане обучается около 2,6 млн школьников. При этом уже в конце августа было понятно, что новый учебный год в стране имеет не только содержательные, но и чисто технические проблемы. Председатель Комитета партийного контроля правящей партии Nur Otan, депутат мажилиса (нижней палаты парламента Казахстана) Павел Казанцев в конце августа предупреждал, что за 11 дней до начала учебного года практически во всех регионах – дефицит компьютерной техники для обеспечения всех нуждающихся учеников и педагогов.

«Я сейчас не говорю о количестве учеников, у которых нет персонального компьютера, но проблема в том, что у около 24 тысяч педагогов нет персональных компьютеров для организации онлайн-уроков, ещё у двух тысяч нет доступа к интернету – как они будут работать со школьниками? Через сотовый телефон?», – высказался парламентарий.

Министерство образования и науки в лице вице-министра образования и науки Рустема Бигари признало эту проблему: по его сведениям, персональных компьютеров нет у полумиллиона казахстанских школьников. 

Наибольшее количество учащихся не имеют компьютеров в следующих регионах: Западно-Казахстанская область – 64% (68 825 учеников); Жамбылская область – 42,5% (99 852 ученика); Алматы – 38,9% (87 527 учеников); Мангистауская область – 32,4% (49 652 ученика); Актюбинская область – 28,1% (44 485 учеников); Акмолинская область – 23,9% (31 656 учеников); Туркестанская область – 22,3% (111 555 учеников). 

Когда оторванность от цивилизации становится преимуществом

В этой ситуации неожиданно в выгодной ситуации оказались тысячи школьников малокомплектных школ, дислоцированных в отдаленных аулах: там нет интернета, дистанционное обучение не наладишь, поэтому они с 1 сентября учатся в обычном формате. 

Классический формат предусмотрен и для учащихся начальной школы (1-4 классы) в городе – если ребенок не страдает хроническими заболеваниями, и если его родители согласны на учебу оффлайн. Такой школьник учится в дежурном классе, где проводится по 3-4 урока в день продолжительностью 40 минут каждый, для 15 учеников (это максимальное количество учащихся в дежурном классе). 

Верните детей в школы – и ответ санврачей

На днях депутаты мажилиса, члены фракции «Народные коммунисты» направили депутатский запрос премьер-министру РК, в котором требуют вернуться к традиционному формату обучения в школах. 

Как напомнили депутаты, несмотря на кризисы в прошлом и различные эпидемии, школы никогда не закрывались.

«Однако сейчас, при наличии целого комплекса действенных мер безопасности: санитарных тоннелей, кварцевых ламп, очистителей воздуха, достаточного количества масок, санитайзеров, экранов для лица, мягких прозрачных перегородок между партами учебные заведения – по распоряжению санитарных служб Минздрава и региональных органов министерства образовании и науки – в большей своей части для школьников, учащихся и студентов закрыты», – указала депутат Ирина Смирнова.

В итоге страдает не только качество образования, но и вследствие различий в доступе к техническим устройствам и сетевому подключению – увеличивается разрыв между социальными слоями населения.

8 сентября в Министерстве образования РК заявили, что казахстанские дети вернутся в школы, как только это разрешат санитарные врачи. 

Однако уже 10 сентября заместитель премьер-министра РК Ералы Тугжанов, министр здравоохранения Алексей Цой, министр образования и науки Асхат Аймагамбетов заявили, что в первой четверти 2020-2021 учебного года школы в традиционный формат обучения переводить не будут.

В итоге сентябрь-октябрь большинство казахстанских школьников проведет на дистанционном обучении. Конечно, мотивированные ученики со стабильным доступом к цифровым девайсам смогут вникнуть в школьную программу, но большая часть юных казахстанцев, скорее всего, получит огромные пробелы в том массиве знаний, который они должны были усвоить в первые месяцы нового учебного года.