5 нюансов выборов сельских акимов в Казахстане – c Маратом Шибутовым 08.09.2020

5 нюансов выборов сельских акимов в Казахстане – c Маратом Шибутовым

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем Послании предложил ввести прямые выборы сельских акимов.

«Наши последующие политические реформы должны быть направлены на более широкое вовлечение людей в управление страной. К примеру, опросы общественного мнения показывают усилившийся запрос на выборность сельских акимов. К этому важному шагу следует подойти взвешенно и последовательно. Нужно четко представлять, как эта система будет работать на деле. Однако откладывать решение данного вопроса в долгий ящик нельзя. В следующем году заканчивается срок полномочий целого ряда руководителей сельских округов. Полагаю возможным проведение прямых выборов сельских акимов,» – заявил Токаев.
Вроде бы, все очень просто: в следующем году казахстанцы выберут прямым голосованием сельских акимов, но и здесь есть нюансы, причем весьма осложняющие дело. 

Нюанс № 1. Категории акимов 

Указом президента от 24 апреля 2013 года № 555 «О некоторых вопросах проведения выборов акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел Республики Казахстан, не входящих в состав сельского округа» выбираются акимы 4 видов административно-территориальных единиц, причем выборщиками – депутатами маслихата района/города. 

Президент Токаев упомянул сельских акимов, получается, акимы городов районного значения выпадают. Думаю, акимы поселков тоже будут выбираться напрямую. Так что если процедура будет внедрена, то в стране будет 4 вида акимов:

1. Избираемые прямым голосование – акимы сел, сельских округов, поселков (2212 человек)

2. Избираемые депутатами вышестоящей административно-территориальной единицы – акимы городов районного значения (48 человек)

3. Назначаемые, но с согласия маслихата вышестоящей административно-территориальной единицы – акимы районов в городах областного значения, республиканского значения и столицы (20 человек)

4. Назначаемые, но с согласия маслихата данной административно-территориальной единицы – акимы городов областного значения и районов, акимы областей, городов республиканского значения и столицы (237 человек)

Нюанс № 2. Сколько людей будет выбирать своих акимов? 

Если не привязываться к численности избирателей, то в целом, акимов сел будет выбирать 41% населения (на 1 июля 2020 года сельчан в РК  7,72 миллиона человек), но это в среднем. Минимум сельского населения по Казахстану – в Карагандинской области (всего 20,2%), а максимум – в Туркестанской области – 79,8% и в Алматинской области – 78%

Больше 50% сельского населения в 7 областях Республики Казахстан из 14Тут сразу и видно, где выборы будут очень большим политическим событием, а где не очень. 

Нюанс № 3. Сверхбольшие села.

Сразу после выступления президента вспомнилась работа Серика Джаксылыкова «Сверхбольшие села юга Казахстана и государственная политика развития сельских территорий» от 2019 года. Дело в том, что в Республике Казахстан – около 150-160, а может, и еще больше сел с населением более 10 000 человек, то есть уже их надо делать городами. Однако этого не происходит. 

Как раз в этих «сверхбольших селах» выборы будут очень интересными. К примеру, село Косшы прямо на границе городской черты Нур-Султана с 50 000 населения, поселок Кордай на границе с Кыргызстаном с минимум 25 000 населения – далеко не обычные села, там крутятся совсем другие деньги, потому выборы местных акимов обещают быть интригующими.

Нюанс № 4. Конкуренция

Многие думают, что политика в Казахстане сосредоточена только в городах, но на самом деле в селах она тоже есть, просто о ней не пишут. И поэтому прямые выборы, особенно если цензы не будут жесткими, станут катализатором резкого роста политической жизни. 

В статье Гульмиры Илеуовой с соавторами «Анализ результатов экспериментальных выборов акимов сельских округов» от 2013 годы объясняется, что выборы акимов вызвали мощную конкуренцию, которая расколола село пополам. Но с тех пор акимы сел получили собственный бюджет и увеличение полномочий, что делает этот пост крайне привлекательным. Особенно интересна должность на фоне экономического кризиса, а значит и конкуренция будет намного сильнее. Потому высок риск возникновения разного рода расколов – по семьям, по родам, по этносам, по разным селам (в большинстве сельских округов 2-3 села). 

Нюанс № 5. Снятие 

В ситуации, когда акимы назначаются, при необходимости вышестоящий аким/президент берет и снимает человека с поста, как говорится: «Я тебя выдвинул, я тебя и задвину». Избираемые же выборщиками акимы сейчас освобождается от должности акимом района (города областного значения) с согласия местного сообщества и акима области.

Но что делать с выбранными на определенный срок, скорее всего, на 4 года, акимами? Ведь если личность популярна, то можно получить после его отставки недовольство населения и последующие протесты. Фактически тут только один путь – сменяемость только при окончании срока полномочий, отставка лишь по собственному желанию или при уголовном деле. Иначе никак. 

Учитывая все вышенаписанное, можно отметить, что на самом деле, прямые выборы акимов гораздо более интересное и серьезное политическое событие, чем думают сегодня многие казахстанцы, так что к ним надо серьезно готовиться.