Города постсоветского Узбекистана: с XX века до наших дней 06.09.2020

Города постсоветского Узбекистана: с XX века до наших дней

В продолжении серии материалов о постсоветских городах Центральной Азии – урбанизация в УзССР и типы городов в современном Узбекистане в статье к.и.н., доцента кафедры мировой политики Факультета исторических и политических наук Томского государственного университета Артема ДАНКОВА.

Узбекистан – страна с богатейшими историческими традициями развития городов. На начало XX-го века УзССР – самая урбанизированная республика на территории сегодняшней Центральной Азии. По данным на 1926 год 29 % населения Узбекской ССР жили в городах. Здесь же были расположены крупнейшие на тот момент города Центральной Азии – Ташкент, Самарканд, Бухара и Коканд. Однако постепенно темпы роста городского населения снизились, и к моменту создания суверенного государства – Республики Узбекистан – доля городского населения едва превышала 41%..

Проблемы казахстанского города определяют будущее страны

В силу более длительных процессов урбанизации в республике сформировалось несколько типов городов.

Во-первых, старые городские центры (Бухара, Самарканд, Наманган и Коканд), которые имели богатую историю, развиваясь как торговые, ремесленные и административные центры. В этих городах исторически преобладало коренное население, а доля «европейцев» была незначительной. 

Во-вторых, новые индустриальные города, основанные в советский период (Навои, Алмалык, Зарафшан, Чирчик, Бекабад и др.) и отличающиеся мультикультурным, прежде всего «европейским» населением.

В-третьих, особое место среди городов Узбекистана занимал Ташкент – древний торговый и административный центр, который полностью преобразился в XX веке в европеизированный город со смешанным населением, в котором, по данным на 1989 г., узбеки составляли 44 %, русские – 34 %, остальные народы – 22 %.

Трансформационный кризис после распада Советского Союза не обошел стороной Узбекистан, однако многие процессы имели здесь свою специфику.

Отметим, что в Узбекистане до недавнего времени сохранялись жесткие ограничения по регистрации граждан в крупных городах, особенно в Ташкенте. Это позволило избежать взрывного роста населения в городах, инфраструктура которых не была к этому готова. В результате города испытали не такое мощное давление со стороны приезжих, как это, порой, происходило в Казахстане или Кыргызстане, оно было растянуто во времени. 

Кроме того, урбанизация в Узбекистане в постсоветский период – это не столько переезд выходцев из сельской местности в существующие города, сколько трансформация крупных сельских населенных пунктов в разряд городов (административная реформа 2009 года) и расширение территории существующих городских центров (например, расширение Намангана в 2016 г., Ташкента и Навои в 2019 г.).

В отличие от реалий в том же Казахстане, узбеки всегда составляли значительную долю городского населения республики. В то же время, эмиграция национальных меньшинств, в первую очередь «европейцев», из Узбекистана шла медленнее, чем в других странах Центральной Азии, где она приняла повальный характер. Таким образом, города на протяжении длительного времени после распада Советского Союза оставались мультикультурными центрами, местами концентрации русскоязычных жителей, где русский язык выполнял и выполняет функцию языка межнационального общения и определенной степени делопроизводства. 

Важно сказать, что, если в советский период в Казахстане города в первую очередь были центрами индустрии, то в Узбекистане городская экономика была более диверсифицирована за счет торговли и сектора услуг, зачастую, являющихся частью теневой экономики. В то же время города Узбекистана на рубеже 80-90-х гг. XX в. стали центрами политической нестабильности и массовых волнений, которые в первую очередь охватили Ферганскую долину. Погромы турок-месхетинцев в Фергане и ее пригородах в 1989 г., беспорядки в Андижане и Намангане в 1990 г., захват административных зданий исламистами в Намангане в 1991 г., студенческие волнения в Ташкенте в 1992 г.  – вот лишь неполный перечень событий, который иллюстрирует сложную политическую обстановку того времени. 

Также в Узбекистане отсутствует сеть крупных городов-миллионников, которые бы способствовали равномерному распределению населения и экономического потенциала по территории республики. Единственный мегаполис – Ташкент, играет ведущую роль в экономике страны, поэтому именно туда стремятся жители всех регионов в надежде значительно повысить свой уровень жизни. 

Если сравнивать Узбекистан с аналогичными по территории или населению государствами, то он явно отстает по темпам урбанизации и количеству городов-миллионников. Например, в Саудовской Аравии, население которой 34 млн., сейчас 5 городов-миллионников, а доля городского населения 87 %, в Марокко при 36 млн. населения расположены 4 города-миллионника, а доля горожан – 63 %., в постсоветской Украине, население которой 42 млн. чел., есть 3 города-миллионника при уровне урбанизации в 69 %. По данным на начало 2020 года в Узбекистане доля горожан составила лишь 51 %.

В январе 2020 г. президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем послании Олий Мажлису поставил стратегическую цель – довести уровень урбанизации в стране до 60,0% к 2030 году. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить несколько важных задач. 

1. Необходимо добиться устойчивой урбанизации за счет формирования нескольких центров притяжения населения помимо Ташкента. В первую очередь в Ферганской и Зеравшанской долинах. В качестве таких центров притяжения будут выступать Фергана, Наманган и Самарканд. В ближайшие десять лет они превратятся в города-миллионники.

2. Важно обеспечить комфортное развитие городской среды в крупнейших городах (Наманган, Самарканд, Фергана и т.д.) республики и городах, имеющих важное значение для экономики страны (Навои, Зарафшан, Алмалык, Ангрен, Бекабад и другие). Также нужно разгрузить Ташкент за счет формирования сети городов-спутников вокруг столицы Узбекистана. 

При этом важно использовать потенциал трансграничного сотрудничества и формирование крупнейших трансграничных агломераций в первую очередь по линии Ташкент-Шымкент. Для этого на границе Казахстана и Узбекистана уже приступили к строительству Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия».

3. Нужно трансформировать Ташкент в современный мегаполис за счет расширения его территории, массового жилищного строительства, создания новых производств и развития транспортной инфраструктуры. В конце августа 2020 г. в Ташкенте состоялось открытие сразу 9 станций подземного и надземного метро, что является важнейшим шагом в этом направлении. 

4. Узбекистан – страна древней и богатой городской культуры. В условиях трансформации городской среды стоит учитывать историческую ценность старых городов и районов Узбекистана. Поэтому сохранение и украшение их исторического облика – важнейшая задача, в том числе и для расширения туристического потока. 

Если прогнозам суждено сбыться, то к 2030 году Узбекистан при 40 млн. населении и 60%-ом уровне урбанизации станет крупнейшей после России страной на постсоветском пространстве по численности городского населения (примерно 24 млн. чел.). Это в корне изменит облик и образ жизни Узбекистана.  

 

 Продолжение серии материалов следует...