Нурсултан Назарбаев и Рой Медведев: Два философа на страницах одной книги.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Москве, в посольстве Республики Казахстан прошла презентация новой книги известного ученого Роя Медведева «Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и евразийский проект». Это уже вторая книга о Казахстане российского патриарха, которому нынешней осенью исполнится 83 года. Редакция сайта публикует текст выступления на презентации генерального директора ИАЦ, Алексея Власова.
Нурсултан Назарбаев и Рой Медведев: Два философа на страницах одной книги.

В Москве, в посольстве Республики Казахстан прошла презентация новой книги известного ученого Роя Медведева «Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и евразийский проект». Это уже вторая книга о Казахстане российского патриарха, которому нынешней осенью исполнится 83 года.

Редакция сайта публикуеттекст выступления на презентации генерального директора ИАЦ, Алексея Власова.

***********************************************************************************

Уважаемые коллеги. Уважаемый Рой Александрович.

В одном из своих давних интервью Рой Александрович признался журналистам, что не считает себя историком, а в гораздо большей степени тяготеет к философскому восприятию времени и героев своих произведений. Мне кажется, что в случае с книгой «Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и евразийский проект» - на ее страницах встретились два философа - автор и национальный лидер Республики Казахстан. Напомню, что и сам Президент Казахстана признался однажды журналистам, что его любимый исторический персонаж - римский император, философ, стоик - Марк Аврелий, автор выдающегося трактата "К самому себе".

Думаю, Нурсултан Абишевич следует в своих политических практиках многим из жизненных принципов, которыми руководствовался император-философ: "кротость и непоколебимая твердость в тщательно обдуманных решениях, отсутствие интереса к мнимым почестям, любовь к труду и старательность, внимание ко всем, кто может внести какое-либо общеполезное предложение, неизменное воздаяние каждому по его достоинству, понимание того, где нужна строгость, а где большая мягкость. Во время совещаний упорно настаивать на исследовании всех обстоятельств дела и не спешил положить конец обсуждению, довольствуясь первым встретившимся решением. Сохранять постоянство в отношениях с друзьями, не меняя их из-за пресыщения, но и не поддаваясь чрезмерному увлечению ими".

Встать выше сиюминутных эмоций, равнодушно воспринимать хулу и словесный елей, видеть главное в каждодневной работе над самим собой - вот те принципы, которых всю свою жизнь придерживаются два человека - автор и герой книги.

Полагаю, что найдется немало людей, а мир науки и политики в чем-то очень схожи, которые усмотрят в появлении этой книги пример успешного странового пиара - не более. Для сомневающихся могу порекомендовать прямо обратиться к научной биографии Роя Медведева, без громких слов - человека, который сам может выбирать сюжеты и героев своих произведений, не подстраиваясь под вкусы и запросы сильных мира сего.

Почему же именно Назарбаев? По словам Роя Медведева, главный фактор успешного развития страны - сильный, умный, мужественный лидер, сумевший сохранить стабильность в государстве, нашедший правильную общенациональную идею, концепцию развития государства. Среди таких фигур в странах СНГ - Нурсултан Назарбаев, Ислам Каримов, Александр Лукашенко. Но наиболее успешный лидер, сответствующий вызовам нового времени, по мнению самого автора, оказался в Казахстане, поскольку Нурсултан Абишевич в управлении страной сумел найти оптимальный баланс между "сильной рукой" и необходимыми элементами демократизации политической системы страны.

Но только ли это обстоятельство определяет авторский выбор? Рискну предположить, что причины столь пристального интереса к фигуре Президента РК, к опыту казахстанских реформ лежат гораздо глубже. История не терпит сослагательного наклонения, но в оценке Роем Александровичем причин и последствий распада СССР просматривается очевидная мысль - фигуры главных участников событий 1985-91 гг. оказались не соответствующими масштабу глобальных перемен, происходивших не только в стране - в мире.

Вольно или невольно, но он примеряет эту ношу на человека, политика, который проявил себя как блестящий антикризисный управленец в начале 90-х годов, но который так и не получил шанса рискнуть и вытянуть из пропасти весь этот неподъемный груз советской системы. Это - к вопросу о роли личности в истории, которую можно оспаривать до хрипоты, но которая упрямо лезет в пустоты нашей методологии отечественной истории.

Но ведь эта книга не только о личности, эта книга о стране, о народе, который стартовал с условной 12-ой позиции в рейтинге советских республик, а ныне штурмует вершины рейтингов мировой конкурентоспособности. Многие политики склонны сетовать - народ не догоняет их гениальных замыслов, а все просто - процесс общения должен иметь систему обратной связи. Прислушиваться к мнению простых людей, стремится соотнести свое решение с позицией наиболее уважаемых, авторитетных аксакалов - так правили великие степные ханы 18 столетия, так должна быть выстроена, в новых, демократических реалиях система власти в Казахстане.

А завершить свое выступление хочу еще одной цитатой из интервью Роя Александрович. " Назарбаев написал восемь книг, и все они о Казахстане. У Ельцина - несколько книг, но все они о нем самом, его жизни, политической карьере".

Разница потенциалов политических лидеров часто определяет судьбы стран, но каждое государство, равно как и каждый человек все равно должны пройти свой собственный путь, который никогда не будет простым. Пусть на этом пути русским и казахам, россиянам и казахстанцам сопутствует удача.

И, как финальное напоминание, слова Марка Аврелия, обращенные к властителю и властителю дум: " Заботься о деле, которым сейчас занят, чтобы выполнить его достойно, с полной серьезностью, искренностью, с любовью к людям и справедливостью. Отстрани от себя иные побуждения.

Будет удача, если каждое дело исполнишь как последнее в своей жизни, освободившись от безрассудства, подогреваемого страстями, пренебрежения к велениям разума, лицемерия, себялюбия и недовольства собственной судьбой".

Спустя почти две тысячи лет эти слова не утратили свою актуальность.

Спасибо за внимание.

Поделиться: