Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Кризис доверия в системе международных отношений и многовекторная политика Республики Казахстан.

11.10.2008

Автор:

Теги:

 

Международная научно-практическая конференция на тему «Стабильный Казахстан в нестабильном мире», проводится Комитетом по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан 16 октября 2008 года в городе Астане. На конференции выступили руководители парламента Республики Казахстан, ведущие политологи Казахстана, России, США, Китая, Индии, Европы и стран Центральной Азии. Среди участников конференции Генеральный директор ИАЦ Алексей Власов.

Редакция сайта публикует текст выступления А. Власова.

*********************************************************************************

Дамы и господа, уважаемые организаторы сегодняшней встречи.

 

В настоящий момент можно с уверенностью говорить о том, что прежняя система норм и правил, существовавших в отношениях между великими державами, постепенно уходит в прошлое. Реальностью становится рост конфликтогенности, взаимного недоверия и «недружественной конкуренции».

Мировой финансовый кризис, паника на фондовых рынках - лишнее свидетельство - мы вступаем в сложный, драматичный период развития, когда пройдут проверку на прочность многие, казавшиеся незыблимыми принципы отношений между партнерами, союзниками, странами-соседями. В нестабильном мире, на первый план выходит вполне очевидный вопрос, какую антикризисную стратегию мы выбираем? Будем ли мы спасаться по одиночке или же попытаемся выработать единый комплекс мер, бороться с новыми рисками всем миром, "асар" - как говорят в Казахстане? Пока, к сожалению, многие политики в ведущих странах западного мира еще не ощутили необходимость подобной сплоченности, разумного соединения усилий. Кризис взаимного недоверия разрастается гораздо быстрее паники на фондовых рынках, а это уже шаг к глобальной катастрофе.

На лицо системный кризис прежних стратегий безопасности, которые продемонстрировали свою недостаточную эффективность в решении проблемы так называемых "непризнанных государств" на постсоветском пространстве.

В этих условиях резко возрастает роль стран-медиаторов, способных предложить новый формат диалога во взаимоотношениях между Востоком и Западом, между Россией и Соединенными Штатами, между основными участниками так называемой «большой игры».

Ведущую роль в процессе выработки новых, более справедливых правил взаимодействия в системе международных отношений, несомненно, будет играть Республика Казахстан. Именно Казахстан как региональная страна - лидер имеет полное право на то, чтобы непосредственно участвовать в определении новых стандартов безопасности, микшируя острые противоречия между ведущими мировыми державами. Ведь именно этот антагонизм, который многие эксперты поспешно окрестили "новой холодной войной" препятствует восстановлению взаимопонимания, уважения к интересам друг друга и решению спорных вопросов на консенсусной основе.

Принцип многовекторной политики, который был сформулирован и реализован Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, конечно, не является универсальным средством для решения всех проблем современного мира, однако в условиях, когда большинство решений принимается мировыми руководителями, не исходя из стратегических целей и задач, а ситуативно, через вынужденную реакцию на внешние раздражители, именно равновесная политика Астаны способна создать площадку, на которой будут достигать компромисса даже самые непримиримые противники.

Если в конце 90-х годов казахстанское руководство упрекали в том, что тонкий и сбалансированный геополитический курс Ак Орды - это всего лишь игра на противоречиях между важнейшими центрами силы, то сейчас уже очевидно, что движение к экономической и политической диверсификации, это не просто набор хитрых тактических ходов или же воплощенный инстинкт геополитического самосохранения, а важнейший стратегический ресурс, который должен позволить Казахстану не только сохранить собственную стабильность перед лицом внутренних и внешних вызовов, но и существенно расширить зону «позитивного влияния», положительного воздействия на общемировые процессы. Начинается новый этап в реализации политики многовекторности, более сложный, более ответственный, но вместе с тем, значительно расширяющий "зону международной ответственности" Республики Казахстан в этом нестабильном мире.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркивает, что тактика гибких альянсов - это реальная возможность для расширения пояса региональных союзников и мировых партнеров. Это возможность не делать ошибок, связанных с резкими, недостаточно мотивированными действиями, а значит, обеспечить потенциал для долгосрочного, устойчивого развития страны, что само по себе дает дополнительные гарантии для реализации успешной внутренней и внешней политики РК, реализации "Стратегии - 2030".

Выступая с трибуны 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН министр иностранных дел РК Марат Тажин, говорил о том, что глобализация выводит на новый виток обострение глобальной конкуренции, поэтому важно, чтобы в угоду конкурентной борьбы "не были поставлены под сомнение ключевые принципы и ценности, которые объединяют, а не разъединяют" народы мира.

Речь идет о межэтническом, межконфессиональном диалоге, о тех инструментах, тех площадках социокультурного взаимодействия, которые Астана сформировала за последние несколько лет, начиная с Форума мировых религий и заканчивая Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Казалось бы, в какой степени может Форум мировых религий, который, не секрет, многие оценивают как имиджевый проект Казахстана, способствовать преодолению новых рисков, свидетелем которых весь мир стал в течение последних нескольких месяцев? Но ведь именно межрелигиозный, кросскультурный диалог создает среду, в которой решения принимают не только политические элиты, но - громадную роль играет общественная инициатива.

Конечно, мы вряд ли когда-либо придем к идеальному миру, которым управляют философы. Однако, это не означает, что мир не должен стремиться к максимальному увеличению роли культурной, интеллектуальной, духовной элиты в поиске оптимальных форм взаимодействия, через воздействие на свои правительства и "принуждение" национальных элит мыслить не только масштабами мировых бизнес-проектов, но и учитывая экологические, продовольственные, демографические проблемы, которые важны ровно в той же степени, что и, например, проблемы энергетической безопасности. Сейчас, возможно, это кажется чистой романтикой, но многие из предложений казахстанского лидера, Нурсултана Назарбаева изначально казались несбыточными проектами, а, между тем, жизнь доказала обратное.

Хочется верить, что и новые предложения руководства РК, направленные на преодоление кризиса взаимного доверия, это не только мечта о прекрасном будущем, но и вполне достижимая реальность. Все предпосылки для этого уже имеются, необходимо только сохранить последовательность и поступательность курса, выбранного руководством Республики Казахстан.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение