Э. Полетаев: Казахстан - это не Украина.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Казахстане имеется нишевая конкуренция на рынке журналов общественно-политической направленности. Есть как минимум несколько изданий, названия которых «на слуху». Например, журналы «Континент», «Эксклюзив», «Эксперт-Казахстан»... Недавно громко заявил о себе новый журнал Vox populi. Но, к сожалению, журнальный рынок в Казахстане развивается не так активно, как, например, в Москве, и население еще достаточно консервативно - его тяжело приучить к покупке новых изданий. Дело в том, что в советское время казахстанская журналистика специализировалась на газетном формате, а местных журналов было мало. Впрочем, были популярные исключения вроде литературного журнала «Простор» или сатирического «Ара» - «Шмель» - казахстанского аналога всесоюзного «Крокодила». Тем не менее, в Казахстане по-прежнему хорошо продаются журналы, изданные в Москве.
Э. Полетаев: Казахстан - это не Украина.

Интервью редакции сайта ИАЦ с Эдуардом Полетаевым, главным редактором казахстанского журнала "Мир Евразии".

- Эдуард, какое место занимает журнал «Мир Евразии» среди прочих изданий в Казахстане, специализирующихся на политической тематике?

- В Казахстане имеется нишевая конкуренция на рынке журналов общественно-политической направленности. Есть как минимум несколько изданий, названия которых «на слуху». Например, журналы «Континент», «Эксклюзив», «Эксперт-Казахстан»... Недавно громко заявил о себе новый журнал Vox populi. Но, к сожалению, журнальный рынок в Казахстане развивается не так активно, как, например, в Москве, и население еще достаточно консервативно - его тяжело приучить к покупке новых изданий. Дело в том, что в советское время казахстанская журналистика специализировалась на газетном формате, а местных журналов было мало. Впрочем, были популярные исключения вроде литературного журнала «Простор» или сатирического «Ара» - «Шмель» - казахстанского аналога всесоюзного «Крокодила». Тем не менее, в Казахстане по-прежнему хорошо продаются журналы, изданные в Москве.

Идеальный для чтения журнал в Казахстане делать трудно, какие бы преданные своему делу и инициативные люди в редакции не работали. Есть тут много подводных камней... Трудно найти журналистов, предлагающих неожиданный угол, иной ракурс своих статей. Это большая проблема нашей журналистики - все материалы, как под копирку. Или возьмем, к примеру, общую головную боль - качество полиграфии. Привез недавно из Москвы журнал, который также печатается в Казахстане, для сравнения - уже при первом взгляде все было ясно без слов. А печатать тираж за рубежом сложно - много проблем вызывают вопросы логистики.

Местные общественно-политические журналы, как правило, имеют заявленные тиражи до 10 тыс. экземпляров. Это нормально, учитывая количество населения в Казахстане, но плохо, если рассматривать вопрос с точки зрения интересов рекламодателей. Их такие тиражи не всегда устраивают.

Однако в целом объем издаваемых журналов и газет достаточно велик, но только около 10% читающей публики, на мой субъективный взгляд, интересуют политические темы. Это нормально для государств со стабильным режимом, где не так много интересных политических тем появляется. Тем не менее, многие издания по привычке перестроечных времен, когда политические темы всегда были в центре внимания, продолжают выставлять политические статьи на первые полосы, даже осознавая, что потребителю такая информация уже может быть не интересна.

Что касается журнала «Мир Евразии», то он существует с 2003 года, в сентябре ему исполнилось ровно 5 лет. В основе концепции распространения этого издания - представительское распространение, целевая подписка и адресная рассылка.

Журнал получают многие известные люди страны, читают пассажиры авиакомпаний, он присутствует на некоторых международных выставках.

Материалы «Мира Евразии» - не вестник академии наук и не экспресс-анализ ежедневной газеты. Мы понимаем, что нашим читателям интересно не просто узнать о том, что случилось, но и понять, насколько и почему важно то или иное событие, как оно повлияет на ту или иную ситуацию. Поэтому большинство статей являются информационно-аналитическими. Мы предоставляем взвешенную информацию, отрицая радикализм и прочие крайности экстремальной журналистики. Портрет читателя таков: это человек 35-45 лет, с высшим образованием, житель крупных городов (в основном, Алматы и Астаны). Он является бизнесменом, государственным чиновником, дипломатом, сотрудником НПО и международных организаций.

Это результат проведенных маркетинговых исследований, которые позволяют думать, что мы работаем в правильном направлении. То есть нас читают именно те люди, на которых и рассчитан журнал. Мы не пытаемся навязать свой продукт крестьянину или домохозяйке. У нас другая целевая аудитория.

Журнал предназначен для тех, кто интересуется событиями евразийского масштаба, стремится быть в курсе политической и экономической ситуации континента. Много внимания уделяется освещению событий на постсоветском пространстве, связанных с интеграцией. Это один из подходов к общеевразийской идее, но с прагматичным уклоном. «Мир Евразии» - казахстанский журнал, который привлекает авторов со всего постсоветского пространства. К примеру, у нас печатается много авторитетных экспертов из России, Кыргызстана и Таджикистана.

Кроме того, мы оказываем посильную помощь нашим коллегам на евразийском пространстве, будь то предоставление материала или какие-либо консультации. Влияние журнала, конечно, ограничено, он не является лидером мнений, но ниша занята и активно нами осваивается. Меняются и методы работы, поскольку, чем более мы восприимчивы к переменам, тем мы конкурентоспособнее. Например, известно, что современная пресса все более визуализируется, то есть картинки, фотографии занимают важное место. Мы, конечно, стараемся избегать болезней «пластмассовой журналистики», но, тем не менее, уже нельзя уйти от принципа следования «мозаичной» подачи информации, дробления текстов и так далее. Так называемые «портянки» текста - это вчерашний день.

- Вы уже частично затронули этот вопрос, но в какой степени, на Ваш взгляд, политизировано казахстанское общество? Кому наиболее интересна политическая тематика?

- Трудно говорить о том, что казахстанское общество сегодня пребывает в атмосфере спокойствия и уюта - последствия финансового кризиса все еще сказываются на социальном самочувствии граждан. Тем не менее, власть ситуацию контролирует. Люди, конечно, довольны не всем, но к протестным действиям они не готовы.

На мой взгляд, политизация в Казахстане возникает спорадически как реакция населения на ущемление его прав. Существует, конечно, как и в любом другом государстве, группа «вечно недовольных». Однако основная масса населения политизирована незначительно. Об этом можно судить и по публичным политическим мероприятиям, например, митингам, которые редко собирают более 5 тыс. человек. Приведу такой пример. В свое время в Казахстане возникла проблема, Россия тоже через него прошла, когда власти пытались запретить автомобили с правым рулем. Реакция населения была настолько агрессивной, что власти дали «задний ход» и пошли на компромисс, издав закон, разрешающий пользование этими автомобилями, но запрещающий их ввоз. Данный пример показывает, что население равнодушно к политике до тех пор, пока не затронуты его экономические интересы. Казахстан - это не Украина, здесь политика не обладает возможностями проникать во все сферы жизнедеятельности общества.

Пока власть позволяет населению работать, вести бизнес, политика мало кого интересует. Многие бизнесмены вообще в политику не лезут, и, соответственно, не имеют влияния на политическую ситуацию в стране. Среди большинства населения страны есть желание сохранить существующее статус-кво. Президент Назарбаев является фигурой, цементирующей все казахстанское общество, а основная угроза политической стабильности, на мой взгляд, может идти не с улицы, а с дворцов, в которых ссорится элита.

Конечно, со мной не согласятся те люди, которые так или иначе страдают от перегибов властной деятельности, а такие, безусловно, есть. И, в то же время, в Казахстане мало людей, равнодушных к политическому будущему своей страны. Пока все проходит предсказуемо, но люди думают, что так будет не всегда. Раз пользуются популярностью оппозиционные печатные СМИ, за которые читатели реально «голосуют рублем», а политика активно обсуждается в Интернете, значит, политизации общества избежать не удается. В политический процесс вовлекаются все новые и новые слои: молодежные активисты, пострадавшие от недобросовестных махинаций дольщик и т.д. Но демократия остается дозированной. Многопартийная система достаточно иллюзорна, власть достаточно жестко пресекает попытки политизации общества, предпринимаемые оппозицией. Так, разрешается, например, проводить митинги на окраине городов, издавать газеты, но в эфире казахстанских телеканалов редко можно увидеть оппозиционных деятелей.

- Существуют ли в Казахстане свободные СМИ или все издания Республики так или иначе связаны с какими-либо политическими группировками и кланами?

Трудно сказать определенно. Наши СМИ достаточно лояльны к власти, хотя некоторые наблюдатели, наоборот, отмечают, что казахстанская пресса по отношению к власти гораздо «зубастей» российской.

Однако стоит учитывать, что в казахстанских СМИ присутствует четкая сегментация по нишам. Особенностью печатных СМИ является то, что их реализация не приносит большого дохода. Помогают спонсоры, часть средств идет от рекламы. Официальные СМИ существуют за счет госзаказов.

Что касается независимых СМИ, тои за ними стоят свои люди, правда, они не всегда используют масс-медиа как инструмент влияния, скорее, это элемент престижа, вроде швейцарских часов. Контроль над газетой или журналом в Казахстане - это, прежде всего, статусный показатель.

Что касается оппозиционных СМИ, то, не существует, например, оппозиционного телевидения. Альтернативой государственным каналам могло бы стать общественное телевидение, как в Азербайджане. В Казахстане рассматривалась возможность его создания, сейчас же эта идея отошла на второй план, хотя такое телевидение нужно, как имиджевый проект страны.

Важно и то, что казахстанские СМИ терпят серьезную конкуренцию со стороны российских. По крайней мере, это с уверенностью можно сказать о телевидении. Городское население Казахстана в своем большинстве постоянно смотрит российские каналы. В сфере печатных СМИ российские издания также часто становятся лидерами мнений.

С чем это связано, на Ваш взгляд?

- Возможно, по старинке с советского времени в Казахстане считают Москву авторитетным центром, где, как говорится, эксперты профессиональнее, а «сахар слаще». Также, наверное, с уровнем доверия. Когда ситуация описывается людьми со стороны, это всегда кажется неангажированным. Казахстан не так часто попадает на первые полосы зарубежных СМИ, поэтому всегда интересно, что о нас думают. В Казахстане редко бывает так, чтобы одна местная газета цитировала другую, при этом перепечатка статей из российских СМИ, или ссылка на них - частое явление.

Кроме того, повестку международных новостей, как правило, формируют россияне, ну, может быть, еще и канал «Евроньюс», вещающий у нас на русском языке. Казахстанские СМИ не обладают такими возможностями, чтобы держать сеть зарубежных корреспондентов. Но главная причина находится не в Москве.

Казахстанские СМИ технически оснащены на приемлемом уровне, но качество предоставляемой продукции довольно низко. Ощущение такое, что журналистская работа идет для услады начальства, рекламодателей, ради зарплаты, наконец, но не для удовольствия зрителей. Большинство программ вторичны, списаны с российских или зарубежных аналогов, и они теряют при этом в качестве. Из сетки телепередач постепенно исчезают «живые» программы, такие, как ток-шоу, их заменяют многочисленные сериалы. Я сам по казахстанскому телевидению смотрю только новости и футбол. Так что здесь свою роль играет элементарные законы конкуренции - при наличии относительно свободного рынка читатель и зритель сам решает, что ему нужней и интересней.

Теги: Казахстан

Поделиться: