Где грань? Имиджевые растраты или связи с общественностью в Казахстане 26.05.2020

Где грань? Имиджевые растраты или связи с общественностью в Казахстане

Одним из основных тезисов, с которым пришел к власти сегодняшний президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев, стало формирование «слышащего государства», в котором каждый гражданин будет услышан, политика будет прозрачной, и каждый житель Казахстана будет в должной мере осведомлен о том, что происходит вокруг него.

Сам президент Токаев активно использует соцсети – Телеграм и Инстаграм аккаунты – как каналы обратной связи. Соответственно, каждый чиновник страны может следовать заложенному тренду. 

Не стал исключением и аким Нур-Султана Алтай Сейдирович Кульгинов, человек, который и сам в прошлом занимался медиа (с 2008 по 2010 гг. был заместителем генерального директора ТОО «Алаш Медиа Групп»). Необходимо отметить, что пресс-служба столичного акимата работает весьма активно, продвигая эффекты деятельности градоначальника. Аналогично работа была поставлена и на прошлом месте работы Кульгинова, в Западно-Казахстанской области, где практически ежемесячно выпускались новости о реализации различного уровня проектов.

Однако подобная открытость сыграла злую шутку с акимом казахстанской столицы. 

Среди ударов по имиджу акимата – ноябрьский блэкаут столицы, когда без света на несколько дней остался весь административный центр Нур-Султана. Далее – устранение последствий небывалого снегопада в столице, которое вызвало огромный шквал обращений и недовольства среди граждан, а также коррупционный скандал с акимом одного из районов Нур-Султана Аскаром Есиловым.

Однако 24 января на расширенном заседании правительства РК президент К.-Ж. Токаев все же похвалил Кульгинова:

«Что касается акима столицы, я отмечаю активную работу с социальной точки зрения. Встречи с жителями, особенно с той частью, которая является проблемной. Эта работа у вас получается. Вы идете навстречу людям, объясняете нашу политику, объясняете возможности, которые у нас имеются с точки зрения удовлетворения потребностей, которые высказывают жители столицы».

Казалось бы, все шансы на роль «слышащего акимата» имелись. 

Однако с началом пандемии недовольство населения резко возросло, и одним из самых громких заявлений, взбудораживших общественность, стала новость о выделении столичным акиматом 125 миллионов тенге на «эффективное продвижение позитивного имиджа и репутации в СМИ, социальных сетях и на других интернет-платформах» частной компании ТОО Dasco DataCom. Аналогичный контракт был заключен и на 2019 год, когда было затрачено 36 миллионов тенге в период с августа по декабрь 2019 года.

Столичный акимат оперативно отреагировал на происходящее и ответил, что аким «не нуждается в якобы «проплаченных» комментариях и постах в соцсетях», а также, что «в рамках данной услуги не проводится продвижение имиджа государственного органа. Она представляет собой исключительно мониторинг СМИ для дальнейшего изучения общественно-политической ситуации и социального настроения населения, по итогам которого принимаются оперативные меры и рекомендации по решению социальных проблем города».

Руководитель ТОО Dasco DataCom, Дармен Садвакасов на своей личной странице в Фейсбук также подчеркнул: 

«Никто не акцентировал на этом внимания, но озвученная в материале сумма обеспечивает бесперебойное «дежурство» IT системы не за месяц, квартал или даже полугодие, а в течение 14-15 месяцев. Более того, сбор и анализ больших данных проводится 24 часа в сутки, семь дней в неделю без выходных, требует серьезных трудозатрат, технологических и экспертных решений, которые на международном рынке стоят гораздо больше».
Однако скандал на этом не прекратился. Позднее руководитель Общественного Фонда «Республика-Регион-Развитие», известный в Казахстане блогер Галым Байтук на своей странице в Фейсбук продолжил тему, заявив, что акимат Нур-Султана выделил еще 267 млн тенге на услуги «информационной поддержки сайтов». Победителем данного лота стало ТОО «New Vision LTD». 

На данный вопрос также обратил внимание и Atameken Business, крупный казахстанский деловой канал, принадлежащий НПП «Атамекен» (президентом которой выступает Тимур Кулибаев), однако в их материале речь идет о 224 млн тенге. Материал завершается весьма двусмысленной фразой о надежде на пересмотр акиматом данных расходов. 

И здесь необходимо отметить, что одно дело, когда действия местной власти критикуют блогеры и около-оппозиционные газеты, и совсем другое дело, когда за это берется одно из крупнейших СМИ страны. Речь, скорее всего, идет об информационной атаке в сторону градоначальника, с учетом того, что сейчас зреет новый инфоскандал с вопросом выделения средств на реконструкцию одной из основных столичных автодорог (порядка 89 млрд тенге).

При этом, это не единственные факты того, сколько государственные органы тратят средств на свое продвижение и улучшение имиджа. Тот же Галым Байтук отмечает траты Министерства здравоохранения на аналогичные нужды – продвижение имиджа. 

Если откатить время назад, то еще во время начала предвыборной президентской гонки Маулен Ашимбаев (на текущий момент спикер Сената РК), тогда будучи главой Республиканского общественного штаба кандидата в президенты Казахстана Касым-Жомарта Токаева отмечал, что:

«Все партии, не только в Казахстане, но и на западе, в США, Великобритании, во Франции уделяют большое внимание работе в социальных сетях. Есть определённые технологии работы в социальных сетях. Но, в то же время, наша принципиальная позиция – мы не поддерживаем подходы, чтобы кого-то заставлять писать или писать анонимные комментарии». 
Однако необходимо понимать всю разницу контекста, одно дело, когда подобная работа ведется в предвыборный период, и суммы не озвучиваются, другое дело, когда та же работа проводится в кризисное время с весьма осязаемым бюджетом

Отметим, что найм консалтинговых компаний – только часть большого клубка, который называется «имидж государства». Что здесь важно, президент Казахстана еще в начале года поставил задачу по снижению затрат на имиджевые проекты. Как результат, правительство РК отчиталось об экономии бюджета на 30 млрд тенге.

Однако выделение средств на продвижение/мониторинг/улучшение информационного поля вокруг своей работы акимату и акиму столицы в принципе не нужно по ряду причин. Во-первых, в рамках поручения по сокращению излишних трат. Во-вторых, в текущей ситуации, население само заинтересовано в получении как можно большего объема информации от официальных властей, и уже здесь необходима активная работа пресс-службы акимата. В-третьих, Алтай Сейдирович в принципе сам по себе весьма публичная персона, активно выходящий на встречу к журналистам.


Ia-centr.ru является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.