Карта русского - "выход из тупика" или "законченный популизм"?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Понятно, что все эксперты сразу вспоминают "карту поляка" как пример успешной реализации аналогичного проекта. У нас, кстати, сразу несколько центров ухватились за русскую модель карты и какое-то время шло серьезное соперничество за деньги и административную поддержку проекта. Сейчас победитель известен, но неизвестен практический результат всех этих кулуарных баталий. Ясно, что проект - политический. Ясно, что приоритетно расчитан на русских в Украине. Но дальше что?
Карта русского - "выход из тупика" или "законченный популизм"?

Власов Алексей Викторович

Понятно, что все эксперты сразу вспоминают "карту поляка" как пример успешной реализации аналогичного проекта. У нас, кстати, сразу несколько центров ухватились за русскую модель карты и какое-то время шло серьезное соперничество за деньги и административную поддержку проекта. Сейчас победитель известен, но неизвестен практический результат всех этих кулуарных баталий. Ясно, что проект - политический. Ясно, что приоритетно расчитан на русских в Украине. Но дальше что?

Что может обладатель карты поляка - бесплатно получить долгосрочную визу на пребывание в Польше, легально работать без необходимости получать разрешение на работу, может заниматься предпринимательской деятельностью на таких же основаниях, как польские граждане, пользоваться в Польше бесплатной системой образования на основном, среднем и высшем уровнях на таких же началах, как польские граждане.

Мы готовы на аналогичные льготы и преференции?
Судя по концепции федерального Закона - да. Там есть даже текстологические совпадения с польскими нормативными документами.
А на практике? Не получится ли та же история, что с программой переселения соотечественников. Идеология ведь часто разбивается об унылые бюрократические скалы и элементарное отсутствие денег.

Пока - больше вопросов, чем ответов на них.

06.10.2008


Независимый политолог, политический эксперт Джангужин Рустем
Джангужин Рустем Активные заявления политиков о реализации проекта «карты русского», на мой взгляд, часть пиар-кампании политических лузеров, каковыми являются его инициаторы - В.Волга (Украина) и И.Пономарев (Россия). Их единственная цель - привлечь к себе часть электората популистской идеей. При этом инициаторов не очень заботят, ни технологические механизмы, ни политические последствия, в случае имплементации их проекта. В первую очередь: как этот проект будет коррелироваться с принятыми законодательными базами обеих стран? каковы механизмы его реализации? и каковы последствия в случае принятия такого закона?..

Инициаторам будет необходимо внятно и убедительно донести свои аргументы до законодательной ветви власти обоих парламентов, чтобы утвердить свой законопроект в качестве законодательной нормы. Учитывая недостаточный интеллектуальный и политический ресурс и политический рейтинг обоих фигурантов, получить убедительные ответы на возникающие вопросы представляется маловероятным. Кроме того аналогов в международном законодательстве подобной нормы, в соответствии с которой можно было бы адаптировать в законодательное поле, как Украины, так и России, сколько мне известно, не имеется. Если, конечно же, не учитывать виртуальный проект, связанный с «картой поляка», который, если рассматривать его в контексте международного права и законодательных баз стран, объявивших свой суверенитет, далеко не бесспорен и имеет более метафорический, нежели юридический статус.

Если, все же, гипотетически, допустить, что инициируемый проект будет реализован, то перед парламентами возникнет плохо разрешимая задача принять нормативную базу для нейтрализации последствий политического лоббирования разрешительной нормы «быть своим, среди чужих» и «чужим, среди своих». В этом случае было бы вполне логичным и вполне оправданным существенно ограничить для украинских обладателей «карты русского» их конституционных прав. Как то: участие в выборах всех уровней, службу в армии, возможность работать в госструктурах, а также осуществить прочие изъятия из пакета гражданских прав.

Что же касается персонального статуса инициаторов «карты русского», то, в результате своей акции, именно они окажутся в первых рядах пострадавших в своих гражданских правах. Говоря иначе, они перестанут быть теми, кем они сегодня являются, посвятив свою дальнейшую жизнь работе на стройках народного хозяйства. Если, конечно, допустить, что они будут востребованы и пригодны для подобного рода деятельности.

С другой стороны, если рассматривать эту категорию «граждан» с точки зрения российского законодательства, то возникают вопросы зеркального свойства: каков будет юридический и политический статус обладателей «карты русского» в России? Будут ли они, сохраняя украинское гражданство, иметь равные права с российскими гражданами в части занятия вакансий в государственных органах, права служить в российской армии, участвовать и быть избранными в законодательные институты Российской Федерации?..

И, напоследок. Хотя это, отнюдь, не полнее последнее обстоятельство. Говоря о гипотетическом проекте инициаторов, нельзя исключать и психологического фактора - «полу-гражданин» или «полуторократный гражданин» (можно читать по-разному, в зависимости от позиции по отношению к нему) наверняка создаст, по отношению к себе «синдром недоверия» со стороны «нормативных граждан». Что не может считаться позитивным фактором при установлении атмосферы взаимного доверия и корпоративности в обществе.

Должен признаться. Обсуждать детали и возможные последствия инициатив политических маргиналов, пытающихся маргинализовать общество по своему подобию, представляется малоинтересным, поскольку здесь нет типажа, или, отсутствует ситуация, при которой, выражаясь языком социалистических реалистов, типичные герои должны быть рассмотрены в типичных обстоятельствах.
06.10.2008


Член-корреспондент РАН, заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Арутюнов Сергей Александрович

Арутюнов Сергей Александрович

К сожалению, у нас никогда не бывает недостатка в не вполне адекватных или даже частично умственно неполноценных, но безответственно авантюристичных политиканах разных уровней, вплоть до парламентского, периодически выступающих с клоунадными прожектами, вроде уголовного преследования геев, введения комендантского часа для подростков или какой-нибудь аналогичной чепухи. В любой цивилизованной стране эти люди давно были бы политическими трупами, но у нас они процветают и наращивают свой политический капитал. Что ж, каков электорат, таковы и его избранники, и ничего с этим не поделаешь. Хотелось бы только напомнить, что пока избранники мелят подобный вздор, тысячи людей, исконно русских, родившихся и проживших большую часть жизни в РСФСР, но в силу каких то случайностей очутившихся с молдавскими или еще какими то несуразными паспортами на руках, до сих пор годами обивают пороги разных контор и терпят измывательства чиновников, отказывающих им в российском гражданстве.

Близких аналогов документам, подобным этой карте русского, в мировой практике мне не известно. Разве что введенное в гитлеровском райхе подразделение всех немцев мира на райхсдойче и фольксдойче. Так что этот документ в своем роде беспрецедентен. Но беспрецедентен и культурный уровень наших законодателей, во всяком случае значительной их части, так что удивляться нечему.

Будет ли в итоге утверждена карта русского или нет, в конечном счете зависит от наличия или отсутствия здравого смысла у думского большинства. Надеюсь, что у него хватит ума похоронить эту нелепую инициативу. В крайнем случае, если не хватит, остается надеяться, что президент Медведев, как высококвалифицированный и умный юрист, наложит на подобный законопроект свое вето. Если же этого не произойдет, и карта русского обретет право на существование, последствия будут непредсказуемыми, но, в любом варианте, крайне пагубными.

А всем любителям поплясать на вечно перетягиваемом канате русско-украинских отношений нужно сказать: не играйте с огнем, господа! Украина - не Грузия. То, что было возможно и даже нужно в отношении Грузии, может оказаться смертельно опасным в отношении Украины.

06.10.2008


Директор политических программ Совета по внешней и оборонной политике, Директор Фонда "Центр политических исследований и консалтинга" Федоров Андрей Владимирович

Федоров Андрей Владимирович

"Карта русского", если она не будет официально оформленным документом типа американской "гринкард", окажется всего лишь временной пропагандистской кампанией. Те, кто действительно с Россией, например на Украине, в такой карте на самом деле не нуждаются. Вопрос в другом - давая такие карты мы проводим своего рода социологический опрос, кто нас любит, или будем готовы взять на себя какие то реальные обязательства в отношении их владельцев? Последнее обычно нам никогда не удавалось. Поддержка России будет определяться не количеством "карт русского", а количеством ошибок, которых нам удастся избежать в этот сложный период как в отношениях с ближайшими соседями, так и в отношениях с Западом.

06.10.2008


Политолог, президент Международной неправительственной организации "Ливадийский клуб" Шатров Игорь Владимирович

Шатров Игорь Владимирович

Введение «карты русского» может дать шанс красиво выйти из тупика, в который зашла отечественная дипломатия. Речь идет об отсутствии со стороны России все постсоветские годы артикулированной внешней политики на геополитическом пространстве бывшего СССР. При дальнейшем продолжении того, что на этом направлении называется сейчас российской внешней политикой, мы рискуем «потерять» на долгие годы не только Грузию, но даже Белоруссию. Намек на это из Минска прозвучал ясный и недвусмысленный.

Но беспокоят, конечно, не потенциальные проблемы во взаимоотношениях с Лукашенко и не нынешние - в общении с Ющенко или Саакашвили, а контакты и добрососедские связи между народами наших государств. При сохранении со стороны России прежней агрессивной риторики, поделенной на политическую безынициативность и отсутствие креативного подхода, они могут попросту прерваться. Новое время требует свежих оригинальных идей. Надо понимать, что второй раз не удастся повторить сценарий, реализованный в Абхазии и Южной Осетии. Не будет еще одной военной операции по защите от геноцида мирного населения другой страны. Просто потому, что не будет для этого таких безусловных оснований. Ведь больше никто так предусмотрительно не получал в массовом порядке российские паспорта, как граждане двух этих кавказских государств. А теперь уже и не получит. Абхазский и югоосетинский примеры напугали все новые государства по российским границам.

При этом проблемы у пророссийского населения были и остаются практически во всех государствах, возникших на просторах бывшего СССР (за исключением, пожалуй, Белоруссии). Как помочь, если не удается договориться на дипломатическом уровне? «Карта русского» - наиболее оригинальное решение. Не требуется переписывать межгосударственные договоры, нет необходимости вносить изменения в национальные законодательства других государств, которые могли бы потребоваться в случае разворота проблемы в сторону вопроса о введении двойного гражданства. Речь ведь идет о льготах и преференциях, которые одна страна дает определенным категориям граждан других государств, но не требует при этом, чтобы каким-то категориям ее граждан другие государства тоже давали льготы и преференции. Это внутреннее дело государства, и никаких межгосударственных согласований такой вопрос не требует. То есть фактически Россия говорит: мы пока не можем договориться с правительствами ваших стран, чтобы решить ваши проблемы. Однако мы всегда помним о вас: в любое время приезжайте в Россию; независимо от вашего гражданства, у вас будут те же возможности для самореализации и те же социальные льготы, что и у российских граждан. «Обкатка» темы на российско-украинском направлении, подключение участников с украинской стороны - тоже весьма грамотный ход. Украина смирилась с «картой поляка». С «картой русского» тоже придется согласиться. Вначале Украине, потом - остальным. Есть только несколько вопросов, ответы на которые хотелось бы знать, прежде чем голосовать обеими руками за эту идею.

Во-первых, интересно, на основании какой информации будет выдаваться «карта русского»? Если речь идет об идентификации «русофилов» по этническому признаку, то это путь в никуда. Хотя если авторов проекта интересует дальнейшее обострение ситуации на Украине и окончательный раскол украинского общества, то такой вариант предпочтителен. Если не по этническому признаку, то, признаться, понять еще труднее. Значит, кто-то будет оценивать «пророссийскость» заявителя? Тогда это еще опаснее. Уже не столько для Украины, сколько для России и имиджа самой идеи. Мысли о коррупции - первые, какие посещают, если всерьез задуматься о подобной классификации, отданной на откуп каким-то чиновникам. И еще вопрос. Почему с этой интересной идеей выступают ранее никому не известный фонд с российской стороны и молодая, также малоизвестная партия с украинской, почему идею поддерживает депутат от малочисленной фракции «Справедливая Россия»? Заранее прошу извинить меня и руководство фонда, и лидеров украинской партии, и депутата Госдумы Илью Пономарева. Но согласитесь, вопрос закономерный. Почему мы не видим на Украине в качестве пропагандистов законопроекта Партию регионов и ее лидера Виктора Януковича? Почему в России об этом не говорят не слезающие с телеэкранов именно с украинской тематикой депутаты-«единороссы» Сергей Марков и Константин Затулин? Или на самом деле никто и не намеревался ничего менять? А этой инициативе уготована роль многих других здравых идей, которым не посчастливилось родиться в недрах партии, обладающей большинством в российском парламенте?

06.10.2008


Адвокат, журналист Максим Кондар

Максим Кондар

Введение так называемой "Карты русского" не очень продуманная провокация. Суть его заключается в том, что в других странах проживают не только одни русские, но и лица других национальностей - граждан бывшего Советского государства.

При этом не следует забывать, что Россия многонациональное Федеративное государство. А в зарубежных государствах, бывших Союзными Республиками СССР, осталось не мало граждан, чьи родственники живут в нынешней России. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Между тем, эта часть граждан имеют не меньше прав быть обладателями "карты", чем лица русской национальности.

Если и водить в международный оборот подобную "карту", то правом пользоваться подобной "картой" должен обладать любой гражданин бывшего Советского Союза.

Сама идея, как мне кажется довольно интересная и правильная. Но если не будет касаться только участи лиц одной русской национальности.

Но "Русская карта" всего лишь прожект. В самой России в настоящее время проживают миллионы бывших граждан Советского Союза, которые жаждут стать гражданами Российской Федерации. Это как раз та часть, которая давала прирост численности населения бывшего СССР. Эти граждане, необоснованно, не могут стать гражданами России.

Так не лучше ли, сначала, без всяких бюрократических проволочек, признать граждан бывшего СССР, находящихся на территории России, гражданами России? Это, несомненно, принесло бы больше пользы для нашего государства, чем провокационная идея "Русской карты"!

06.10.2008


Журналист, Санкт-Петербург Изотов Владимир Николаевич

Изотов Владимир Николаевич

Разумеется, Россия не является пионером в данной области. К примеру, в сентябре прошлого года парламент Польши принял «Карту поляка», документ, подписанный и одобренный президентом Лехом Качиньским. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать финальную часть обращения президента РП по поводу принятия этого документа: «Карта поляка - это документ, который - хотя не дает польского гражданства - возвращает нашим Землякам с востока многие полагающиеся им права. Вы сможете в нашей стране учиться и работать, как другие граждане. Вы сможете приезжать, не платя за визу. Я надеюсь, что Карта поляка - документ, подтверждающий принадлежность к Польскому Народу, принесет Вам удовлетворение. Вы долгие годы носили белого орла в сердце. Сегодня власти Республики Польша возвращают Вам документ с орлом. Гордитесь им!
Польша Вас ждет!».

Ещё до начала войны на Кавказе президент России Д.А. Медведев своей властью облегчил возможность въезда на историческую родину обладателей «серых паспортов» из Эстонии и Латвии. В результате чего на погранпунктах с этими странами сразу же увеличилась автомобильная очередь - наши соотечественники ринулись в ближайшие российские райцентры ленинградской и псковской областей за более дешёвыми бензином, сигаретами и алкогольными напитками. Но вовсе не в очередь за российским гражданством. Мои родственники в восточной части Эстонии (обладатели «серых паспортов») в июле этого года говорили мне: «В гости в Россию - с удовольствием. Но от гражданства - увольте. Мы со своими паспортами можем поехать на работу хоть в Ирландию, хоть на Кипр. И никаких проблем не будет»!». Так что фраза «Россия Вас ждёт», буде она записана в «карте русского», в государствах Балтии не вызывает особого энтузиазма. В Литве она вообще не имеет адресата.

Поэтому неслучайно, что идея принятия документа под названием «карта русского» была инициирована «справороссами» и некими пророссийски настроенными политиками левобережья Днепра. Дело в том, что после сокрушительной победы в пятидневной войне даже в восточных областях Украины усилились настроения, вроде: «От России нужно куда-то отползать». Об этом на заседании рабочей группы «Политика» Восьмого российско-германского форума «Петербургский диалог» сообщил член-корреспондент Российской академии наук, директор института экономики РАН Руслан Гринберг. Кстати, во время того же заседания прозвучала грозная реплика президента фонда «Политика» Вячеслава Никонова о том, что, де, Россия сделает всё, чтобы Украина не была принята в НАТО! Подобными фразами не следует пренебрегать, учитывая попытку покушения на Виктора Ющенко во время президентской компании осени 2004-го года. А «операция по принуждению к миру» в Южной Осетии и Абхазии заставила задуматься о «многовекторной внешней политике» даже А.Г.Лукашенко.

Однако будет ли введена «карта русского», сейчас говорить преждевременно. Ведь таким документом, если он касается всех «соотечественников за рубежом», поспешили бы воспользоваться русскоговорящие жители Центральной Азии, и, прежде всего, Туркменистана, где их положение не в пример тяжелее, чем «не граждан» Эстонии и Латвии, или жителей восточных областей Украины, считающих себя русскими. Но в Туркменистане есть газ, в Узбекистане - золото и хлопок, кроме того, правительства этих стран, по крайней мере, на словах ругают Запад и говорят комплименты в адрес Москвы. Нужно ли, в этом случае, их раздражать? Убыток очевиден, а выгода весьма сомнительна.

05.10.2008


Аналитик-обозреватель армянского информационного агентства PanARMENIAN.Net Тер-Саакян Карине

Тер-Саакян Карине

Предложение о введении «Карты русского», на мой взгляд, чисто политическое или что еще хуже, популистское, ибо ставит всех остальных граждан Южного Кавказа и Украины в крайне неудобное положение. Фактически, какая-то часть населения, на основе почти всегда голословных утверждений о своей про-российской ориентации начинает пользоваться льготами в ущерб всем остальным, что неминуемо повлечет за собой просто поворот оставшихся в другую сторону. Учитывая складывающуюся геополитическую ситуацию, этой стороной вполне может быть Турция.

В случае с Южной Осетией и Абхазией эта идея еще как-то может действовать, но в украинском варианте она неизбежно повлечет за собой внутриполитическую напряженность. В нынешних условиях разыгрывание подобной карты на Украине чревато нарушением кое-как установившегося баланса между РФ и Украиной. Фактически, подобная идея, учитывая не очень теплые отношения к русским на Кавказе и той же Украине, может просто привести к активизации западников, чего, по вполне понятным причинам, Россия желать не может.

Более того, в случае принятия подобного законопроекта просто неизбежен рост коррупции: все большее число бизнесменов просто заплатят за эту «карту», чтобы каким либо образом участвовать в российских экономических проектах, которые сейчас видятся более перспективными, нежели западные из-за мирового финансового кризиса.

Если вспомнить историю, то подобная политика «неравенства» никогда не приводила ни к чему доброму: в Османской империи долгое время действовал режим капитуляций, ставший одним из причин развала 600-летней империи. Капитуляции представляли собой предоставленные Высокой Портой европейским государствам акты, регулировавшие отношения между ними и Османской империей, в том числе торговые связи, а также положение подданных этих государств в самой империи. В XVI-XVII вв. такие капитуляции были предоставлены Портой ряду европейских стран, в том числе Франции, Венеции, Англии, Голландии. Со второй половины XVIII в. капитуляции получили широкое распространение в отношениях Порты с европейскими странами, в оформлении статуса иностранных подданных империи. В то же время в некоторых частях самой империи стало появляться стремление к получению капитуляций, к закреплению на их основе определенных привилегий. Были случаи, когда европейцы просто принимали османское подданство и ислам для упрочения своего положения, однако в истинность их обращения османы не очень-то и верили. Так что, «карта русского» в этом аспекте может сыграть негативную роль.

http://kommentarii.ru/theme/1200#kommentarii .

Поделиться: