«Поезд перемен» Токаева: поступательно, но решительно

Дата:
Автор: Тимур Исаханов
«Поезд перемен» Токаева: поступательно, но решительно

 «И пусть мы идем вслепую –

зато не стоим на месте».

Айзек Марион

Касым-Жомарт Токаев не относится к категории политических лидеров, которые любят резкие движения, авралы, «разносы» подчиненных и тому подобное. Нынешний президент Казахстана предпочитает размеренное, поступательное и системное движение.

Многих так взбудоражила отставка Дариги Назарбаевой с позиции спикера Сената (и сенатора вообще), как будто произошедшее – единственное серьезное кадровое назначение.

Между тем, только за последние дни Казахстан получил нового министра информации и общественного развития – Аиду Балаеву – и нового министра финансов – Ерулана Жамаубаева, наблюдал повышение Даурена Абаева. Так что процесс перемен никуда не делся, просто двигается неторопливо, на манер боевых порядков испанской пехоты XVI века. Впрочем, есть слухи, что эти назначения инициируются отнюдь не Акордой, а т.н. Библиотекой, но такую сложную конспирологию пусть качают другие…   

Тем временем, один из последних солидных социологов, Гульмира Илеуова, сообщила, что согласно замерам ее Центра социальной и политической информации «Стратегия» за последние три года число людей, выступающих за «перемены любой ценой» подскочило с 8% респондентов до 20%. Каждый пятый в социуме однако не заменяет собой тех, кто тоже хочет перемен, только с оглядкой на здравый смысл и целесообразность. Здесь принципиально то, что запрос на перемены в обществе очень мощный, и с таким напором энергии необходимо что-то решать. 

Чрезвычайное положение из-за коронавируса и повсеместное введение карантинов не добавило власти в Казахстане популярности. Огромные массы населения озлоблены из-за потери работы и доходов, а меры по снятию многочисленных ограничений неоправданно затягиваются. Персонально выигравшим во всей катавасии стал только президент Токаев, поскольку в качестве государственного лидера впервые поделился с населением суммой в размере минимальной заработной платы (42500 тенге в месяц). Разумеется, деньги от государства получили не все, кому по идее они должны были бы поступить, но все равно счет идет на миллионы человек. Государственный аппарат, кстати, к развороту в сторону финансирования простых людей оказался сильно не готов. Часто уже начисленные к выплате суммы неделями висели на депозитах «Казпочты», принося «гешефты» заинтересованным лицам. Все указывает на то, что Республику Казахстан ждет волна разбирательств с коронавирусными «распилами» и неизбежными кадровыми выводами по их результатам.

Касым-Жомарт Токаев еще назначениями акимов столиц и областей задал «поезду» перемен движение. Но если президента устраивает неспешное размеренное движение, где стыки рельс систематически отсчитывают путь, то многие пассажиры-жители Казахстана требуют разгона, чтобы ветер сильно и шумно влетал в окна. Отсюда просто жуткое количество всевозможных сценариев ближайшего будущего, которыми пестрят социальные сети и мессенджеры. Казахстанцы вообще гипертрофированно «заточены» на персоналии во главе тех или иных министерств, ведомств, территорий, из-за чего кадровые назначения приобретают почти сакральное значение. 

Специалисты считали, что политическая интрига вокруг фигуры Дариги Назарбаевой, например, имела место только до съезда партии «Нур Отан», на котором Нурсултан Назарбаев назвал единую кандидатуру от партии власти в качестве кандидата на президентский пост. Таким человеком стал Касым-Жомарт Токаев. Да и мог ли быть кто-нибудь другой после того, как второй президент назвал столицу Нур-Султан в честь первого? Тем не менее, нахождение Дариги Назарбаевой на втором месте в официальной государственной иерархии – спикер Сената – для многих являлось доказательством теории, согласно которой она вот-вот займет президентское кресло под каким-нибудь благовидным предлогом. 

Однако потом Даригу Назарбаеву удалили из верхней палаты парламента и, вроде как, место для масштабных интриг и теорий закончилось. Но так может думать только сторонний наблюдатель, не имеющий представления о буйстве местных политических фантазий. Даже тот факт, что 7 мая – в день своего рождения – госпожа Назарбаева не получила никаких официальных поздравлений, далеко не всех останавливает в прожектерстве ее активного политического будущего. 

Ходят слухи, что старшая дочь Елбасы получит должность государственного секретаря. В реалиях Республики Казахстан у данной властной позиции конкретной работы мало, зато иерархический статус высокий, хотя и пониже спикера Сената. Вопросом о том, зачем действующему главе государства Дарига Назарбаева именно в качестве госсекретаря – никто не задается.

Есть «план», по которому Дарига Назарбаева «выстрелит» в ходе предстоящих парламентских выборов. Тоже очень странное видение ситуации. В свое время у госпожи Назарбаевой была своя политическая партия «Асар», но из-за того, что две партии власти не могли гармонично поделить пирог административного ресурса, Нурсултану Назарбаеву достаточно быстро пришлось забрать у дочери «Асар» и влить в единую партию власти. Логика властных процессов не дает Дариге Назарбаевой развернуться ни в партии власти «Нур Отан», поскольку в данном случае она будет оттягивать политический ресурс от президента Токаева, ни в качестве самостоятельного игрока с собственной политической партией. 

Действующая политическая конструкция уже сильно трещала из-за полунезависимого политического игрока на последних президентских выборах в лице, как казалось некоторым политтехнологам, неопасного Амиржана Косанова. Поэтому выпускать в поле госпожу Назарбаеву при ее финансовых и медийных ресурсах никто не рискнет из соображений единой (формально) правящей элиты, которой реальная внутренняя борьба в любой острой фазе противопоказана. 

В разрезе такого разговора невольно вспоминается, как, пока шла короткая история партии «Асар» в далекие нулевые, в сторону этой партии стали оглядываться тогда очень многие нерядовые, скажем так, члены партии «Отан» (приставки «Нур» тогда не было, она появилась лишь в конце 2006 года), особенно из регионов…

Постсоветская Центральная Азия знает только два варианта транзита верховной власти: династия или бюрократическая вертикаль. Династия а-ля в Таджикистане в Казахстане не состоялась в тот момент, когда вторым президентом РК был назначен Касым-Жомарт Токаев. Поскольку династийная и бюрократическая модели передачи власти несовместимы, то никакого яркого политического будущего у Дариги Назарбаевой не проглядывается. Предел ее перспектив пока видится следующим образом – это сохранение имеющихся экономических активов. Об их приращении тоже никакой речи идти не может, ибо коронавирус заметно «подрезал» бизнесы очень крупных игроков, а аппетит Дариги Нурсултановны и так раздражал экономическую верхушку Казахстана. 

Гораздо более реалистичной видится картина, в которой имеющиеся бизнес-активы Дариги Назарбаевой будут медленно, однако системно и последовательно урезаться как в относительном, так и в физическом измерении. Кстати, другим членам большой семьи Нурсултана Назарбаева вроде брата Булата или племянника Кайрата Сатыбалды тоже придется «ужиматься» в своих привычках и активах. Зенит их былого могущества во всех смыслах остался позади – в 2019-ом году.

Вряд ли отстранение предыдущей правящей фамилии примет такие брутальные формы как в Узбекистане, но, по сути, предстоит тот же самый вариант в формате «лайт». Здесь опять же нужно учитывать фигуру нынешнего президента Касым-Жомарта Токаева, который резких движений не любит, но и убирать проштрафившихся чиновников не ленится, и естественные в условиях Востока властные процедуры проводить – тоже обязательно будет. Возможно, мощная установка народа на перемены заставит главу государства задуматься о более энергичном принятии решений и введении мер.


Ia-centr.ru является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.     

Поделиться: