Молодые кадры Токаева сменят «старую гвардию»?

Дата:
Автор: Артем Борисов
Молодые кадры Токаева сменят «старую гвардию»?

2 мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев своим указом прекратил полномочия Дариги Назарбаевой на посту депутата Сената. Старшая дочь Нурсултана Назарбаева потеряла пост спикера. Два дня спустя, 4 мая, на этот пост был назначен Маулен Ашимбаев, а Даурен Абаев стал первым заместителем руководителя администрации президента, на его должность – министра информации и общественного развития – была назначена Аида Балаева. 

Откуда дровишки?

Как отмечают наблюдатели, стили управления первого президента Нурсултана Назарбаева и второго президента Касым-Жомарта Токаева существенно различаются. Если Первый президент старался назначать на пост спикера Сената человека, способного взять на себя управление страной, то Токаев назначением Маулена Ашимбаева, не имеющего президентских амбиций, с высокой степенью очевидности показал, что сам останется на посту действующего президента «всерьез и надолго». И конкурентов у него не будет. 

Маулен Ашимбаев, как и многие госаппаратчики, окончил Казахский государственный национальный университет им. аль-Фараби по экономической специальности. Судя по его опыту руководства Казахстанским институтом стратегических исследований, Институтом мировой экономики и политики при Фонде первого президента и АО «Агентство «Хабар», Ашимбаев – модератор достаточно высокого уровня, что на посту спикера Сената и необходимо.

В свою очередь, Даурен Абаев не единожды доказывал свою универсальность. Так, говоря о ситуации вокруг закона о мирных собраниях, который недавно был принят Сенатом, Абаев проявил себя неплохим медийщиком. А когда в прошлом году он быстро перехватил внутриполитический блок, который входил в полномочия Дархана Калетаева, тогдашнего первого заместителя руководителя администрации президента РК, показал себя прирожденным аппаратчиком. Причем, что интересно, Абаев весьма лоялен и к Первому, и ко второму президентам.

Аида Балаева, назначенная министром информации и общественного развития Казахстана, имеет весьма приличный опыт работы в регионах. Самым примечательным из этого багажа является ее работа под руководством Имангали Тасмагамбетова, которого еще недавно пророчили на место главы государства. У многих ее нынешних коллег практически полностью отсутствуют навыки работы «в поле», и это Аиду Галымовну выгодно оттеняет. Вместе с тем годы работы в администрации президента свидетельствуют о том, что Балаева знает устройство власти изнутри. Как и Абаев, она не будет прятаться от неудобных вопросов и на публике выглядит более чем органично. 

Молодо не зелено?

Омоложение кадров за время действующего президента Токаева у власти происходит с завидной регулярностью. Действующему президенту это и нужно: подавляющая часть чиновников просто запрела в кабинетах, власть все больше отдалялась от нужд населения и давно уже напоминает нечто обособленное. Чтобы укрепиться на своем посту Токаеву изменение в кадровой стратегии просто необходимо.
Об этом, в частности, можно судить по составу правительства.


Так самому молодому министру образования и науки Асхату Аймагамбетову всего 37 лет, а самым возрастным – заместителю премьер-министра Ералы Тугжанову, министру внутренних дел Ерлану Тургумбаеву и министру обороны Нурлану Ермекбаеву – 57 лет. 

Чуть ли не аксакалами считаются 56-летняя министр культуры и спорта Актоты Раимкулова, 55-летний министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов, 54-летний премьер-министр Аскар Мамин, 52-летние министр сельского хозяйства Сапархан Омаров, министр энергетики Нурлан Ногаев и министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов, 51-летний министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди.  

Всем остальным членам правительства до 50 лет: заместитель премьер-министра Роман Скляр (49 лет), министр здравоохранения Елжан Биртанов, министр торговли и интеграции Бахыт Султанов (обоим – 48 лет), первый заместитель премьер-министра – министр финансов Алихан Смаилов, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев (обоим – 47 лет), министр национальной экономики Руслан Даленов (45 лет), министр юстиции Марат Бекетаев (42 года) и министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев (41 год).

Даже состав Сената (верхней палаты парламента), где, как правило, заседают старейшины, тоже подвергается модному тренду омоложения. Так 12 августа 2019 года президент Токаев назначил группу депутатов Сената парламента страны, средний возраст которой превысил 59 лет.

Обратите внимание, что достаточно возрастным по составу Сенатом будет руководить 49-летний Маулен Ашимбаев, на вторую позицию в администрации президента назначается 41-летний Даурен Абаев, а министром информации и общественного развития стала 45-летняя Аида Балаева.

Тренд более чем очевидный: на смену «старой гвардии» Назарбаева приходят молодые кадры Токаева.

Повестка дня

Чрезвычайное положение, которое должно было продлиться с 16 марта по 15 апреля, президент Токаев продлил до 11 мая.

Как раз во время ЧП наиболее выпукло проявились все проблемы старой системы управления.
Так, в частности не сработала Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы, общие затраты на которую составили 1 969 729 500 тыс. тенге. Если нехватку медицинских масок и средств индивидуальной защиты можно объяснить общемировой тенденцией, то массовое заражение коронавирусом врачей в 12-й Центральной государственной клинической больнице в Алматы ничем не оправдать.

На Государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы потратили 1 423,4 млрд тенге. Тогда как в период ЧП сфера образования так и не смогла в полной мере обеспечить дистанционное обучение.

Между тем на Государственную программу «Цифровой Казахстан» в 2018-2022 годах планируется потратить 141 048 387 тыс. тенге. Хотя из-за полного отсутствия или плохой скорости интернета многие населенные пункты и проживающие там люди оказались оторванными от «большой земли».

И это только небольшая часть проблем. Можно вспомнить, как до сих пор Министерство труда и социальной защиты населения никак не может навести порядок по социальным выплатам в 42500 тенге, а местные исполнительные органы власти – в компенсации коммунальных платежей в 15000 тенге.

Президент Токаев не может не понимать, что не только вышеуказанные, но и прочие сферы жизни в Казахстане нуждаются в коренном реформировании. И последние кадровые назначения – на самом деле только начало пути. Результаты омоложения управленческого аппарата совсем скоро можно будет увидеть на практике.




ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение экспертов может не совпадать с мнением редакции.

Теги: Казахстан

Поделиться: