К ВОПРОСУ О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРАХ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИИ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Судьба складывалось так, что с распадом бывшего СССР наряду с другими братскими республиками Таджикистан легко получал суверенитет. Однако, объявляя независимость, он столкнулся с гражданской войной. Таджикистан, пройдя через сложности и трагедию вооруженного противостояния, нашел в себе силы выбрать путь построения правового, демократическо­го государства, ибо свобода может существовать только в пра­вовом государстве. В этом направлении, то есть демократизации общества, до сегодняшнего дня сделана определенная работа.

Бобоев К.Ф., ведущий специа­лист ЦСИ при Президенте РТ

Судьба складывалось так, что с распадом бывшего СССР наряду с другими братскими республиками Таджикистан легко получал суверенитет. Однако, объявляя независимость, он столкнулся с гражданской войной. Таджикистан, пройдя через сложности и трагедию вооруженного противостояния, нашел в себе силы выбрать путь построения правового, демократическо­го государства, ибо свобода может существовать только в пра­вовом государстве. В этом направлении, то есть демократизации общества, до сегодняшнего дня сделана определенная работа.

Демократический режим управления возможен при разви­том гражданском обществе. Понятие «гражданское общество» в настоящее время имеет высокую конъюнктуру. В мае 2002 г. в Берлине и Мюнхене по инициативе г-на Брюхера состоялась неделя гражданского общества, в которой участвовало несколь­ко организаций. В их программах, как и в новейшей социально-научной литературе, по-разному трактовалось понятие «граж­данское общество». Ральф Дарендорф, предупреждавший об изменении содержания данного понятия, претендовал на роль одного из основоположников этого понятия в истории молодой Федеративной Республики Германии. «Почти колебавшийся», как применял его Дарендорф, теперь оно стало двояким; отно­ситься как к социальному, так и к политическому явлению. Но самый главный признак понятия «гражданское общество» не совсем ясен (1).

«Понятие «гражданское общество» имеет разное значе­ние, и оно нуждается сегодня в точном определении. К приме­ру, Ральф Дарендорф определяет гражданское общество как общество, в котором поддерживается многообразие автономных институтов и организаций, благодаря чему члены данного об­щества, являясь гражданами в широком и глубоком смысле сло­ва, осознают свои права. Этим дается всеобъемлющая форму­лировка понятия «гражданского общества». В эту формулиров­ку Дарендорф вводит классическое понятие буржуазии - как частного лица, и гражданина - как политического. Граждане, прежде всего, оказывают активное и ответственное влияние на политическую жизнь и не доверяют в сфере политики государ­ству. Этим дается, по меньшей мере, определение концепции гражданского общества» (2).

Что касается возникновения идеи гражданского общества, то оно берет свое начало от социально-политических воззрений Платона, Аристотеля и вообще от социальных учений древних мыслителей. В данном направлении, то есть в изучении и клас­сификации гражданского общества, определенные шаги сдела­ны и со стороны восточных мыслителей, в том числе наших предков - Абу Насра Аль-Фараби, Ибн Сина, Низамулмулька и других. Названные персидско-таджикские мыслители немало внимания уделяли разработке и обоснованию теории и практики становления гражданского общества и вообще роли взаимодей­ствия гражданского общества с государством для обеспечения стабильного развития государства. Например, Аль-Фараби в своей работе, которая называется «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», даёт структуру общества. Общество людей он характеризует, как по качественному, так и по количе­ственному признаку и делит его на два типа: совершенное и не­совершенное. В свою очередь, совершенное включает три раз­новидности: город (малое общество), народ (среднее общество), человечество (великое общество). Несовершенное общество, по Аль-Фараби, также имеет три уровня: семья, деревня, городской квартал. Строение общества у Аль-Фараби аналогично устрой­ству Вселенной. Главной фигурой в общественной жизни, со­гласно Аль-Фараби, является государь. Абу Наср Аль-Фараби своим творчеством оказал неизгладимое влияние на развитие социально-политической мысли ряда народов эпохи средневе­ковья. Для подтверждение его величество достаточно привести следующее высказывание Ибн Сины: «Укрепившись в науках логики, физики и математики, я вновь обратился к (изучению) метафизики и прочел книгу «Метафизика» (3), однако ничего в ней не понял, и цель сочинившего ее осталась скрытой от меня. Я перечитал ее сорок раз и выучил ее наизусть, но при всем этом так и не понял ни ее, ни цель, ею преследуемую. В отчая­нии я сказал себе: «Это книга, к пониманию которой нет пути!» Но вот однажды после полудня пошел я на (базар) к переплет­чикам книг. Некий торговец-посредник, держа в руке какую-то книгу, громко расхваливал ее. Он предложил ее мне, но я реши­тельно отказался от нее, так как был убежден, что от этой книги нет пользы. Он же сказал мне: «Купи ее у меня, я продам ее тебе дешево, за три дирхема, ее владелец нуждается в них». И я ку­пил ее. Оказалось, что это сочинение Абу Насра Аль~Фараби «О целях книги «Метафизики». Вернувшись домой, я поспешил прочесть ее, и тут же мне открылась цель той книги, которую я выучил наизусть с начала до конца. Я очень обрадовался этому и на следующий день раздал много милостыни беднякам, возда­вая благодарности всевышнему» (4). Данный факт, который подтверждает влияние Аль-Фараби на Ибн Сину, не является единственным. Академик М.Д. Диноршоев, который подверг обстоятельному анализу философию Ибн Сины и сделал сопос­тавительный анализ сочинений Аль-Фараби и Ибн Сины, отме­чает, что «влияние первого на последнего выходит далеко за рамки указанного факта: при разработке многих своих концеп­ций Ибн Сина опирается на своего великого предшественника, земляка и духовного учителя» (5).

Думаем, что будет не лишним, если здесь приведем отры­вок из Ибн Сины, который вслед за своим учителем считает де­ление общества на разные классы и занятие людей разной дея­тельностью природным явлением. Он пишет следующее; «Если все люди станут государями и правителями, все исчезнут. И ес­ли среди рабочих, тружеников, подчиненных отсутствует сул­тан, все погибнут. Точно так же, если все в богатстве и обилии станут равными и одинаковыми, никто ни для кого не будет ра­ботать, и прекратятся дары и помощь друг другу. И если в сово­купности все будут бедными и нуждающимися, все погибнут от нищеты, бедствий, нужд и беспомощности. Следовательно, от­личительное положение и противоречие могуществ, являются причиной длительности жизни человеческого рода» (6).

Эта мысль в дальнейшем ходе развития общества и ус­ложнения общественной жизни была развита мыслителями по­следующих времен и эпох. В этом направлении особые заслуги имеют английские материалисты-просветители Томас Гоббс, Джон Локк и Бенедикт Спиноза и немецкие классические фило­софы Кант, Гегель и другие.

И.Кант, например, определяя гражданское общество в об­щефилософском контексте, отмечал: «Это (гражданское обще­ство - К. Б.) идеал: рассчитанная на очень дальнюю перспективу цель природы, которая гарантирует его достижение и вынужда­ет человека всеми силами стремиться к этому идеалу» (7). Для Гегеля «гражданское общество - аспект развития Мирового ду­ха (на стадии объективного духа), где нравственность (единство воли в ее понятии и воли субъекта) объединяет семью, граждан­ское общество и государство; ступенька на пути к необходимой свободе; ...мир явлений нравственного, здесь личность - само­цель: сфера реализации особенных., частных целей и инициатив

личности» (8).

Таким образом, само понятие «гражданское общество» за­родилось в Европе как результат общественного договора меж­ду государством и гражданином, выраженного в законах, то есть произошла модернизация самого понятия «государство и управ­ление», государства с преобладанием частнособственнических

интересов.

Констатируя вышеизложенное, следует отметить, что ста­новление как гражданского общества, так и правового государ­ства и демократии зависит как от системы политической власти, так и от имеющихся в обществе гражданских институтов. В со­держание гражданского общества включаются все совокупности неполитических отношений, то есть все отношения, действую­щие вне государства. Однако, при характеристике гражданского общества и развития демократии в восточных странах, в том числе и в Таджикистане, следует остановиться на роли традици­онных институтов гражданского общества. Демократизация общества будет успешным тогда, когда будут учитываться тради­ции народа данной страны. Новейшие исследования по этногра­фии народов Средней Азии, в том числе и Таджикистана, показывают, что до сих пор основой социума в этом регионе про­должает оставаться традиционная община, несколько трансформировавшаяся за десятилетия коммунистического правления. В Таджикистане такая община носит название махалла, и характерна как для сельской местности, так и для города (9).

В нашем представлении о гражданском обществе мы ос­новываемся на следующих существующих положениях:

а) гражданское общество не является элементом государ­ственной организации;

б) оно имеет смысл лишь в условиях государственного управления общественной жизнью;

в) взаимодействие гражданского общества и государства имеет конкретно-исторический характер и зависит как от уровня обшей политической культуры, так и от культуры администра­тивно-государственного управления.

Мы считаем принцип свободы человеческой деятельности центральным вопросом при определении понятия гражданского об­щества. С этой точки зрения, она выступает как система разнообраз­ных форм свободной деятельности человека в условиях государст­венного управления процессами социальной жизни. Следовательно, гражданское общество существует при наличии любого типа госу­дарства, но максимального развития оно достигает в условиях демо­кратии, а минимального - при тоталитаризме.

Чтобы выявить специфику формирования гражданского общества в современном Таджикистане, прежде всего, надо оценить тенденцию эволюции нашей государственности. В этом плане, как мы наблюдаем, имеются факторы, способствующие становлению демократического режима управления в Таджики­стане. В число этих факторов входит следующее:

а) Таджикистан конституционно выбрал путь строительства светского характера государства;

б) 70-летнее строительство коммунистического общества в нашей республике имеет свои базовые условия, такие как разви­тие образования и науки и научно-образовательные учреждения; на сегодняшний день они являются факторами развития демо­кратии;

в) Таджикистан по своей территории не является крупной страной, поэтому он особо не нуждается в централизации управления;

г) геополитическое положение Таджикистана и новые уг­розы безопасности мировой цивилизации, заставляющие быть в тесном сотрудничестве как с ближними соседями, так и со стра­нами дальнего зарубежья - с развитыми странами не только в экономическом плане, но и в области демократии и защиты прав человека.

Однако существуют преграды для быстрого развития де­мократии. Неразвитость экономики страны является главным фактором, тормозящим демократические перемены. Кроме того, с возникновением положительных условий роста демократии в Таджикистане (мы в виду воцарение мира и национального со­гласия, и возникновение институтов гражданского общества) возникают и отрицательные моменты, ведущие к авторитариз­му. К таким явлениям относится следующее;

а) постепенный рост своеобразной бюрократии как отра­жение тенденции к централизму:

б) нехватка тесных коммуникационных связей между ре­гионами и несовершенство путей сообщения, связи;

в) отсутствие демократических традиций и ценностей как в массовом сознании, так и в сознании отдельных государствен­ных служащих.

Учитывая приведенные факторы, определяющие тенден­цию государственного развития Таджикистана, можно утвер­ждать, что специфика формирования в ней гражданского обще­ства выражается возможной устойчивостью и переходным ха­рактером этого процесса. Здесь многое зависит от активности таджикской общественности, в первую очередь, передовой ин­теллигенции.

Главным необходимым условием успешного построения демократичного общества является наличие развитого граждан­ского общества. А зрелое гражданское общество возможно только в результате развития свободных рыночных отношений. Возникновение гражданского общества, прежде всего, связано с Появлением свободного, активного гражданина, отдельного чле­на общества, который имеет определенный комплекс прав и свобод, а также несет нравственную ответственность за свои Действия перед обществом. Оно зависит от появления различ­ных объединений людей: политических, религиозных, торговых, Р е месленных, кооперативных, профсоюзных, которые должны организовываться ради защиты личных и групповых интересов, и свобод граждан.

В нашей республике до сегодняшнего дня на пути строи­тельства демократического государства сделано немало. Здесь речь идет о возникновении множества институтов гражданского общества - политических партий и НПО. Для дальнейшего уг­лубления процесса демократизации, на наш взгляд, следует уделять больше внимания социально-экономическому росту страны. Таким образом, сегодня Таджикистан больше нуждается в экономическом росте, чем дальнейшем развитии демократии.

Возвращаясь к проблеме нехватки тесных коммуникаци­онных связей между регионами, хочу отметить, что Правитель­ство Таджикистана с целью строительства и реконструкции ав­томобильных дорог осуществляет, с привлечением междуна­родных финансовых институтов, реализация которых обеспечи­вает постоянное передвижение граждан различных регионов между собой.

Кроме того, продолжаются проектно-строительные работы пяти мостов через реку Пяндж для выхода через территорию Афганистана на новые рынки и к мировым портам. Успешное строительство и передача вышеперечисленных коммуникацион­ных объектов имеют большое стратегическое значение не толь­ко для нашей республики, но и для всех государств нашего ре­гиона.

Говоря о становлении гражданского общества в Таджики­стане невозможно не затронуть проблемы бедности в стране. Республика Таджикистан одной из первых стран региона офи­циально признала существующую и угрожающую национальной безопасности таджикского государства проблему бедности, и для ее предотвращения предприняла определенные меры, кото­рые дают уже первые результаты. Несмотря на это, следует ду­мать над проблемой создании среднего класса, являющегося опорой демократии и стабильности. Средний класс больше всех других слоев населения занят производством, образованием, культурой и распространением знаний, которые определяют ос­нову прогресса общества. Этот класс имеет относительно высо­кую квалификацию, профессионализм и творческие навыки и этим способствует научно-техническому, культурному, духов­ному и экономическому развитию общества. Общество стабиль­но, когда средний класс по своей численности заметно превышает как бедные, так и богатые слои населения. Только тогда он может активно выступать и сглаживать остроту социального расслоения, смягчать возможные силовые действия как со сто­роны «верхов», так и со стороны «низов» и, следовательно, слу­жить в качестве подлинного централизма в обществе. Средний класс ориентируется в интересах общества. Этот класс, по при­чине своей компетентности, заинтересован в функционировании демократической формы власти, развитии гражданских инициа­тив и защите гражданского общества от произвола государст­венных чиновников.

Возникновение и развитие демократии в любом государ­стве зависят и от факторов духовного характера. В Республике Таджикистан конституционно обеспечена мировоззренческая свобода всем гражданам республики, независимо от их нацио­нальности, расы, пола, языка, вероисповедания, социального и имущественного положения. Однако воспитание здорового духа нации - дело не только Конституции и руководящих лиц того или иного общества. Оно непосредственно связано с уровнем и содержанием образования и науки, освоением и использованием гражданами как духовной мысли наших предков, так и всех ду­ховных достижений разных эпох всего передового человечества, в особенности эпохи Просвещения, теории общественного дого­вора, традиций римского права, а также многовековой практики совершенствования отношений между государством и граждан­ским обществом. Относительно этой проблемы Президент Тад­жикистана Э.Рахмонов отметил следующее: «Культурное насле­дие наших предков в том числе включает в себя сотни трудов по этике, духовных трактатов и рекомендаций, связанных с госу­дарственностью. Эти трактаты, имеющие огромную воспита­тельную духовную ценность, посвящены правилам ведения бе­седы, вежливости, приёма гостей, обучения и воспитания, пра­вилам изучения науки и выбора соответствующего призвания, Уважения к профессии и работе, почитания отца и матери и во-взрослых, уважения к добросовестному труду и другим аспектам воспитания детей и миссии семьи» (10). именно посредством изучения, осмысления и в расширенном образе использования ценных мыслей предков нам удастся проблемы, существующие во всех сферах жизнедеятельности нашей страны, и правильно строя национальные от­ношения, занять достойное место на международной арене.

Исторический опыт показывает, что законоспособная жизнедеятельность общества возможна на основе просвещенно­сти народа, развитости общественного и индивидуального соз­нания. Во всех современных правовых государствах становле­ние гражданского общества происходило на основе системы ценностей, которая вырабатывалась веками. В индивидуальное сознание эти ценности входили благодаря обучению и воспита­нию в семье, среде, школе, благодаря определенному образу жизни, правилам общественного поведения, закрепляемым в повседневности. Только образованные люди могут понимать ценности гражданского общества, дорожить ими, стремятся и участвуют в их сохранении.

Поделиться: