«ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ НА ОБСТАНОВКУ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ». Взгляд из Душанбе.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В условиях глобализации и развития новых экономических отношений, происходит перелом в психологии и идеологии обществ стран Центральной Азии. В политическом аспекте идеологии на­ционализма, космополитизма и нигилизма, которые берут начало от идеологического и религиозного сознания человека, используются для исламизации экстремизма и терроризма в регионе.При этом некоторыми политическими силами важная роль от­водится идеологии национализма в формах панисламизма, пантюр­кизма, паниранизма и других «измов», игравших определенную роль в политической борьбе различных сил и создании основы кон­фликтов в Центральной Азии.
«ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ НА ОБСТАНОВКУ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ». Взгляд из Душанбе.

Джалилов К., главный специалист ЦСИ при Прези­денте РТ Джалилова ДЛС, преподаватель ТГНУ

В условиях глобализации и развития новых экономических отношений, происходит перелом в психологии и идеологии обществ стран Центральной Азии. В политическом аспекте идеологии на­ционализма, космополитизма и нигилизма, которые берут начало от идеологического и религиозного сознания человека, используются для исламизации экстремизма и терроризма в регионе.

При этом некоторыми политическими силами важная роль от­водится идеологии национализма в формах панисламизма, пантюр­кизма, паниранизма и других «измов», игравших определенную роль в политической борьбе различных сил и создании основы кон­фликтов в Центральной Азии.

Эти явления оказывают большое влияние и воздействие на массовое сознание. Особенно национализм, который требует внима­тельного отношения к национальной культуре, обычаям, нацио­нальным особенностям и интересам. Как известно, национализм связан с миром чувств, эмоций человека и национальными тради­циями, а космополитизм и национальный нигилизм - с неверием и безразличием к ценностям народа и бездуховностью. Космополи­тизм и нигилизм, таким образом, отрицают, игнорируют или отно­сятся безразлично к этим ценностям.

Панисламизм и пантюркизм как национальная идеология иг­рали и будут играть роль катализатора политического экстремизма в регионе.

По времени панисламизм, как национальная идея, сформиро­вался во второй половине XIX века. На начальном этапе, как «идея всемирного мусульманского государства по законам шариата», он был направлен на сохранение и поддержание мусульманской империи, и в первую очередь Ос­манской империи, от развивающейся идеи европейского национа­лизма, которая привела к революционным потрясениям национали­стического характера во всем мире.

Можно сказать, что европейская идеология национализма как проявление капитализма, сыграла первостепенную роль в распаде феодальных империй, таких как Османская, Австро-венгерская и т л

Национальные революции в России, Иране, Афганистане, Османской, Австро-венгерской империях, и т.д., которые, можно ска­зать, произошли под влиянием европейского национализма, имел» свою идеологию, направленную на освобождение от старых отжив­ших форм правления, связанных с религией и колониальными империями в пользу империализма.

В период обострения противоречий в Османской империи развал которой осуществлялся под воздействием европейского им­периализма с использованием националистических идей, доктрина панисламизма, считавшая турецкого султана духовной главой всех мусульман, под давлением некоторых факторов вступила в проти­воречие с развивающимся национализмом.

Лозунги и идеология объединения Османской империи на ос­нове ислама уступили место националистической концепции - пан­тюркизму. В результате ломки традиционной социально-экономической структуры, зарождения капиталистических отноше­ний и интеграции Турции в европейскую систему экономических отношений подверглись серьезным изменениям феодальные формы Османской империи. Эти факторы отодвинули панисламизм как идеологию сохранения этой империи на задний план и постепенно привели к националистической идеологии - пантюркизму. Концеп­ция пантюркизма сформировалась в недрах панисламизма и как идеология объединения Османской империи. Как политическая идеология, она должна была заменить панисламизм, который поте­рял свое значение как идеология объединения исламской империи для Турции на Юге и Западе, но не как идеология объединителя тюркских народов на Севере и Востоке.

Мусульманское духовенство, вначале отрицательно относив­шееся к становлению капиталистических отношений в Турции, при­няло под лозунгом национализма новую идеологию, пришедшую на смену феодализму и идеологии панисламизма. Это произошло по­тому., что в новых условиях в социально-экономических изменени­ях, происходящих в Османской империи, было заинтересовано так­же мусульманское духовенство.

Нарождающаяся национальная буржуазия и духовенство в друг друга нашли союзников. Если до этого периода, идеология ислама играла роль объединителя Османской империи, то с проникновением европейского национализма уступает место пантюркизму. Это был объективный ход истории, приведший к тому, что мусульманское духовенство Турции вынуждено было признать право народов Османской империи на национальную независимость.

Поэтому доктрина пантюркизма в конце XIX века и начале XX века о единстве тюрков на основе ислама и национальности можно назвать защитной реакцией феодалов и правителей Осман­ской империи на вторжение идеологии национализма Запада, а по­явление пантюркизма - объединительной идеологией. Пантюркизм стал играть такую же роль, как панисламизм. Если панисламизм, основанный на идеологии объединения мусульманских стран в Ха­лифат, выступал против иностранного господства, то пантюркизм, как идеология национал-шовинизма, выражал и выражает идеоло­гию создания тюркской империи, куда бы входили Крым, Кавказ. Поволжье и Центральная Азия.

Исторически пантюркизм проник в Центральную Азию через Россию и в 20-30-х годах XX века стал ведущей идеологией, которая привела к отуречиванию Южных регионов нынешнего Узбекистана, особенно Самарканда, его окрестностей, а позже и Бухары."

Турция в своей Конституции объявила себя светским государ­ством и придерживается этого в своей официальной политике. В официальной политике Турции происходит разделение между пан­исламизмом и пантюркизмом. Однако на практике со дня своего возникновения панисламизм и пантюркизм взаимодействуют между собой во всех сферах жизни турецкого общества.

Пантюркизм, возникший в начале XX века как новое полити­ческое направление идеологии под влиянием исламского национа­лизма, с распадом Османской империи остается все еще ведущей идеологией Турции и начинает вновь распространяться в Крыму, на Кавказе и России.

Пантюркизм от Кавказа до СУАР (КНР) имел и имеет почву Для распространения, т.к. основную массу населения этих регионов, особенно после распада "Золотой орды», на границах с Россией и Западным Китаем составляли тюркские племена и народы, проповедующие суннитское направление ислама.

Как видно, в основе как панисламизма, так и пантюркизма жиг одна идея - господство, утверждающее превосходство тюрков мусульман. Современный пантюркизм и панисламизм носят ярко выраженный националистический характер и призывают к объел нению на основе религии и националистической идеологии. Поэтому пантюркизм и панисламизм необходимо рассматривать, ^ идеологии, имеющие общие основы и являющиеся идейными союз­никами.

В этот же период возникает паниранизм в противовес пантюркизму, но эта идеология в то время не получает широкого распространения, т.к. была чужда идеологии панисламизма, проповедующей, в основном, суннитское направление ислама кадирия и накшбандия.

Несмотря на то, что ислам, как и другие религии, не признает этно-националъные принципы организации общества и разделение народов по этническим, языковым и расовым признакам, необходи­мо учитывать исторический и горький опытXX века, особенно про­тивостояние таджиков, приведшее к самоуничижению самих тад­жиков, в результате чего таджикский народ фактически лишился культурно-цившшзационного пространства.

Известно, что при определенных условиях сознание принад­лежности к этносу тяготеет к конфессиональной общности и влия­ние конфессионального фактора оказывается существенным для политического решения. 4 Конфессиональная общность тюрков и таджиков этому пример.

Народ, не создавший в своей длинной истории явного против­ника в результате "топорного разделения", приобрел сильного про­тивника в лице части своей так называемой "элитной интеллигенции центральных таджиков", которые в трудное время для народа пере­шли на сторону панисламизма, пантюркизма и космополитизма. Это историческая реальность, которую, как наблюдается в последнее время в спорах некоторых ученых и исследователей, нельзя ни пре­уменьшать, ни преувеличивать. 5

Анализ показывает, что причиной перехода названной интел­лигенции на позиции панисламизма, пантюркизма и космополитиз­ма является то, что таджикская элитная часть интеллигенции в кон­тексте мировых политических процессов конца XIX и начала XX вв. была связана с Турцией, Кавказом и российскими татарами, среди которых преобладала идеология панисламизма и пантюркизма.

На наш взгляд, главным фактором обращения таджикской интеллигенции к идеям пантюркизма в начале XX в, можно назвать ее принадлежность к суннитскому направлению ислама.

Не в оправдание этой части таджикской интеллигенции, дру­гой причиной их перехода на позиции панисламизма и пантюркизма можно считать их страх перед угрозой потери культурных центров и городов, в которых в основном господствовали (персидский) тад­жикский язык и ирано-исламская цивилизационная культура, В конце XIX и начале XX вв. ирано-исламская цивилизационная куль­тура и таджикский язык испытывали со всех сторон репрессии и давления. Эта интеллигенция хотела даже ценной предательства, любой ценой сохранить свое положение, но проиграла.

Если в XIX в. и начале XX вв. в какой - то мере России было выгодно косвенно или прямо поддерживать некоторые из этих идео­логий, в настоящее время для нее вовсе невыгодно, чтобы в Центральноазиатском регионе доминировал какой-нибудь третий игрок, особенно использующий объединенные исламские организации типа Аль-Каида, Хизб ут-тахрир или пантюркизм и другие «измы».

Необходимо отметить, что Центральная Азия в будущей по­литике США, одного из новых игроков, будет играть определенную роль для оказания на мусульманский мир воздействия. США реаль­но оценивают геополитическое положение государств региона, имеющих важное стратегическое значение не только на Среднем Востоке, в мусульманском мире, но и в мировом масштабе.

Между США и центральноазиатскими республиками заклю­чено рамочное соглашение, предусматривающее развитие отноше­ний в области торговли и инвестиций, создание единого рынка това­ров и услуг с целью объединения ресурсов региона, стимулирования интеграции в международные экономические и финансовые инсти­туты, прежде всего ВТО.

Несмотря на то, что военные действия США в Афганистане и Ираке вызывают негативную реакцию мусульманских кругов ре­гиона, представители политических кругов США дают четко по­нять, что регион представляет для них стратегический интерес. От­носительно роли России в регионе говорят обтекаемо или о ней про­сто умалчивают.

США допускают возможность исламизации Центральной Азии, которая существует реально 7 . США заинтересованы не допус­тить в регионе исламизации, типа иранской и укрепления позиции России и, особенно, Китая и Ирана в регионе.

Учитывая американско-российские. российско-китайские, ирано-американские и российско-иранские отношения, государства региона ведут политику, ориентированную как на Запад, так и на Восток. Они расширяют политические и экономические отношения как с Западом и США, так с Китаем и с мусульманским миром.

Китай из регионального игрока в ближайшее время превра­тится в мирового игрока.

  • Иран своим участием в решении конфликтов в Афганистане и Таджикистане мирным путем сделай серьезную заявку о себе как о крупной региональной державе, претендующей на одну из ведущих ролей в решении региональных и мировых проблем.

В настоящее время, используя благосклонность России и нор­мальные взаимоотношения с мусульманским миром, Иран сохраня­ет приверженность политическому урегулированию конфликтов в регионе мирными средствами, с участием государств региона под эгидой ООН, но без участия Запада, и особенно США.

Турция достаточно умело использует лозунги "исламской со­лидарности" в своей внешней политике, а при необходимости пере­водит их во взаимоотношения с другими странами наряду с пантюр­кизмом. Пока это приносит Турции, при поддержке Запада и США. максимум политических и экономических выгод. Так, Турцией за последние годы было подписано более 17 договоров с МВФ. 87,5% полученного кредита от МВФ было использовано на тюркские госу­дарства, в частности, на Узбеки стан -44%; Казахстан-17.8%; Азер­байджан-13.1%; Туркменистан-7.8%; Кыргызстан-4.8%,, где Турция выступала в роли спонсора-посредника.

Из этих кредитов также получили: Грузия-3.8%; Босния и Герцеговпна-2.8%; Таджикистан-1.5%.

Под пропагандой "турецкой модели" в Центральной Азии просматривается устремление Турции, при поддержке Запада и в частности США, проводить свою концепцию создания Тюркской империи-халифата, охватывающей Кавказ, Иран и Центральную Азию. Эти устремления особенно наглядно проявляются в регионах проживания тюркских народов, и особенно в отношениях с Узбекистаном, который так же, как Турция, стремится продвинуть идею создания "Великого Туркестана 1 ' под своей эгидой.

Таким образом, роль Турции в Центральной Азии носит двоя­кий характер: а) она отстаивает стратегию Запада и прежде всего США; б) она стремится продвигать собственные интересы, заме­щенные на идеологии пантюркизма, В сферу национальных интере­сов Турции входит обширное пространство, включающее Кавказ Каспий и, возможно, также тюркские ареалы России. Центральноа-зиатские страны поняли, что Турция не в состоянии оказать эконо­мическое влияние на регион, но она сумела заложить основы буду­щего влияния в регионе, создав здесь сеть колледжей и приглашая на учебу в Турцию молодое поколение, которое может оказаться в будущем для нее надежной опорой.

В решении проблемы безопасности региона необходимо учи­тывать усиливающий пантюркизм, региональный гегемонизм неко­торых государств региона и религиозный фанатизм.

Особую опасность для региона представляют нигилизм и идеологический космополитизм в мусульманской оболочке.

В будущем концепция пантюркизма, гегемонизм, национа­лизм, космополитизм части населения, нигилизм переходного пе­риода с использованием исламского фактора и процессы глобализа­ции могут стать главными источниками конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке и в Центральноазиатском регионе.

События конца XX века в Центральноазиатском регионе, в том числе в Таджикистане и в России показали, что политизирован­ный ислам в форме панисламизма и пантюркизма становится при­чиной конфликтов и в различных формах экстремизма приводит к нарушению прав и свобод человека.

Эти идеологии, с учетом глобализационных процессов в ре­гионе, будут востребованными вновь и вновь, тем более учитывая появление все новых и новых игроков, использующих ислам и со­путствующие ему идеологические и политические концепции для достижения цели в регионе.

Поделиться: