Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Саммит ЕАЭС в Бишкеке: взаимная торговля растет, барьеры снижаются

17.04.2017

Автор:

Теги:

14 апреля в Бишкеке прошло заседаниеВысшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) и неформальный саммит ОДКБ. Встолице Кыргызстана лидеры евразийской пятерки обсудили итоги деятельности ВЕЭСза прошедший период и основные ориентиры макроэкономической политикигосударств–членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на ближайшие годы.Помимо этого, бишкекская встреча увенчалась своеобразным «прорывом» ЕАЭС вевропейском направлении – лидеры стран ЕАЭС одобрили предоставление Молдове статусагосударства-наблюдателя при объединении.

 

Молдова:разворот в сторону евразийских партнеров

О планах возвращения к стратегическомупартнерству с Россией президент Молдовы Игорь Додон рассказал еще в январе вМоскве, куда молдавский лидер приехал с официальным визитом. Это был первыйвизит Додона после его избрания на пост и первый визит за 9 лет главымолдавского государства в Москву. Именно тогда Додон озвучил, пожалуй, самуюглавную цель встречи – Молдавия не выживет без стратегического партнерства с ЕАЭС.И вышел с инициативой ни к чему не обязывающей, но дающей пищу для размышлениявсему мировому сообществу – о подписании рамочного соглашения о сотрудничестве,а также озвучил просьбу о предоставлении Молдове статусагосударства-наблюдателя в ЕАЭС. По мнению Додона, «Молдова получила бы большевыгоды от интеграции в те проекты, которые сейчас есть на пространстве СНГ»,имея в виду, прежде всего, ЕАЭС.

Спустя три месяца на заседании ВЕЭС вБишкеке, где президент Додон участвовал впервые, его просьба была удовлетворена– статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе Молдовепредоставили.

«Конечно, у нас действует соглашение обассоциации с Европейским союзом, оно было подписано и ратифицированопарламентом еще в 2014 году. Но, как говорят наши европейские партнеры, ониникогда не ставили условие «или-или». Соглашение об ассоциации с ЕС неозначает, что мы не можем и не должны возобновлять наши дружеские,экономические, хорошие отношения с нашими традиционными партнерами. Поэтому мыприняли решение, и я обратился с предложением, чтобы Молдова получила статуснаблюдателя при ЕАЭС. Это очень важный и осознанный шаг», - прокомментировалмолдавский лидер.

Игорь Додон также обратил внимание на то,что большинство граждан страны поддерживает данное решение и с оптимизмом смотритв будущее.

Несмотря на то, что согласно молдавскойКонституции, президент не может аннулировать определенные международныесоглашения, если они были приняты решением парламентского большинства, каковымсчитается и соглашение об ассоциации с ЕС, Додон не исключил возвращениея кэтому вопросу после следующих парламентских выборов, когда будет другоепарламентское большинство.

Реакция на действия президента со сторонымолдавского парламента последовала незамедлительно - спикер Андриан Канду заявил, что это «сугубополитический жест», направленный на продвижение Додона в электоральнойкампании: «Это не принесет никаких выгод, так как мы опять разделяем обществовместо того, чтобы искать пути решения и проекты по объединению гражданМолдовы».

Тем не менее, шаги, сделанные президентом,уже можно считать историческими и свидетельствующими о том, чтопривлекательность ЕАЭС для постсоветских стран возрастает.

 

Подушкабезопасности ЕАЭС

Формирование и укрепление ёмкого общегорынка с универсальными правилами для экономических операторов, сработавших как своеобразнаяподушка безопасности и нивелировавших воздействие неблагоприятной внешнейконъюнктуры – так президент России ВладимирПутин охарактеризовал совместные результаты успешного сотрудничества врамках ЕАЭС, отметив адаптацию национальных экономик к новым реалиям.

Российский президент указал и на увеличениевзаимной торговли в рамках союза в январе текущего года по сравнению с январёмпрошлого на 38%, а увеличение поставок государств-членов в третьи страны на 37%.Помимо этого, в 2016 году на 4% возросло производство в сфере сельскогохозяйства, и наметился промышленный рост. Около 62% объёма совокупныхвнутрисоюзных поставок в прошлом году пришлось на Россию.

Кроме того, Российская Федерация намеренапродолжать сотрудничество в космосе с использованием Байконура на длительнуюперспективу с учетом корректировки планов по космодрому Восточный.

Владимир Путин также рассказал об условиях,создающихся в Кыргызстане, для восстановления текстильного и швейногопроизводства, отметив, что в 2016 году экспорт кыргызских товаров лёгкойпромышленности в страны союза вырос на 38%.

«Товарооборот сельхозпродукции междуАрменией, скажем, и Россией также увеличился, причём на солидную величину – в22%, - проинформировал Путин, - развивается кооперация с Республикой Беларусь,причём развивается очень активно. По некоторым крупным предприятиям взаимнаязависимость составляет сейчас 40 и более процентов. Многие виды товаров,произведённые в Белоруссии, рассматриваются в Российской Федерации какпроизводство отечественного производителя и пользуются такими же льготами пригосударственных закупках на территории Российской Федерации».

Положительную динамику в объёме валовоговнутреннего продукта, оживление экономической активности в промышленномсекторе, в области сельского хозяйства и секторе услуг, наблюдавшуюся в Армениив 2016 году, отметил и президент Армении СержСаргсян: «Оборот торговли Армении со странами ЕАЭС вырос более чем на 15%,а экспорт армянских товаров на евразийский рынок – на 65%; зафиксирован росттоварооборота также с третьими странами».

А вот Беларуси, по словам ее лидераАлександра Лукашенко, в 2016 году «не удалось остановить снижения взаимноготоварооборота и устранить причины, приведшие к этому», не говоря уже о другихпроблемах.

У Казахстана торговый оборот с ЕАЭС выросна 56,5%: с Россией – на 50%, с Беларусью тоже на 50%, с Кыргызстаном – на 41%,а с Арменией – в 3,5 раза. НурсултанНазарбаев заявил о необходимости активизации работы по проработке вопросовсотрудничества с Ираном, Китаем, Индией, Сингапуром, Сербией, Израилем идругими странами, изъявившими такое желание. Президент указал и нанеобходимость взаимной поддержки экономик стран-участниц ЕАЭС. В частности,Казахстаном приняты конкретные меры помощи Кыргызстану – досрочно предоставленывнутренние железнодорожные тарифы при перевозках кыргызских грузов транзитомчерез Казахстан, что позволило Кыргызстану сэкономить порядка 60 млн долларов.

Председатель Высшего Евразийскогоэкономического совета Алмазбек Атамбаевпредложил больше сосредоточиться на устранении барьеров, особеннофитосанитарных. Ведь свобода движений товаров - важное условие для развитиябизнеса. Его поддержал Лукашенко, заявив, что «следует ввести мораторий напринятие новых правовых актов, носящих дискриминационных характер по отношениюк партнёрам по союзу. Следить за его соблюдением должна Евразийскаяэкономическая комиссия».

Российский лидер назвал последовательноеустранение препятствий на пути свободного движения товаров, рабочей силы, услуги капиталов одной из насущных задач, решение которой будет планомернореализовываться до 2025 года.

По итогам заседания президентами былоподписано 11 документов. Следующее собрание Высшего Евразийского экономическогосовета пройдёт 11 октября в Москве.

 

Отэкономики к безопасности

После ВЕЭС началась неформальная встречаглав государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности – президентовАрмении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.

Открывая мероприятие, кыргызский лидеротметил стремительно меняющуюся ситуацию в мире, при которой необходима «консолидацияусилий и принятие превентивных мер для ответа угрозам и вызовам безопасности,как традиционным, так и новым». По этим причинам неформальная встреча важна инужна.

Нурсултан Назарбаев поздравил участников с25-летием со дня подписания Договора, особо подчеркнув его значимость вобеспечении национальной и региональной безопасности, а также в укреплениицелостности государств-участников. Президент Казахстана акцентировалвнимание присутствующих на вопросах расширения зоны взаимодействия ОДКБ сдругими международными институтами и организациями в сфере безопасности.

Встреча проходила за закрытыми дверями безфиксированной повестки. Среди обсуждаемых тем – борьба с терроризмом иконсолидация усилий по противодействию существующим угрозам, а также ряд другихтекущих вопросов.

В ходе заседания решением Совета ОДКБ со 2мая 2017 года Генеральным секретарем Организации на трехлетний срок назначен Юрий Хачатуров.

Экс-генсек ОДКБ Николай Бордюжа, занимавший эту должность с 2003 по 2016 годы,награжден Почетным знаком Организации Договора о коллективной безопасности Iстепени.

Интрига с выбором нового генсекретарясохранялась долго – еще в сентябре 2015 года лидерами ОДКБ было решено, что этадолжность станет ротационной. Однако камнем преткновения стала реакция Россиина акт агрессии Турции в отношении сбитого СУ-24 - ряд стран-членов организацииотказался поддержать назначение представителя Армении, посчитав, что это будетвыглядеть как откровенно недружественный выпад против Турции и Азербайджана. Посленормализации отношений между Москвой и Анкарой утверждение новой кандидатурыждали в сентябре 2016 года в Ереване. Однако избранию помешало отсутствие насаммите в Ереване президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по причиневнезапной болезни. В декабре прошлого года назначение отложили из-за отсутствияна встрече белорусского лидера Александра Лукашенко.

Казахстанский политический обозреватель Жанар Тулиндинова акцентирует вниманиена том, что «факт назначения генеральным секретарем ОДКБ бывшего начальникаГенштаба ВС Армении, вовсе не означает, что в целях, задачах, приоритетахорганизации обозначится какой-то «проармянский» крен. Высшим органом ОДКБявляется Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главыгосударств-членов, и именно Совет определяет принципиальные вопросыдеятельности организации. Генеральный секретарь исполняет главным образомадминистративные полномочия и подотчетен СКБ».

Ереванский эксперт Айк Халатян в этом вопросе поддерживает свою казахстанскую коллегу,замечая, что «хотя представители Армении в ближайшие годы будутпредседательствовать, как в ОДКБ, так и Евразийской экономической комиссии, имвряд ли удастся слишком рьяно лоббировать интересы Армении. Особенно учитываяконсенсусный принцип принятия решений в данных организациях и наличие в ихрядах тесно связанных с Азербайджаном и Турцией государств». Что же касаетсяизбрания Хачатурова генсеком ОДКБ, то оно, по мнению Халатяна, «исходит нетолько из интересов Армении, но и России, для которой важно, чтобы на стольважном посту представителя России заменил человек из страны, которая такжезаинтересована в развитии ОДКБ и превращения ее в реальный военно-политическийсоюз».

МаринаРожкина (Душанбе)


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение