Саммит на границе национальных интересов: послесловие к форуму в Актюбинске.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Прошедший форум приграничных регионов РФ и Казахстана в Актюбинске, в котором принимали участие президенты двух стран, резонно посчитали рядовым событием в двусторонних отношениях. Действительно, мы воспринимаем как сам собой разумеющийся факт «теплых и дружеских» отношений президентов двух стран. Так нас приучила официальная риторика. Но и при более пристальном взгляде на предмет найти политические проблемы трудно. Возможно, их нет, как нет и политических проблем между двумя корпорациями – только бизнес. Возможно, таково свойство назарбаевской политики – публично внимательно обходить стороной острые углы. Скорее и то и другое. Во всяком случае, все российские визави Назарбаева от Ельцина до Медведев» умело подыгрывали в этой оптимистической игре, внося лишь стилистические акценты.
Саммит на границе национальных интересов: послесловие к форуму в Актюбинске.

Саммит на границе национальных интересов: послесловие к форуму в Актюбинске.

Прошедший форум приграничных регионов РФ и Казахстана в Актюбинске, в котором принимали участие президенты двух стран, резонно посчитали рядовым событием в двусторонних отношениях. Действительно, мы воспринимаем как сам собой разумеющийся факт «теплых и дружеских» отношений президентов двух стран. Так нас приучила официальная риторика. Но и при более пристальном взгляде на предмет найти политические проблемы трудно. Возможно, их нет, как нет и политических проблем между двумя корпорациями - только бизнес. Возможно, таково свойство назарбаевской политики - публично внимательно обходить стороной острые углы. Скорее и то и другое. Во всяком случае, все российские визави Назарбаева от Ельцина до Медведев» умело подыгрывали в этой оптимистической игре, внося лишь стилистические акценты.

В отсутствии политических проблем на поверхности, содержательная составляющая этой игры в дружбу и оптимизм - интеграционная риторика. Здесь масса достижений - почти каждый год в период путинского президентства объявлялся очередной «прорыв». На фоне конфликтного разбега постсоветских государств создание структуры ЕврАзЭС или просто расширение приграничного и регионального сотрудничества -- действительный успех.

Однако единицы полноценно реализованных проектов говорят скорее о трудностях, которые вряд ли могут быть «заколдованы» риторикой успеха. Многие проекты в сфере энергетики и сырья, от газового экспорта до атомной промышленности, упираются в реалии суверенных экономических систем. То, что прекрасно функционировало в советский период, не может быть восстановлено и «отремонтировано» как если бы мы жили в одной стране. Почти все двусторонние проекты приходится запускать с нуля. И даже если присутствует политическая воля лидеров, она зачастую слабее, чем экономическая мотивация хозяйствующих субъектов.

Отдадим должное и дефициту времени. Например, Евразийский банк развития был создан в 2006 году, учитывая небольшой объем средств, (капитал банка в настоящий момент составляет $1,5 млрд (Россия - $1 млрд. и $0,5 млрд.- Казахстан)), и отсутствие внятной стратегии конструирования промышленных отраслей внутри ЕврАзЭС, нельзя было ожидать от его работы быстрого результата. Тоже самое можно сказать о результатах форума приграничного сотрудничества, впервые состоявшегося в 2003 году.

В нынешних реалиях, уже можно назвать достижением, если саммит президентов решает один-два пункта в экономической повестке и создает что-то позитивное или даже новое в политической плоскости.

На форуме было внесено несколько дополнений в соглашение между правительствами двух стран "О пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу от 2 декабря 1998 года", что позволит в будущем ускорить режим транзита и упростить государственное администрирование этих пунктов. Подписан четырехсторонний меморандум о сотрудничестве между Федеральной таможенной службой РФ, ОАО "РЖД" с одной стороны, и комитетом таможенного контроля министерства финансов РК вместе с Казахстанскими железными дорогами с другой. Это позволит быстрее обмениваться данными между таможнями, точнее проводить мониторинг грузов, что в целом должно отразиться на облегчении логистики транзита казахстанских грузов по России и таможни российского железнодорожного импорта.

В зачет форума подписанный меморандум между министерством транспорта РФ и министерством транспорта и коммуникаций Казахстана о сотрудничестве и развитии автомобильных дорог, связывающих Западную Европу и Западный Китай по маршруту Санкт-Петербург - Казань - Оренбург - Актюбинск -Алма-Ата - граница КНР.

ОАО "АвтоВАЗ", компания "Азия-авто" и Евразийский банк развития подписали соглашение "О намерении по установлению стратегического партнерства между этими организациями". Ранее было известно о слиянии АвтоВАЗ и «Азии-авто». Теперь, после подключения Евразийского банка развития этот проект можно расценивать как вклад в создание единого экономического пространства двух стран. Понятно, что качество продукции общего промышленного пространства будет соответствовать условиям экономической среды и вряд ли сможет превозмочь нынешнее технологическое отставание. Но возможно измениться качество менеджмента будущего единого пространства.

Для России пока остается надежда совершить рывок в область высоких технологий (в рамках форума, среди прочих, были организованны две экспозиции "Инновационные технологии Республики Казахстан" и "Нанотехнологии Российской Федерации"). Речь идет о проектах госкорпорации Роснанотех. Ее новый глава Анатолий Чубайс вероятно единственный из действующих государственных топ-менеджеров, способный получить результат. В недавнем интервью он заявил - «либо мы все вместе перестроим экономику с добычи на самые современные технологии, либо через 10-15 лет под угрозу встанет целостность страны. Именно так жестко стоит вопрос». Он прав. Россию в нынешней сырьевой модели ожидает не больше не меньше как дезинтеграция. Вопрос перехода на качественно иной уровень промышленного производства, есть вопрос преобразования «петростейта» в полноценное государство 21 века. В перспективе, координация России и Казахстана в рамках подобных проектов на базе ЕврАзЭС или просто в двустороннем формате - есть, пожалуй, единственная возможность организовать действительно долгосрочную интеграцию, влияющую на качество жизни, а не просто на объемы доходов сырьевых баронов.

Однако, пока мы имеем дело именно с последними. Высокие технологии как дорогостоящая игрушка. На выставке в рамках актюбинского форума Медведев и Назарбаев с помощью видеотрансляции в режиме онлайн «запустили» комбинат по обогащению хромовой руды "ТОО-Восход Ориель".

В российской бизнес среде обратили внимание не на сам объект, а на владельца. "ТОО-Восход Ориель" - со стопроцентным участием российского капитала - компании "Мечел". В конце июля премьер Путин подверг резкой критике производителей стали и всю технологическую линию включая поставщиков угольного сырья на предприятия черной металлургии. Как известно отрасль практически поделена между пятью главными монополистами. Из уст Путина прозвучало только одно название - «Мечел». В тот же день акции компании на фондовом рынке упали на 30%. Эксперты стали предрекать как минимум антимонопольное расследование, как максимум национализацию или недружественное поглощение «Мечела» соседями по отрасли. Краха удалось избежать. Теперь, за счет капиталовложения в «государево дело» российско-казахстанской интеграции (горно-обогатительный комбинат "Восход хром", который открыли президенты, кроме «Мечела» наполовину финансируется Евразийским банком развития -- $60 млн. из $120 млн), «Мечел» вроде как реабилитировался. Хотя, наверняка прямой связи здесь нет, но об этом рассуждали. Как сказал Нурсултан Абишевич - «это и есть интеграция наших стран в действии».

Справка:

Запасы руды на залежах «ТОО-Восход Ориель» составляют 20 млн. тонн руды с 40-процентным содержанием хрома, компания может 15-20 лет осуществлять его разработку.

Еще один интересный сюжет «координации в действии» возможно связан с политикой Казахстана. На форуме в Актюбинске Российская государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (ВЭБ) подписала соглашение по которому предоставит государственному Банку развития Казахстана (БРК) кредитную линию объемом до $300 млн. (оформлен по линии Межбанковского объединения ШОС).

Для России, выдача подобного кредита соседу действительно важна: он обеспечивает присутствие в Казахстане, подтверждает долгосрочные намерения и просто улучшает имидж: предусматривает оплату экспорта промышленной продукции и услуг российских предприятий в Казахстан, сроком погашения до 15 лет. Подобным образом, через ШОС, работает и Китай в Узбекистане.

Однако в нашем случае возможны и другие мотивы. Давайте поспикулируем на эту тему. Москва ведь принципиально не дает льгот и денег «просто так». Наверняка присутствует и более тонкая договоренность выходящая за рамки абстрактно-публичных интеграционных формулировок.

Подобным образом, ряд экспертом комментировало выделение Россией стабкредита в $2 млрд для Беларуси: там по официальным данным деньги будут направлены на покрытие разрывов в платежном балансе Беларуси, в том числе и в связи с ожидаемым подорожанием газа. Впрочем неважно на что идут средства, нам важен сам факт подобных кредитов. Раньше, были примеры лишь погашения задолженности стран третьего мира перед РФ по советским долгам. И для ряда стран как Беларусь и Армения субсидирование цен на газ. Теперь мы видим новый пример влияния.

Так в чем могла заключаться договоренность между Медведевым и Назарбаевым, и была ли она? Но интересно совпадение - сразу два крупных казахстанских инвестора, контролируемых государством отказались от инвестиций в Грузию: АО "Продовольственная контрактная корпорация" отказалось от строительства зернового терминала в порту Поти, "КазМунайГаз" - от планов строительства НПЗ в Батуми, "КазТрансГаз" рассматривает вопрос о продаже газораспределительного ООО "КазТрансГаз-Тбилиси".

Является ли российский кредит компенсацией ухода Казахстана из Грузии? Достоверно на этот вопрос не ответить. Но в целом получается картина политически лояльной и, видимо, в экономическом смысле безобидной, демонстрации дружеских намерений в отношении Москвы в эпоху державного рывка последней. Дело ведь не в признании Абхазии и Ю.Осети, Москва даже не особо ждет словесную поддержку, дело в чисто конкретных вещах, в материальных активах и капиталах «на стороне противника». Возможно Назарбаеву «подмигнули» и он все понял. Тем более, что выход из пока не начавшегося проекта экономически безобиден. Значит, пока Назарбаев жив и активен у руля власти, Москва может не беспокоиться. Но и своего «национального интереса», он не упустит. Главное, чтобы политическая мотивация казахстанской политики была обеспеченна деньгами. А деньги в Кремле пока есть.

03.10.08

Поделиться: