Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2017: Открытое небо - пострадают ли казахстанские авиаперевозчики и что приобретут пассажиры?

09.04.2017

Автор:

Теги:

Российская авиакомпания S7 Airlines запустила новый рейс, связавшийУральск и Москву. Расширение географии полетов S7 Airlines вписывается втенденцию развития казахстанского рынка авиаперевозок, который становится всеболее доступным для внешних игроков. На время проведения международной выставкиЭКСПО – 2017 казахстанские авиавласти «открывают» небо для зарубежныхперевозчиков. Недавно финские, польские и венгерские авиалинии громко заявили освоем заходе на казахстанский рынок. Корреспондент ИАЦ МГУ побеседовал сгосударственными чиновниками и экспертами в области авиации, которые рассказали,чего ждать от новшеств пассажирам и не окажутся ли отечественные авиаперевозчикив уязвимом положении.

Авиарынку Казахстана нужен рост доходовнаселения

Экспертыоценивают появление новых авиалиний на рынке Казахстана двояко. По словам редактораAirways.world Куата Домбай, хотя ЭКСПО позволило частично либерализовать казахстанский авиарынок,о режиме открытого небо говорить ещё рано, поскольку это предмет межстрановыхдвусторонних договоренностей. К тому же главный вопрос – насколько это выгодноКазахстану. Возможно, определенные выгоды принесет вхождение на отечественныйрынок западно- или центрально-европейских компаний, поскольку в обмен онипредоставят часть своего, в том числе транзитный в Азию.

Иное дело – восточноевропейские страны, и особенноРоссия, которые являются прямым конкурентом национального авиаперевозчика «ЭйрАстана» на рынке транзитных перевозок, считает Домбай. «В этой связи трудно найтилогику в действиях правительства Казахстана, поскольку вместо того, чтобывернуть британские авиалинии, покинувшие наш рынок, они запускают компании из ВосточнойЕвропы, а также предоставляют новыечастоты и назначения подмосковному аэропорту Жуковский», - комментируетэксперт.

«У меня весьма скептическое отношение к перспективамзаявленных Министерством по инвестициям и развитию новых рейсов в Астану польских,венгерских и финских авиалиний. Экономические проблемы и сокращение доходовнаселения в Казахстане негативно сказались на объемах пассажиропотока и тенденцияпродолжается. За прошлый год он уменьшился на 11%, как на внутренних, так и навнешних направлениях.

Сократили рейсы в Алматы и Астану арабские авиакомпании,значительно снизился объём авиаперевозок в Турцию. Перспективы началаэкономического роста очень слабые. Все это, наряду с непродуманными решениямипрофильного министерства, ставит большой вопрос на возможностях устойчивой и прибыльнойработы на нашем авиарынке заявленных восточноевропейских операторов», - поясняетКуат Домбай.

Многое зависит от визового режима

По словам заместителя председателя Комитетагражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию РК Талгата Ластаева,вопрос о привлечении новых авиаперевозчиков на рынок тесно связан снеобходимостью введение облегченного визового режима:

«Основной вопрос заключается в стимулировании полетов – в частности,смягчении визового режима. Как показывает практика, чем меньше времени гражданетратят на бюрократические моменты, тем они чаще и охотнее летают. На данныймомент в рамках проведения ЭКСПО для 55-и стран отменен визовый режим привъезде в нашу страну», - поделился чиновник.

По словам Ластаева, финские, польские и венгерскиеавиалинии пришли не только на период ЭКСПО: в планах авиакомпаний осуществлениеперелетов на долгосрочной основе. От казахстанской стороны требуется созданиенеобходимых условий для работы иностранных перевозчиков, а рентабельность ивыгоду каждая фирма со временем определит сама.

На вопрос о том, испытают ли казахстанскиеавиакомпании трудности в связи с появлением новых конкурентов, представительпрофильного министерства ответил, что это исключено, поскольку вхождение новыхигроков на авиарынок Казахстана осуществляется на паритетной основе.

«Безусловно, с ростом количества участниковрынка ожидается перераспределение пассажиропотока, которое регулируетсярамочными соглашениями, количествами частот. Если их не ограничивать, то нашихперевозчиков задавят, конкуренция нужна, но справедливая», - подчеркнул Ластаев.

На данный момент из Казахстана осуществляетсяперелеты по 88 международным направлениям. Большая часть - российские маршруты,также активно осуществляются рейсы в Европу, Азию, Арабские Эмираты и Турцию. Внынешнем году планируется открытие маршрутов из Астаны в Хельсинки, Варшаву,Будапешт, Улан-Батор, Ереван, Минеральные Воды, Пекин. Не так давно возобновилсямаршрут Актау-Стамбул.

Открытое небо –здоровая конкуренция и снижение цен

Эксперт в сфере авиации Денис Кривошеев считает, что открытое небо над Астаной изменитрасклад сил на авиарынке республики и позволит пассажирам почувствовать, а современем и требовать, максимально дешевых цен на авиабилеты.

«Я неоднократно выступал за открытое небо, так какнельзя изолироваться только в угоду одной компании – национального перевозчика “ЭйрАстана”. Монополия ведет либо к росту цен, либо к демпингу, из-за которого в своевремя с нашего рынка ушли крупнейшие мировые авиакомпании. Без открытого небасложно говорить о развитии авиации. Если этого не сделать, то средняя стоимостьтак и будет диктоваться не конкурентно-торговыми мерами, а представлениямикомпаний о желаемых доходах. В то же время необходимость введение режима открытогонеба над всем Казахстаном вызывает сомнение. Региональные аэропорты вряд лиинтересуют крупных игроков, но три-четыре аэропорта в РК могут быть привлекательны.Сейчас мы видим, с какими шумовыми эффектами к нам заходят венгерские авиалинии.Уверен, что с интересными возможностями придут и другие авиалинии.

Сегодня Астана получает конкурентное преимущество:искусственно создается возможность сделать из аэропорта хаб, который позволитсобирать пассажиров со всего Казахстана и отправлять за границу. В дальнейшем этоприведет к тому, что небо будет открытым над всем Казахстаном, государствоизменит стратегию и будет обеспечивать такие условия, чтобы народ могпользоваться дешевой авиацией», - уверен Кривошеев.

В настоящее время в стенах парламента Казахстана рассматриваетсязаконопроект, направленный на гармонизацию законодательства с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Переформатирование работы комитетагражданской авиации позволит усилить казахстанских перевозчиков и даст толчок развитиюаэропортовой инфраструктуры.

Зарина Жусипова (Астана)


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение