Казахстан-2017: Открытое небо - пострадают ли казахстанские авиаперевозчики и что приобретут пассажиры?

Дата:
Автор: Ia-centr.ru
Российская авиакомпания S7 Airlines запустила новый рейс, связавший Уральск и Москву. Расширение географии полетов S7 Airlines вписывается в тенденцию развития казахстанского рынка авиаперевозок, который становится все более доступным для внешних игроков. На время проведения международной выставки ЭКСПО – 2017 казахстанские авиавласти «открывают» небо для зарубежных перевозчиков. Недавно финские, польские и венгерские авиалинии громко заявили о своем заходе на казахстанский рынок. Корреспондент портала Ia-centr.ru побеседовал с государственными чиновниками и экспертами в области авиации, которые рассказали, чего ждать от новшеств пассажирам и не окажутся ли отечественные авиаперевозчики в уязвимом положении.
Казахстан-2017: Открытое небо - пострадают ли казахстанские авиаперевозчики и что приобретут пассажиры?
Российская авиакомпания S7 Airlines запустила новый рейс, связавшийУральск и Москву. Расширение географии полетов S7 Airlines вписывается втенденцию развития казахстанского рынка авиаперевозок, который становится всеболее доступным для внешних игроков. На время проведения международной выставкиЭКСПО – 2017 казахстанские авиавласти «открывают» небо для зарубежныхперевозчиков. Недавно финские, польские и венгерские авиалинии громко заявили освоем заходе на казахстанский рынок. Корреспондент портала Ia-centr.ru побеседовал с государственными чиновниками и экспертами в области авиации, которые рассказали, чего ждать от новшеств пассажирам и не окажутся ли отечественные авиаперевозчикив уязвимом положении. Авиарынку Казахстана нужен рост доходов населения. 
Эксперты оценивают появление новых авиалиний на рынке Казахстана двояко. По словам редактора Airways.world Куата Домбай, хотя ЭКСПО позволило частично либерализовать казахстанский авиарынок,о режиме открытого небо говорить ещё рано, поскольку это предмет межстрановыхдвусторонних договоренностей. К тому же главный вопрос – насколько это выгодноКазахстану. Возможно, определенные выгоды принесет вхождение на отечественный рынок западно- или центрально-европейских компаний, поскольку в обмен они предоставят часть своего, в том числе транзитный в Азию. Иное дело – восточноевропейские страны, и особенноРоссия, которые являются прямым конкурентом национального авиаперевозчика «ЭйрАстана» на рынке транзитных перевозок, считает Домбай. «В этой связи трудно найтилогику в действиях правительства Казахстана, поскольку вместо того, чтобывернуть британские авиалинии, покинувшие наш рынок, они запускают компании из ВосточнойЕвропы, а также предоставляют новыечастоты и назначения подмосковному аэропорту Жуковский», - комментируетэксперт.«У меня весьма скептическое отношение к перспективамзаявленных Министерством по инвестициям и развитию новых рейсов в Астану польских,венгерских и финских авиалиний. Экономические проблемы и сокращение доходовнаселения в Казахстане негативно сказались на объемах пассажиропотока и тенденцияпродолжается. За прошлый год он уменьшился на 11%, как на внутренних, так и навнешних направлениях.Сократили рейсы в Алматы и Астану арабские авиакомпании,значительно снизился объём авиаперевозок в Турцию. Перспективы началаэкономического роста очень слабые. Все это, наряду с непродуманными решениями профильного министерства, ставит большой вопрос на возможностях устойчивой и прибыльной работы на нашем авиарынке заявленных восточноевропейских операторов», - поясняет Куат Домбай. Многое зависит от визового режима. По словам заместителя председателя Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию РК Талгата Ластаева, вопрос о привлечении новых авиаперевозчиков на рынок тесно связан с необходимостью введение облегченного визового режима: «Основной вопрос заключается в стимулировании полетов – в частности, смягчении визового режима. Как показывает практика, чем меньше времени гражданетратят на бюрократические моменты, тем они чаще и охотнее летают. На данныймомент в рамках проведения ЭКСПО для 55-и стран отменен визовый режим привъезде в нашу страну», - поделился чиновник. По словам Ластаева, финские, польские и венгерские авиалинии пришли не только на период ЭКСПО: в планах авиакомпаний осуществление перелетов на долгосрочной основе. От казахстанской стороны требуется создание необходимых условий для работы иностранных перевозчиков, а рентабельность ивыгоду каждая фирма со временем определит сама.На вопрос о том, испытают ли казахстанские авиакомпании трудности в связи с появлением новых конкурентов, представитель профильного министерства ответил, что это исключено, поскольку вхождение новых игроков на авиарынок Казахстана осуществляется на паритетной основе.«Безусловно, с ростом количества участников рынка ожидается перераспределение пассажиропотока, которое регулируется рамочными соглашениями, количествами частот. Если их не ограничивать, то нашихперевозчиков задавят, конкуренция нужна, но справедливая», - подчеркнул Ластаев.На данный момент из Казахстана осуществляетсяперелеты по 88 международным направлениям. Большая часть - российские маршруты,также активно осуществляются рейсы в Европу, Азию, Арабские Эмираты и Турцию. Внынешнем году планируется открытие маршрутов из Астаны в Хельсинки, Варшаву,Будапешт, Улан-Батор, Ереван, Минеральные Воды, Пекин. Не так давно возобновился маршрут Актау-Стамбул. Открытое небо –здоровая конкуренция и снижение ценЭксперт в сфере авиации Денис Кривошеев считает, что открытое небо над Астаной изменитрасклад сил на авиарынке республики и позволит пассажирам почувствовать, а современем и требовать, максимально дешевых цен на авиабилеты.«Я неоднократно выступал за открытое небо, так какнельзя изолироваться только в угоду одной компании – национального перевозчика “ЭйрАстана”. Монополия ведет либо к росту цен, либо к демпингу, из-за которого в своевремя с нашего рынка ушли крупнейшие мировые авиакомпании. Без открытого небасложно говорить о развитии авиации. Если этого не сделать, то средняя стоимостьтак и будет диктоваться не конкурентно-торговыми мерами, а представлениямикомпаний о желаемых доходах. В то же время необходимость введение режима открытогонеба над всем Казахстаном вызывает сомнение. Региональные аэропорты вряд лиинтересуют крупных игроков, но три-четыре аэропорта в РК могут быть привлекательны.Сейчас мы видим, с какими шумовыми эффектами к нам заходят венгерские авиалинии.Уверен, что с интересными возможностями придут и другие авиалинии.Сегодня Астана получает конкурентное преимущество:искусственно создается возможность сделать из аэропорта хаб, который позволитсобирать пассажиров со всего Казахстана и отправлять за границу. В дальнейшем этоприведет к тому, что небо будет открытым над всем Казахстаном, государствоизменит стратегию и будет обеспечивать такие условия, чтобы народ могпользоваться дешевой авиацией», - уверен Кривошеев.В настоящее время в стенах парламента Казахстана рассматриваетсязаконопроект, направленный на гармонизацию законодательства с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Переформатирование работы комитета гражданской авиации позволит усилить казахстанских перевозчиков и даст толчок развитию аэропортовой инфраструктуры. Зарина Жусипова (Астана)

Поделиться: