Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А.Костин: Астана привнесла в сирийское урегулирование новый формат соглашений, невозможный в Женеве

06.04.2017

Автор:

Теги:

Казахстанпродолжает развивать астанинский процесс по урегулированию сирийской проблемы.В рамках данного процесса в апреле в Тегеране пройдут предварительныеконсультации на экспертном уровне, а в начале мая Астана снова примет встречувысокого уровня. Развитие данного переговорного формата важно и для Москвы - астанинскийпроцесс знаменует появление у России легитимной переговорной площадки, где помандату ООН решаются мировые проблемы.

 Сирийский кризис ознаменовал окончательный демонтажсистемы национальных государств, чьи границы опирались на очень спорныйфундамент колониальной системы (соглашения Сайкса-Пико 1916 года). Чередаразвязанных конфликтов сделала Ближний Восток центром глобального кризиса,который будет развиваться и вовлекать в себя все более широкое количество страни сил. Это глобальный процесс, который действует через экспорт салафитской«революции», развитие миграции, череду гуманитарных кризисов, усилениерегиональной конкуренции за ресурсы, религиозные и политические центры. Всестраны региона, так или иначе вовлечены в Сирийский конфликт, и имеют серьезныепроблемы с легитимностью национальных границ. Сирийская война консолидировалавесь клубок региональных противоречий и наступающих глобальных процессов врегионе – кризис текущей модели национальных государств, рост религиозногосознания, кризис региональной экономики – через череду климатических катастрофи общий регресс промышленности – это касается в том числе и якобы процветающихнефтяных монархий. Урегулирование сирийского конфликта во многом определитконфигурацию сил и будущее Ближнего Востока. Легитимация старых границневозможна, это понимают все участники, Ближний Восток ждет глобальная «пересборка»через череду конфликтов и кропотливый поиск компромиссов. Реализовать это возможнотолько с вовлечением всех мировых и региональных лидеров – слишком далеко зашлипротиворечия сторон, подкрепленное взаимным ожесточением, вызванным годамикровавого конфликта. Наличие легитимного, независимого переговорного центра –это хорошая инвестиция в будущее.

Астана как переговорная площадка, выросла изсоглашений Женевских (и Венских) конференций, действующих в 2012 года. Западныеформаты переговоров, несмотря на широкую политическую поддержку, действовали неэффективнопо нескольким причинам: во первых отсутствовала реальная политическая модельурегулирования, гарантами которой могли бы выступить мировые державы, во вторыхсвою роль сыграл системный кризис и развал модели сирийской оппозиции, которуюпродвигали США и страны Западной Европы. Не в последнюю очередь сыграла своюроль предвзятость СМИ и общественного мнения стран Западной Европы, широкиевозможности западной дипломатии по давлению и продвижению собственной точкизрения. Сирийский кризис в итоге распался на конгломерат отдельных, компактныхрегиональных кейсов – каждую из которых стоит решать отдельно, с участием всехвовлеченных сил. Рассматривать конфликт поверхностно, с позиций политическогоконфликта было ошибкой, что во многом привело к отрицательному результату Женевскогоформата. С 2015 года обсуждение свелось к противостоянию ИГИЛ и реагированию нагуманитарные проблемы.

Общую идею начать переговоры в Астанепервым подал президент России Владимир Путин 16 декабря 2016 года. Выборплощадки был обусловлен несколькими причинами:

üВ2016 году в Астане уже проходили встречи с сирийской оппозицией и рядом НКО.

üКазахстанимеет тесные связи со всеми вовлеченными в конфликт странами – Ираном, Турцией,нефтяными монархиями.

üПрезидентстраны Н.Назарбаев успешно решал задачи политических коммуникаций между странамиЗападной Европы и Россией в условиях Украинского кризиса, в российско-турецкомконфликте и имеет доверительные отношения с В.Путиным.

Чем была вызвана эта инициатива? На нашвзгляд это было вызвано: а) необходимостью создания блока договороспособныхстран, участвующих в конфликте, б) создания и перехвата внешнеполитическойповестки сирийского кризиса, в) возможностью находиться над схваткой, и принеобходимости, выйти из конфликта, получив политические бонусы. Российскоеруководство адекватно воспринимало риски подобного вмешательства, с однойстороны, не хотело становиться заложником политики режима Б.Асада, выступаяотдельным политическим субъектом, с другой – искало возможности выхода изпротивостояния, оставаясь важной силой в регионе.

Ход конфликта показал необходимостьплощадки многостороннего урегулирования, с возможностью создание временныхкоалиций, с участием ключевых региональных лидеров – Турции, Ирана. Важно былос одной стороны, увязать амбиции сторон с мирным урегулированием, с другой –повысить политическую ответственность сторон - реальных бенефициаров конфликта,сделав их участниками соглашения. Региональный формат соглашений – ключевой попрактическому результату в общей картине мирного урегулирования отсутствовал –и Астанинский процесс его заполнил.

Также было важно было действовать вформате решений ООН, легитимизировав свои политические инициативы. Казахстан,как непостоянный член Совета Безопасности, страна не вовлеченная в политическиеконфликты и дрязги выступала идеальным кандидатом.

В итоге Россия и Казахстан создалиуспешный «клуб» сторон Сирийского конфликта, заняв крайне перспективнуюрегиональную площадку, где собственно решаются все насущные практические проблемы.Астана, по условиям, выступает площадкой близкой к идеальной, где нетвозможностей медийного и политического давления, и все страны имеют примерноодинаковые возможности. С учетом развязанной в западной прессе оголтелойантироссийской кампании, эти условия получают дополнительную ценность.

Сирийская оппозиция в результате этогоимеет все шансы попасть с политическую изоляцию. Серьезной коалиции, чтобывыступать на уровне Женевских соглашениях (и подобных им), не существует, арегиональный формат, в виде Астанинских соглашений требует договоросопосбности.На это накладывается отчетливая усталость западного общества от сирийскойпроблемы, и серьезная дискредитация оппозиции случаями соглашений с ИГИЛ иНусра.

Астанинские соглашения выступают внастоящее время единственной площадкой где в диалоге участвуют все вовлеченныестороны, включая правительство Б.Асада и силы оппозиции, чего в форматеЖеневских соглашений не было. За текущий год прошло три встречи астанинскогоформата с участием представителей России, Турции, Ирана, США (в ролинаблюдателя), ООН, правительства и вооруженных оппозиционных группировок Сирии.Первые две встречи прошли с разницей в месяц (январь-февраль 2017 года), чтодемонстрирует очень высокий темп и практический результат соглашений. Третьявстреча прошла в середине текущего месяца, собрав одно из самыхпредставительных собраний представителей сирийской вооруженной оппозиции.

Главным итогом, кроме прекращения огня,стала политическая легитимация отрядов оппозиции в переговорном процессе,признание их политическим субъектом со стороны участников соглашения. Этосерьезный результат повышающий международный статус площадки и страны-оператора– Казахстана. Теперь, отряды оппозиции, не участвующие в соглашениях, имеют всешансы попасть в политическую изоляцию, или того хуже, быть причисленным ктеррористическим организациям. Для России, и ее партнеров  - Ирана и Турции крайне важно разрушениенеестественной монополии США и стран НАТО по легитимации (и делегитимации)участников переговорного конфликта.

В чем же практические плюсы этой работы.Главным достижением Астанинского процесса стала работа практическая российскойи казахстанской дипломатии – российские дипломаты собрали модель политическогодиалога заинтересованных в этом сил, казахстанские дипломаты обеспечили равноудаленностьи прозрачность работы диалоговой площадки. Наверно впервые в современнойистории была создана легитимная переговорная площадка, вне прямого патронажаСША, и их монополии на раздачу политических ярлыков.

Вторым важным практическим итоговвыступает вовлеченность в регион, увеличение политического влияния, получениеважной информации по террористическим организациям. Это важный вклад в системуколлективной безопасности.

Третьим важным итогом выступает опытсовместной работы множества ведомств двух стран, реальная интеграция России иКазахстана, получение необходимого опыта для развития общей интеграционноймодели по ключевым направлениям – международная дипломатия, безопасность,региональное сотрудничество.

Процесс урегулирования сирийскогоконфликта далек от завершения, поэтому, ценность модели Астанинских соглашенийдля России и Казахстана будет только возрастать. 

 

Александр Костин,

Заместитель генерального директора

Института национальной стратегии 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение