Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан – ключ к рынку ЕАЭС для Узбекистана

31.03.2017

Автор:

Теги:

Узбекистан и Казахстанснова братья – именно в таком ключе было выдержано медийное сопровождение государственноговизита узбекского президента Шавката Мирзиеева в Астану. С подачи отдельныхполитологов прозвучал даже тезис об объединении «старого тюркского мира». Такаяприподнятая риторика звучит довольно непривычно применительно к двум центрально-азиатскимреспубликам, которые, как правило, характеризует прагматизм и ясное понимание своихэкономических интересов. Что же стоит за этими лирическими излияниями?

Итоги визита узбекскогопрезидента в Казахстан хорошо известны – в Астане были подписаны 92 договора насумму 840 млн долларов. Лидеры двух государств отметили, что нынешний объемтоварооборота в 1,5 млрд долларов не соответствует торгово-экономическомупотенциалу и поручили увеличить его до 5 млрд долларов к 2020 году.

На казахстанско-узбекскомбизнес-форуме, прошедшем во Дворце независимости, с обеих сторон принялиучастие 500 бизнесменов, которые представляли химическую отрасль, сферупроизводства строительных материалов, фармацевтики, машиностроения, текстильнойи швейной промышленности и другие.

Такое представительствосамо по себе – разрыв шаблона, поскольку в настоящее время две центрально-азиатскиереспублики торгуют преимущественно сырьем. Из Казахстана в Узбекистан поставляютсянефтепродукты, прокат металла, пшеница и мука. В обратном направлении завозитсяплодоовощная продукция, хлопковое волокно, природный газ.

Зачастую подобные паркетныемероприятия упрекают в том, что подписанные на них меморандумы и соглашения овзаимопонимании нередко не прирастают конкретными делами, поскольку благиенамерения сталкиваются с объективными препятствиями – как правило, проблемами странспортировкой и логистикой.

Эти трудности должныминимизировать работа совместных торговых домов по направлениям нефть инефтепродукты, фармацевтика и легкая промышленность, которые планирует создатьКазахстан и Узбекистан. На бизнес-форуме в Астане был презентован первый изтаких проектов – Центральноазиатский торговый дом, специализирующийся на торговлеплодоовощной продукцией, создании условий для ее хранения и транспортировки. Учредителяминового предприятия выступили национальные компании Казахстана и Узбекистана: сузбекской стороны – подведомственная компания министерства внешнеэкономическихсвязей, инвестиций и торговли РУз, а также компании «Узагроэкспорт» и«Винагроимпекс». С казахстанской – компания «Континент-логистик» — дочерняяструктура «Казахстан Темир жолы – Экспресс» и Продкорпораци.

Директор торгового дома Алишер Махмудов поделился набизнес-форуме планами на 2017 года: транспортировать в Казахстан до 200 тыс. тоннтоваров из Узбекистана, в частности, до миллиона единиц консервированной иалкогольной продукции. В свою очередь, из Казахстана в Узбекистан будетпоставлено до 100 тыс. тонн муки и зерна, а также 50 тыс. тонн картофеля.

«Когда мы открывали нашТорговый дом, мы проанализировали все критические точки в торговых домах,которые открывались пять-шесть лет назад. Мы поняли, что основной вызов здесь —это вопросы логистики. Поэтому со стороны наших учредителей в лице «Казахстан Темиржолы» (национальный железнодорожный перевозчик – прим. авт.) мы получили очень большую поддержку, которая выразиласьв льготных тарифах на перевозку плодоовощной продукции», — отметил главаЦентрально-азиатского торгового дома.

По словам Махмудова,мощности центра «Континент-логистик» в Астане, в которой входит климатическийсклад площадью 12 тыс. квадратных метров и сухой склад на 27 тыс. квадратныхметров, рассматривается как логистический хаб для выхода на рынки третьих стран– в первую очередь, России. В Астане плодовоовощная и алкогольная продукция изУзбекистана будет проходить таможенную очистку, а затем ее могут забиратьроссийские компании и бизнесмены для своего рынка.

 

Казахстанприподнимет шлагбаум для входа на рынок ЕАЭС?

Планы по использованиюлогистического хаба в Астане как перевалочного пункта на пути в российскиерегионы очень хорошо иллюстрируют тот очевидный факт, что узбекское руководствои бизнес видят в Казахстане ключ к рынку Евразийского экономического союза (ЕАЭС)и, прежде всего, его наиболее крупного участника – России. Вряд ли17-миллионный рынок Казахстана является главным призом в забеге экономическойдипломатии, который предпринимает сегодня узбекский президент.

Сегодня Узбекистанактивно ищет новые рынки сбыта для своей продукции. За годы экономическойзакрытости Узбекистану удалось достаточно эффективно реализовать программуимпортозамещения. Однако узбекские товаропроизводители неизбежно столкнулись струдностями роста. Хотя внутренний рынок Узбекистана достаточно ёмкий – населениестраны составляют добрую половину всего населения Центрально-Азиатского региона– платежеспособный спрос в республике низкий – размер ВВП на душу населенияявляется небольшим даже по меркам стран региона и составляет 1850 долларов.

Узбекский независимыйэксперт в сфере национальной и региональной безопасности Бахтиер Эргашев указываетна то, что в экономической стратегии Узбекистана политика импортозамещенияпостепенно трансформируется в экспортоориентированное развитие.

«А это значит, что будетактивизироваться поиск новых возможностей для экспорта узбекской продукции нарынки, прежде всего соседних стран региона», - подчеркивает эксперт.

Однако в сегодняшнихэкономических реалиях одного стремления экспортировать свою продукцию за рубежявно недостаточно: с созданием региональных интеграционных объединений, кпримеру, ЕАЭС, повышаются торговые и административные барьеры, растуттранзакционные издержки для вхождения на рынки третьих стран. Узбекистану,который продолжает придерживаться «политики неприсоединения» к любыминтеграционным проектам, в этой ситуации выгодно создавать совместныепредприятия с Казахстаном, чтобы экспортировать производимую продукцию подказахстанским брендом на рынок ЕАЭС на льготных условиях.

Наиболее яркий пример преимуществподобной кооперации для узбекских предприятий представляет собой автопром. Какизвестно, во время визита Шавката Мирзиеева в Астану было подписано соглашение оборганизации сборочных производств автомобилей АО «ДжиЭм Узбекистан» вКазахстане. С казахстанской стороны партнерами выступило ТОО «СарыаркаАвтопром». Уже в 2017 году в Казахстане с конвейера сойдет несколько тысяч узбекскихавтомобилей под брендом Ravon. Разумеется, часть из них поглотит казахстанскийавторынок – важнейшим преимуществом продукции узбекского автопрома является еедешевизна: ценовой диапазон модели Ravon составляет 2,6 и 2,7 млн тенге, этогораздо дешевле популярной в Казахстане LADA Priora, которая стоит в среднем3,5 млн тенге.

Но в первую очередьузбекские автопроизводители нацелены на то, чтобы посредством кооперации сказахстанскими компаниями облегчить себе выход на российской рынок. Последнийстал малодоступен для них в связи с ограничениями, введенными в ЕАЭС.

«Понятно, что созданиесовместных автомобильных производств в Казахстане — это попытка узбекскихавтопроизводителей обойти ограничения на экспорт узбекских легковых автомобилейв рамках ЕАЭС, где в отношении узбекских автомобилей действуют серьезныеограничительные меры, связанные с уровнем локализации производства легковыхавтомобилей. В результате этих ограничений, в прошлом году произошел обвалэкспортных поставок наших легковых автомобилей в РФ и РК. И вот новые СП вКазахстане должны позволить автомобилям выпускаемым «GM Uzbekistan» в болеельготном режиме производить и продавать эти автомобили на пространстве ЕАЭС», -поясняетБахтиер Эргашев.

 

Вместе– мы сила

Это объясняет, почему ключевымпосылом казахстанско-узбекского бизнес-форума в Астане стала кооперация исоздание совместных производств.

«Сегодня целый рядотраслей начали активно развиваться и в Казахстане, и в Узбекистане. И еслиранее мы двигались параллельно, то сейчас мы должны объединить усилия для того,чтобы взаимодополнять друг друга… Принципиальный вопрос заключается в том, чтомы должны найти те производственные сферы, где мы можем быть комплементарными,где мы можем дополнять друг друга, а не конкурировать», - заметил в интервью ИАЦ председательТоргово-промышленной палаты Узбекистана АлишерШайхов.

Заместитель председателяправления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (РеспубликаКазахстан) Нуржан Альтаев, выступаяс докладом на форуме, высказался еще более определенно:

«Рядом с Казахстаномнаходятся два огромных рынка: Китайской Народной Республики и РоссийскойФедерации. Это огромные рынки, которые силами только предпринимателейКазахстана освоить очень сложно, потому что те запросы, которые приходят изэтих стран, очень большие по объёму. И, конечно, кооперация между нашимибратскими странами, бизнесменами из Казахстана и Узбекистана как раз дастбольшую возможность выхода на эти рынки», - заявил Альтаев.

 

Узбекскийопыт для Казахстана

Итак, Казахстан иУзбекистан намерены, объединив усилия, ворваться на рынок России, Китая, возможно,Евросоюза. Но если преимущества от подобной кооперации для Узбекистана очевидны– Казахстан является для своего южного соседа своеобразным пропуском на рынокЕАЭС, то в чем заключается интерес Казахстана?

Безусловно,производственная кооперация с Узбекистаном выгодна с точки зрения более дешевыхтрудовых ресурсов.

Другой немаловажныймомент. Казахстану, несмотря на огромные инвестиции в программуиндустриализации, к настоящему моменту не удалось достичь решительных успехов вразвитии обрабатывающей промышленности. Это, в частности, констатировалпрезидент Нурсултан Назарбаев, поводя итоги первой пятилетки государственнойпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР).

«Мы достигли немалоположительных результатов, но, несмотря на положительные сдвиги, реализацияпрограммы недостаточно отразилась еще на структуре нашей экономике», - заявилглава государства на совещании, посвященном реализации ГПФИИР в 2014 году.

В последующие годыситуация не улучшилась. В 2016 году в сравнении со средним значением запредыдущие пять лет темпы роста инвестиций, выпуска и производительности трудав обрабатывающей промышленности снизились. Таким образом, годы активнойреализации ГПФИИР (2010–2015) не оказали влияния на ускорение ростаобрабатывающей промышленности. К уровню 2009 года инвестиции в обрабатывающуюпромышленность выросли на 65,4%, а темпы роста обрабатывающей промышленности –лишь на 29,2%.

Недоработки при анализепроектов, подлежащих господдержке в рамках программы индустриализации, привелик тому, что ряд новых предприятий сегодня простаивает из-за проблем со сбытомпродукции, поставок сырья, кадрового обеспечения.

Этот факт поставил вовнимание акимам Нурсултан Назарбаев: «Прежде всего, у министров и акимов недолжно быть упрощенного понимания индустриализации. Для некоторых главное -красиво отчитаться: разрезали ленточку и забыли. Акимы не в полной мере владеютситуацией», - заявилпрезидент на одном из мероприятий, посвященных индустриализации.

В связи с этим вКазахстане заговорили о феномене «экономики перерезанных ленточек» - когда послеторжественного открытия завода, в который были инвестированы миллионы бюджетныхсредства, судьба предприятия мало кого волнует.

Можно предположить, что производственнаякооперация с Узбекистаном Казахстану интересна, прежде всего, для заимствованияузбекского опыта: как при наличии сходных условий – технологическогоотставания, проблем с кадровым обеспечением, ограничений, связанных с уровнемразвития финансовых институтов и предпринимательства – все-таки добитьсяопределенных успехов в развитии обрабатывающей промышленности.

ЖанарТулиндинова (Астана)


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение