Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Каспий – 2025: позитивный сценарий вполне вероятен

30.03.2017

Автор:

Теги:

На протяжении ряда десятилетий Каспийский регион остается одним из ключевых узлов в мировой геополитике. Сегодня он переживает достаточно противоречивый и сложный этап в своей истории, поскольку влияние энергетического фактора на международные отношения в настоящее время велико, как никогда. Всесторонне исследовать актуальные проблемы Каспия, проанализировать процесс взаимодействия прикаспийских государств между собой и с внешними игроками, а также спрогнозировать возможные сценарии развития региона, попытались участники Международного круглого стола  «Каспийский регион–2025: международно-правовой статус, экономика и безопасность (сценарии и прогнозы)».   

 

Международная встреча экспертов из прикаспийских государств состоялась 27 марта в Саратове, на площадке Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета (ИИМО СГУ) им. Н.Г. Чернышевского.

 

С инициативой проведения мероприятия выступили кафедра международных отношений и внешней политики ИИМО СГУ, НОЦ изучения стран СНГ и Балтии ИИМО СГУ, Информационно-аналитический центр «Евразия-Поволжье», Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия».

Ключевым событием экспертной встречи стала презентация аналитического доклада «Каспийский регион–2025: международно-правовой статус, экономика и безопасность (сценарии и прогнозы)», подготовленного объединенными усилиями представителей ведущих экспертных центров России. 

- Объектом нашего исследования является регион Прикаспия, который в геополитическом понимании включает в себя гигантскую территорию на стыке Европы и Азии. В него принято включать пять собственно прикаспийских государств. Кроме того, «околокаспийскими» являются страны субрегионов Северного Кавказа, Закавказья и пространства Центральной Азии. Ряд экспертов причисляют к «каспийским» республикам Узбекистан и Грузию, а Анкара еще в 1997 году провозгласила Турцию «прикаспийским государством». Сегодня эта огромная территория является центром столкновений энергетических стратегий региональных и внерегиональных государств. Последние события в мировой политике показывают, что интерес к региону растет с каждым днем, являясь причиной крупных внешнеполитических решений. В связи с этим выработка сценарных планов развития региона на среднесрочный период видится актуальной и своевременной, - так прокомментировала тему доклада один из его авторов, руководитель НОЦ изучения стран СНГ и Балтии Саратовского государственного университета Марина Лапенко.   

Аналитический доклад «Каспийский регион–2025: международно-правовой статус, экономика и безопасность (сценарии и прогнозы)» - плод коллективного интеллектуального творчества. Совместно с М. Лапенко в исследовании темы участвовали молодые российские ученые, которые, тем не менее, являются авторитетными, известными экспертами: заместитель руководителя НОЦ изучения стран СНГ и Балтии Саратовского государственного университета Юрий Аршинов, директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев,  руководитель Аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.

Исследование, и посвященное его презентации экспертное заседание осуществлены в рамках проекта «Синергия аналитических центров Евразии».  К слову, саратовская встреча экспертов уже третья в рамках названного проекта.  Напомним, первое заседание прошло 30 ноября 2016 года в Астане, на факультете международных отношений Евразийского национального университета, второе – 9 декабря 2016 года в Москве, на площадке Высшей школы экономики. Партнерами в реализации проекта выступают ведущие аналитические центры России и Казахстана.

По мнению директора ИИМО СГУ Татьяны Черевичко, аналитический доклад представляет существенный интерес для ученых и экспертов.

- Взаимодействие стран Прикаспия в сфере добычи и транспортировки углеводородов – важнейший фактор экономического развития и внутриполитической стабильности стран региона.

Однако до настоящего момента стороны так и не достигли договоренности о всестороннем договоре по разделу Каспийского моря, что препятствует созданию макроэкономических условий для реализации масштабных инвестиционных проектов. Кроме того, в настоящее время стремительно меняются геополитические аспекты развития Каспийского региона: Иран после снятия санкций возвращается к активной региональной политике; восстановление доверия между Россией и Турцией в значительной  степени снижает риски взаимодействия прикаспийских стран в сфере транспортировки углеводородов, ратификация соглашений по строительству энергетического коридора «Турецкий поток» снижает конфликтогенные факторы в региональной трубопроводной политике. При этом усиливается внешнее влияние на регион со стороны США. В этом контексте анализ текущей ситуации и разработка сценариев среднесрочного развития Каспийского региона на период до 2025 год представляет особый интерес для ученых и экспертов в области политики, экономики, экологии и туризма, - констатировала Т.Черевичко, приветствуя участников круглого стола.

В аналитическом докладе нашли отражение вехи и этапы переговорного процесса по определению международно-правового статуса Каспийского моря, экономические и политические факторы, определяющие региональную энергетическую политику с учетом национальных интересов прикаспийских государств и внешних игроков. Особое внимание уделено вопросам обеспечения региональной безопасности.

Обсуждение доклада прошло в режиме «мозгового штурма», в ходе которого эксперты предлагали свое видение развития ситуации в регионе, базируясь на тех факторах, которые, по их мнению, являются наиболее важными, основополагающими.

Так, представители Евразийского национального университета им.Л.Н.Гумилева  Айдар Курмашев и Ануар Алькеев, осветив роль и место Каспийского региона во внешней политике Казахстана, акцентировали внимание на инициативах республики по созданию эффективных механизмов урегулирования каспийского вопроса в политике прибрежных государств.

Проблема правового статуса Каспия, поднятая доцентом кафедры международного права Астраханского государственного университета Ксенией Тюренковой, получила развитие в выступлении саратовского коллеги Армена Айрапетяна, старшего преподавателя кафедры конституционного и международного права ПИУ им.П.А. Столыпина. Он предметно остановился на вопросе правового режима воды Каспийского моря, представив подходы зарубежных прибрежных стран СНГ.

Перспективы сотрудничества России и Ирана в Каспийском регионе в свете потенциального расширения Шанхайской организации сотрудничества проанализировал старший научный сотрудник отдела методологии исследования социально-политических процессов евразийской интеграции Института социально-политических исследований РАН Игорь Селезнев. А эксперт из Алматы – старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Лидия Пархомчик – акцентировала внимание на «осознанной необходимости» многостороннего взаимодействия стран «Каспийский пятерки».

Наряду с традиционными проблемными вопросами взаимодействия государств в Каспийском регионе, озвученными политическим обозревателем, главным редактором телеканала «Астрахань-24» » Александром Васильевым, в дискуссии  

нашлось место и для тем, которые пока еще не столь широко дискутируются: профессор кафедры международных отношений и внешней политики России ИИМО СГУ Виталий Цыплин рассказал о значении для Каспийского региона Трансадриатического газопровода.

Представленные мнения дополнили фабулу аналитического доклада и способствовали более четкому формулированию принципиальных моментов, определяющих стабильное развитие Каспийского региона на перспективу.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что ключевые угрозы государствам региона носят характер новых или нетрадиционных. К их числу можно отнести терроризм, экстремизм, сепаратизм, организованную преступность. Наибольший риск представляет сочетание перечисленных выше нетрадиционных угроз безопасности, а также образование на их основе трансграничных криминально-террористических сетей, особенно поддерживаемых из-за рубежа (прежде всего, с территории Ближнего Востока).

Противостояние этим угрозам требует усиления взаимодействия государств Прикаспия, а образцом для организации такого взаимодействия на нынешнем этапе может служить сотрудничество стран ШОС.

Предотвращение конфликтов на Каспии требует ускорения подписания всесторонних соглашений о разделе моря. При этом, с учетом решения ключевых проблем на севере моря, основное внимание следует уделить разрешению споров на юге.

Также прикаспийским государствам следует усилить внимание к экологическим угрозам, особенно, в свете имеющихся у них планов по серьезному расширению добычи, а, возможно, и транспортировки углеводородов через Каспий.

В итоговом раскладе дискуссии были сформулированы несколько возможных сценариев развития ситуации в Каспийском регионе.

Начнем с негативного. Он предусматривает частичную потерю контроля государств региона над растущими нетрадиционными угрозами, в том числе, из-за сложной международной обстановки, внутриполитических и экономических проблем и подразумевает, что к существующим противоречиям между прикаспийскими странами (разность подходов к выбору метода раздела акватории и дна моря) может добавиться региональный конфликт между двумя или более игроками. Возможным следствием в этом случае может стать срыв предстоящего саммита «Каспийской пятерки» и заморозка переговорного процесса до восстановления отношений. Также не исключается катастрофическое снижение или даже полное прекращение поставок нефти и газа Прикаспия. В этом случае гипотетические заключения о потенциальном срыве строительства новых трубопроводных проектов из ЦАР в Пакистан и Индию также будут максимальными. Однако оптимизм внушает то, что вероятность данного исхода оценивается  экспертами не более чем в 5-10%. 

Второй сценарий – инерционный – имеет в виду сохранение и даже усиление нетрадиционных угроз безопасности и их слияние (прежде всего, слияние криминальных, террористических и ряда сепаратистских движений, а также усиление их транснационального взаимодействия). При этом, однако, ситуация в целом останется под контролем государственных структур.

При таком сценарии окончательное разрешение вопроса о статусе Каспийского моря можно прогнозировать в периоде 6-8 лет (2-3 саммита на высшем уровне).  В фокусе внимания работы будут вопросы экономического сотрудничества, использование наработок Евразийского экономического союза.

Позитивный сценарий предусматривает ослабление угроз безопасности за счет улучшения экономической ситуации, благодаря изменению конъюнктуры мировых рынков и отмене санкций. 

В случае реализации данного сценария уже в 2017 году, на предстоящем в Астане V саммите «Каспийской пятерки» президенты подпишут Конвенцию о международно-правовом статусе Каспийского моря, в которой будут прописаны принципы взаимодействия прибрежных стран во всех жизненно важных сферах. В этом случае уже до 2020 года будут запущены все запланированные транспортные коридоры, кроме Транскаспийского проекта, блокируемого Ираном по причине его экологической опасности для акватории Каспийского моря. Вероятность сценария оценивается в 15-20%.

По итогам круглого стола выработаны практические рекомендации, которые будут направлены в уполномоченные ведомства и инстанции прикаспийских государств.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение