Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Т. Манасян: Финансовый кризис наносит очередной удар!

02.10.2008

Автор:

Теги:

 

 

Для республики Армения последние несколько месяцев были катастрофическими, т.к. вслед за войной в Южной Осетии над нами прокатился мировой финансовый кризис. Только война, в которой Армения ни коим образом не участвовала, нанесла немалый урон армянской экономике. Только по приблизительным подсчетам Армения потеряла около 700 млн. долларов США. Для такой маленькой страны это гигантская сумма, если учесть, что весь бюджет республики в прошлом году составил 2 млрд. долларов США. До этих событий Армения показывала весьма приличные экономические результаты. Рост ВВП варьировался в пределах 13%, а инфляция - в пределах 4%.

Такими показателями могут похвастаться не многие государства бывшего Советского Союза, а в пределах южнокавказского региона Армения могла считаться лидером. ВВП Азербайджана (30%), конечно, превышал показатели РА, однако и инфляция достигала высоких 19%. Все было бы хорошо, если бы не взрывоопасность данного региона. Мало того, что Армения лишилась своего основного транспортного коридора (70% всего товарооборота РА - через Грузию), так еще и на голову уже всего мира свалился мировой финансовый кризис, зародившийся в Соединенных Штатах.

Можно спорить и гадать было ли это спровоцировано Вашингтоном в надежде поставить на место зарождающиеся и «задравшие нос» сверхдержавы, однако совершенно очевидно, что и сами США понесли огромные потери. Только за прошлую неделю обанкротились крупнейшие инвестиционные банки, не говоря уже о других основных финансовых домах США. Начавшись в стране свободы и демократии, кризис по принципу «домино» начал распространяться по всему миру. Например, в Швейцарии начиная с августа начала расти безработица, в Италии ВВП за второй квартал пересмотрели ещё дальше вниз (годовая динамика нулевая - впервые за последние 5 лет), промышленное производство во Франции выросло на 1.2% - но в целом по зоне евро оно уменьшилось на 0.3% к июню и на 1.7% против июля 2007 года. В Германии в июле рухнул профицит торгового баланса - по сравнению с июнем он сократился сразу в 1.5 раза. При этом ожидается рецессия как минимум в Испании, Великобритании и Германии.

Фондовые рынки падают нынче по всему миру - кое-где против этого еще пытаются предпринять меры, но как мы видим сегодня ничего путного из этого не выходит. Например, в России президент и правительство пришли на подмогу биржевым спекулянтам однако также без особого успеха. Некоторые специалисты говоря о России, предсказывают катастрофическое падение экономики, мол дефолт 1997 года - просто цветочки. Говоря о большой политике и экономике, сегодня нельзя забывать и про государство-гигант Китай. Положение на рынках в КНР настолько плохо, что в России ехидно успокаивают население присказкой: «к счастью до китайских масштабов снижения акций Россия пока не дошла...»

Конечно, Армения не может сравниваться ни с Китаем, ни с Россией, по своей экономической мощи, однако как это ни парадоксально, пока что показатели экономики РА не снизились ниже стандартных и ожидаемых, если не считать потерянные сотни миллионов от югоосетинской войны. Специалисты утверждают, что армянская экономика НАПРЯМУЮ зависит от притока финансов извне (в основном от Спюрка, т.е. диаспоры) и поэтому только сокращение количества поступлений может существенно изменить ситуацию в стране. Республике в основном помогают частные инвестора, филантропы, которым небезразлично настоящее и будущее своей исторической родины. Таких людей среди армян немало. Только в Соединенных Штатах проживают несколько десятков миллиардеров армянского происхождения, ежегодно отчисляющих огромные для республики суммы. Среди них и Кирк Кркорян, владелец всемирно известной (в основном по Бондиане) кинокомпании MGM и крупнейший владелец отелей-казино в Лас Вегасе. Помощь таких людей в финансовом эквиваленте равна половине бюджета РА, при том с каждым годом она увеличивается. Более того, среди армян диаспоры, в основном мигрантов позднего поколения, преобладают люди, ежемесячно отчисляющие своим родственникам на родине часть своего заработка.

Учитывая сегодняшнее крайне неблагоприятное геополитическое положение Армении, можно с уверенностью сказать, что Армении чрезвычайно повезло с такой диаспорой. Порой это даже лучше, чем иметь крепкую, как в США экономику. Фактически, в течение 17 лет Армения находилась в экономической и политической изоляции со стороны Турции и Азербайджана. Относительно Ирана и Грузии можно сказать коротко и ясно - нестабильные государства. К сожалению, именно с ними у РА поддерживаются добрососедские отношения, да и то сегодня события развернулись так, что от Грузии никакого толку, по крайней мере, на ближайшее будущее, а ситуация в Иране может измениться не в лучшую сторону. В случае же победы в США на президентских выборах республиканцев Дж. Маккейн обещал начать «новый Ирак», но уже с Ахмадинежадом. Получатся очень бесперспективная и сложная ситуация для Еревана. Однако Армения сумела выжить в таком незавидном положении и даже сумела неплохо развиться благодаря всесторонней помощи и инвестициям, а также оживленной торговле с Россией и Ираном.

Тут же хочется сказать, что при всем при этом, шансов у республиканцев в США особенно с наступлением кризиса все меньше и меньше. Вместе с тем, сегодня у Армении есть прекрасная возможность выйти из вековой конфронтации с соседней Турцией, что также сыграет немалую роль в наращивании оборотов экономики республики. Итак, на данный момент, по-моему, у Армении есть несколько путей преодоления экономической деградации:

  • 1) Наращивание контактов с Анкарой;
  • 2) Расширение торговых связей с Тегераном;
  • 3) Постепенное разрешение Нагорно-Карабахского, и как следствие улучшение отношений с соседним Азербайджаном.

Самым правдоподобным и перспективным для Еревана было бы сейчас углубление и осмысление отношений с Турцией. Армяне и турки жили бок обок на протяжении сотен лет[1], и жили неплохо, как утверждают и те, и другие, так зачем же ставить политику (при том бесперспективную и бесполезную на данный момент) выше прагматичных и сближающих народы целей. Причина всех неурядиц Еревана и Анкары кроется, в небезызвестном геноциде армянского народ 1915 г. Это не значит, что нужно про него забыть, просто следовало бы на первых порах, пока только возрождаются армяно-турецкие отношения передвинуть на второй план и обратиться к нему лишь тогда, когда оба государства будут к этому готовы.

Только благодаря открытию границ с Турцией, торговый оборот РА вырастет как минимум на 15-20%, не говоря уже о возможном посредничестве в углеводородных перевозках. Только из политических соображений трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан обошелся на несколько миллиардов долларов США дороже, чем, если бы он проходил через Армению. Правительства обеих страна уже задумываются о скорейшем потеплении отношений между Ереваном и Анкарой.

Недавний визит президента Турции А. Гюлля в Ереван еще раз продемонстрировал обоюдное желание шагать в ногу со временем. На встрече президентов Армении и Турции в Ереване президенты заложили основы будущего и наверняка скорого изменения ситуации в лучшую сторону. Примером тому может служить восстановление движения по ныне простаивающей железной дороге, связывающей Турцию и Армению (Карс-Гюмри). Восстановить движение по этой магистрали в техническом плане возможно в течение небольшого промежутка времени. Поэтому на днях Российские Железные Дороги, взявшие в феврале 2008 в концессионное управление ж/д Армении на 30 лет, фактически уже приступили к восстановлению инфраструктуры армяно-турецкой железной дороги. Поэтому сомневаться в скором возобновлении транспортного сообщения не приходится.

Следующим направлением преодоления кризиса можно назвать дальнейшее более углубленное сотрудничество в экономической сфере с иранской республикой. Совершенно очевидно, что Тегеран стал для Армении неким «светом в окне» на фоне полной изоляции со стороны Азербайджана, Турции, а теперь и Грузии. Иран - на данный момент единственный надежный поставщик энергоресурсов, а для Армении, страны, не имеющей своих стратегических запасов, они чрезвычайно важны. Между двумя государствами имеется неплохой экономический обмен. Между Ираном и Арменией существует, построенная еще в 1995 году, линия электропередач (ЛЭП) Иран - Армения, обеспечившая армянской энергосистеме выход из изолированности. В прошлом году 19 марта состоялось открытие газопровода Иран - Армения, имеющего огромное значение для РА.

Помимо интенсификации сотрудничества в энергетическом секторе в минувшем году Тегеран и Ереван заключили уникальный для армянской стороны договор в торгово-транспортной сфере. Между государствами был подписан меморандум о грузоперевозках, благодаря которому армянские дальнобойщики получили возможность не просто въезжать в Иран, но еще и в упрощенном режиме оформлять грузы, которые отныне смогут доставлять до иранских портов Энзели - на Каспии, Бендер-Аббас - на берегу Персидского залива и других приграничных пропускных пунктов. Для Армении это соглашение крайне важно, т.к. для торговли с ее основным партнером РФ ей нужны транспортная доступность, которая была до сих пор в крайнем дефиците.

Посредством данного договора у Армении появилась исключительная возможность получить кратчайшие в нынешних условиях выходы в Россию и Центральную Азию через Каспийское море (о стратегическом Персидском заливе говорить излишне). Более того, транзит грузов через Иран еще и снижает тариф грузоперевозок почти на 60% в сравнении с транспортировкой через грузинские порты Батуми и Поти. Сегодня уже известно, что Иран и Армения ведут переговоры о прямом железнодорожном сообщении, что также имеет большое стратегическое значение для РА. Соответственно, остается сказать только одно: если с Ираном ничего катастрофического не произойдет, то это направление для РА останется одним из основных, а возможно и спасительным в случае провала политики сближения с Турцией (хотя это маловероятно).

Все вышеперечисленные направления внешней политики Армении, конечно, будут не плоными без разрешения Нагорно-карабахского конфликта и установления добрососедских отношений с Баку. Это, по-моему, самое сложное из всех возможных сценариев развития в/п Армении, т.к. Карабахский вопрос - один из самых сложных на постсоветском пространстве. Сложность его разрешения еще и в том, что фактически в этот конфликт на протяжении многих лет не вмешивалась ни одна сверхдержава. Однако потенциальным рычагом и урегулированию могут стать именно они, ярчайшим примером могут служить события в Косово и Южной Осетии. Это не идеальный пример разрешения подобных конфликтов, однако сегодня иных не существует и похоже человечество об этом и не задумывается. С другой стороны, и косовары и осетины доказали свое право на отделение, что в итоге и получили. Я не призываю действовать и в Карабахе по подобному сценарию, думаю там подобного и не произойдет, ввиду одной веской причины: в Карабахе нет российских, либо каких бы то ни было войск. А это значит, что конфликт должен решиться путем переговоров в том числе и с нейтральными ЕС, РФ и США. Только в этом случае (если будет желание у сторон) будет достигнут положительный результат.

Для Еревана и Баку сегодня открываются новые горизонты на фоне очевидного сближения Анкары и Еревана, и ими, кажется, уже воспользовались. Буквально на днях была достигнута договоренность между Арменией, Турцией и Азербайджаном по поводу встречи глав внешнеполитического ведомства в Нью-Йорке в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Очень важно отметить, что инициатива подобной встречи исходила от турецкой стороны, которая, как считают некоторые политологи, пересматривает свою позицию относительно НК. Анкара изначально поддерживала азербайджанскую сторону, однако сегодня, поняв опасность разморозки, т.е. возобновления войны в Карабахе[2], постепенно меняет свою доктрину на более гибкую и лояльную по отношению к армянской стороне. Возобновление войны может дестабилизировать положение всего региона, что уже было продемонстрировано в Южной Осетии.

Более того, Турция поняла, что прежними методами невозможно ни «задавить» Армению экономически, ни получить из этого дивиденды, т.к. блокада Армении потерпела неудачу, а турецкая внешняя политика ничего не выиграла от того, что разделяла точку зрения Баку. Для Турции сейчас важно сохранить статус-кво в регионе, а в лучшем случае попробовать стать инициатором решения НК конфликта. Преодоление же его может открыть границы Армении и Азербайджана, что также приведет к улучшению экономического положения всего региона. В итоге складывается весьма интересная картина для Еревана. С одной стороны финансовый кризис, повлекший практически всех вокруг в достаточно тяжелое положение (при чем, не затронувший саму Армению), а с другой долгожданная перспектива установления нормальных, добрососедских отношений с соседними государствами. Если данная линия Еревана будет проведена до конца, то армянская экономика не только не пострадает, но и сумеет неплохо на этом заработать даже в состоянии всеобщей стагнации.

 



[1] Например, в Османской империи было создано Армянское патриаршество (католикосат) в Стамбуле, причем с определенными церковными правами, пожалованными лично султаном. Вряд ли это говорит о дискриминации со стороны правительства, скорее наоборот.

[2] Баку уже не первый год грозится начать наступление по всем фронтам, если Армения не снимет «блокаду» Карабаха и с каждым годом все больше усиливает свой военный потенциал, который становится для Армении весьма опасным.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение