Навруз – праздник, который объединяет

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
21-23 марта народы Центральной Азии, Южного Кавказа и России отмечают праздник весны и обновления. Название его в разных языках звучит по-разному – Навруз в Таджикистане и Узбекистане, Нооруз в Кыргызстане, Наурыз в Казахстане, Новруз Байрам в Азербайджане.
Навруз – праздник, который объединяет
 21-23 марта народы Центральной Азии,Южного Кавказа и России отмечают праздник весны и обновления. Название его вразных языках звучит по-разному – Навруз в Таджикистане и Узбекистане, Нооруз вКыргызстане, Наурыз в Казахстане, Новруз Байрам в Азербайджане. Однако значениеэтого праздника везде одно – пробуждение природы, приход тепла, расцветжизненных сил, изобилие. Отмечаемый в день весеннего равноденствия – в ночь с21 на 22 марта – он знаменует начало нового года на Востоке.В разных странах этому праздникусопутствуют свои красивые, исполненные глубокого символизма традиции. ВУзбекистане на Навруз принято готовить сумалак – блюдо из муки и пророщенныхзерен пшеницы, которые в представлении узбеков символизируют производительныесилы природы и изобилие, а также с добавлением ароматных пряностей.В Кыргызстане и Казахстане в эти дниразбивают юрты на центральных площадях городов и готовят наурыз или нооруз коже– суп, в состав которого обязательно должны входить семь ингредиентов.В Азербайджане праздничный стол украшаюттакие блюда, как шекербура, пахлава, а также зеленые ростки пшеницы, символизирующиеСолнце. Как и казахи и кыргызы, азербайджанцы особое значение придают магиицифры семь - важно, чтобы на столе стояли семь блюд, названия которыхначинаются на букву «с».В Таджикистане главный символпраздника — огонь, с которым связано множество ритуалов. В Навруз у таджиковпринято обходить по кругу костер или факел, что служит обрядом очищения и обретенияв наступившем году здоровья и достатка.Какой смысл вкладывают в этотпраздник кыргызы, казахи, таджики, азербайджанцы на современном этапе? Может лион стать символом культурного единения народов Центральной Азии, Южного Кавказаи России и составить альтернативу широко отмечаемому во всем мире Новому году?Таджикский журналист Хайрулло Мирсаидов подчеркивает, что длятаджиков этот праздник, истоки которого восходят к зораастризму и древнейиранской культуре, великим наследием которой так дорожат в Таджикистане, имеет особоезначение.«Думаю, что этот праздник, которыйотмечают ираноязычные и тюркоязычные народы, является лучшим символом взаимопроникновениятюркской и иранской культур. Да, на сегодняшнем этапе, на постсоветскомпространстве он пока не имеет богатых традиций, ведь его отмечают только втечение последних 25 лет и по популярности он уступает, скажем, календарному Новомугоду. Однако, думаю, у этого праздника большой потенциал. Чтобы он действительнослужил культурному сближению народов Центральной Азии и Южного Кавказанеобходимо, на мой взгляд, находить новые интересные форматы его празднования.Например, проводить ежегодно фестиваль Навруза в одном из городов ЦА, ЮжногоКавказа и России», - предлагает Мирсаидов.Кандидат исторических наук, доценткафедры истории России Уральского федерального университета им. Первогопрезидента РФ Б. Н. Ельцина РустамГаниев указывает на то, что и в России у Навруза есть аналоги.«В России зороастризма никогда не былои день весеннего равноденствия здесь также не празднуется. Однако ближайшиманалогом Навруза в России является масленница, которую в дохристианское времяна Руси также увязывали с днем весеннего равноденствия. Правда, в последствиеее смысл и время празднования сильно трансформировались. Главный объединяющийсмысл этих весенних праздников заключается для меня именно в том, что когда-тожители России и Центральной Азии вкладывали в этот день определенный и, чтонемаловажно, одинаковый смысл обновления природы, начала новой жизни,наступления весны и т.д. К сожалению, сегодня многие забыли об этом. И поэтомупраздник Навруз - это еще и очень хороший повод узнать побольше о нашем общемисторическом прошлом, объединявшем народы России и Центральной Азии в давниеисторические времена, и взглянуть на праздник новым и свежим взглядом», -считает Ганиев.Наурызунужны традиции, обращенные в будущееДоктор политических наук, директорИнститута современных исследований ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Мухит-Ардагер Сыдыкназаров считает, что Наурыз в Казахстане пока нестал подлинно народным. По мнению ученого, не стоит ждать, пока он пустит корни– нужно находить новые креативные решения, чтобы наполнить его смыслом ипопуляризировать.«Есть такая замечательная еврейскаяпословица: «Не евреи сохранили Кашрут, а Кашрут сохранил евреев». Говоря оНаурызе, тоже можно сказать так, что Наурыз сохранил казахов, наряду с другимиважными этноментальными, религиозными и иными кодексами и правилами. Нотрадиция и формат празднования должны меняться, шириться, соответствовать духуи вызовам времени», - поделился Сыдыкназаров мнением в своем аккаунте наФейсбуке.По мнению ученого, праздник ненабирает динамики развития.«Во-первых, этот праздник не интересенпо большому счету нашему бизнесу. То есть экономика страны никак не прибавляетв своей стоимости и не растет за время праздников. Кроме как крохотный секторпродажи и проката этнических казахских костюмов. Ну, еще эстрада: чуть-чутьтой-думан бизнес. Ну, пищевой сектор. Но по большому счету, за исключениемнаурыз-коже, еще пары-тройки фирменных блюд в регионах, на Наурыз типичныйпраздничный стол у казахов мало отличается от стола на другие праздники. Всеостальные сферы бизнеса не зарабатывают ничего. Вот бизнесу вообще он неинтересен. Никак», - считает ученый.Второе, на что обращает вниманиеСыдыкназаров, так это на просчет организаторов ЭКСПО-2017 в Астане, которые неиспользовали Наурыз для превентивного промо-тура или пакета мероприятий.«В-третьих, традиций дарить подарки кНаурызу нет. Как например предрождественское шоппинг-безумие в европейскихстранах, США, или предновогодний марафон поиска и дарения подарков… Вообще,давайте откровенно признаемся себе, что Наурыз у нас в массовом сознании никакне связан с традиций семейных подарков. Он не осовременен. Вы можете прийти наНаурыз куда-либо вообще без подарков, и этого, по большому счету, никто незаметит. Вы можете такое представить в семьях или коллективах на Новый год? Илина 8 Марта? Нет», - подчеркивает ученый.Казахстанский культуролог Зира Наурзбаева соглашается с мнениемМухита-Ардагера Сыдыкназарова.«На сегодняшний день Наурыз пока неприобрел свою атмосферу, как например, Рождество и Новый год, которыйассоциируется у нас с определенными ожиданиями, антуражем, настроением, дажемаркетингом. Что же, мы живем в цивилизации, сформированной преимущественно наоснове символов и ценностей западного христианского мира, и национальныекультуры зачастую остаются в их тени», - констатирует культуролог.По мнению Сыдыкназарова, Наурыздолжен подвигнуть страну и людей к прогрессу, для этого необходимо осовременитьсодержание праздника, чтобы его традиции были обращены не в прошлое, а вбудущее.«Хотелось бы видеть Наурыз какпраздник весны и надежд на нашу молодежь, ее новые достижения в серьезнойнауке, спорте здоровья и спорте больших достижений. Например, Наурыз - это денькогда все сайты страны, тв-заставки, логотипы фирм, аватары на фейсбукеменяются и меняют свой дизайн, например. Ведь это праздник обновления, такобновляйтесь, меняйтесь! Это просто пример. Наурыз должен ассоциироваться исвязываться с Интернетом, приложениями, гаджетами. Привяжите все важные IT-ивентык празднованию Наурыза. Почему до сих пор ни в Play Market, ни в App Storeнет ни одной программы под Наурыз? Это тоже важно. В конце концов, контентможно было на худой конец заполнить рецептом наурыз-коже или других напитков втекст и видео-формат? В общем-то, пока все те, кто без ложной скромности иизлишнего фанатизма относит себя к смыслопроизводителям, практически не будетрасширять формат праздников от «обхода акимом юрт» и застолий к чему-то новому,свежему и интересному для молодежи, для всех нас самих, развития и контрольныхточек достижений мы не получим», - подчеркивает ученый.ЖанарТулиндинова (Астана)

Поделиться: