Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Мереке Габдуалиев: Конкуренция – двигатель власти

16.03.2017

Автор:

Теги:

Закон о поправках в Конституциюподписан главой государства. Как уверяют нас с высоких трибун, в Казахстаненаступает новая реальность. Произойдут ли в жизни казахстанцев какие-тозначимые изменения? Имеют ли новые нормы Конституции реальный вес или они будутлишь существовать на бумаге? Как парламент должен воспользоваться своимиполномочиями? На эти и другие вопросы в интервью «Времени» ответил кандидатюридических наук, конституционалист, директор общественного фонда «Институтразвития конституционализма и демократии» Мереке Габдуалиев:

- Что простым гражданам принесетконституционная реформа?

- Перераспределение властныхполномочий как такового прямого отношения к ежедневному хлебу насущному простыхлюдей не имеет. Но в перспективе развития партийной демократии, когдаполитические партии, представленные в мажилисе, начнут реально реализовыватьпредвыборные обещания, формировать профессиональное, подотчетное правительство,конституционные реформы повлияют на социально-экономическое развитие страны.Сейчас же не стоит идеализировать нормы Конституции, жизнь намногоразнообразнее, чем нормы права, к тому же реализация норм главного законастраны зависит от многих факторов, в том числе от уровня политико-правовойкультуры граждан.

- Некоторые эксперты утверждают, чтокаких-то значимых шагов к перераспределению властных полномочий не произошло, иряд норм Конституции носит лишь декоративный характер…

- Напротив,в Конституции произошлисерьезные изменения, среди которых исключение у президента таких важных функций,как издание указов, имеющих силу закона, а также законов. Соответственно, этонаделяет парламент большей силой. У президента исключается право на внесениевозражений на решения Конституционного совета, являющегося важнейшимполитическим институтом, который толкует Конституцию, дает заключения оправильности проведения выборов президента и депутатов парламента,республиканского референдума, соответствия законов Конституции и другое. Кслову, из семи членов Конституционного совета четырех назначают палатыпарламента.

С внедрением политическоймодернизации происходит рассеивание полномочий президента среди максимальногоколичества политических институтов – это своего рода коллективноеправопреемство. Это сделано для того, чтобы принятие политических решенийпроисходило с учетом интересов максимального количества политических сил встране. Кстати, по этой причине позиция по сохранению сената жесткоотстаивалась. Это на первый взгляд сенат – бесполезная палата. На самом деле вней заложен серьезный политический резерв – именно с согласия верхней палатыпрезидент назначает председателя Национального банка, генерального прокурора,председателя Комитета национальной безопасности,  председателя Верховногосуда.

Усиливается конституционная иполитическая ответственность парламента и партий, которые должны развиватьвнутрипартийную конкуренцию, чтобы при помощи праймериза наиболееподготовленные члены могли быть выдвинуты по партийным спискам в мажилис.Следовательно, областные акимы при формировании партийных списков должныперестать идти по упрощенному пути, выдвигая непопулярных, неподготовленныхкандидатов.

Подчеркну, что именно необходимость вконкурентном, открытом обсуждении законопроектов с привлечением различныхэкспертов стала одной из причин инициативы главы государства по усилениюполномочий парламента. Уже назрела необходимость переформатировать парламент из«нотариальной конторы» Акорды в дееспособный политический институт, которыйбудет обладать определенной прозорливостью, способствующей генерированию важныхзаконодательных инициатив.

- В новой редакции Конституциизакреплен институт уполномоченного по правам человека. Как это повлияет наразвитие демократических процессов в стране?

- Сегодня в Казахстане ежегодныеотчеты уполномоченного по правам человека напоминают доклады правительства обуспешно проделанной работе государственных органов. Введение модели омбудсмена- положительный аспект конституционной реформы, однако успешность его работызависит от того, какие полномочия будут закреплены в соответствующем законе. Вэтой связи принципиально важно, чтобы деятельность уполномоченного по правамчеловека была регламентирована именно на уровне закона, а не подзаконногонормативного правового акта.   

- Парламент наделяется новымполномочием – требовать двумя третями голосов от общего количества депутатовосвобождения от должности членов правительства, нарушающих законы иненадлежащим образом исполняющих свои обязанности. Как думаете, насколькобыстро парламент сможет начать пользоваться правом выражения вотума недоверия?Сможет ли вообще парламент перестроиться на критический лад с учетом того, чтосегодня он весьма покорный?

- Руководство политических партий,представленных в мажилисе, должно понимать, что именно от депутатов, ихпрофессионализма, зависит эффективность реализации новых конституционныхполномочий. Если посмотреть чисто формально: в нынешнем парламенте многиедепутаты имеют по два высших образования, ученые степени кандидатов и докторовнаук. Им следует приблизиться к общественности, быть на виду, вступать вздоровую дискуссию по общественно значимым вопросам, разъяснять населениюзаконодательные инициативы, развеивать существующие страхи. Политическийинфантилизм в парламенте недопустим, поэтому партийное руководство должнооперативно принимать кадровые решения, чтобы законодательная ветвь моглауспешно, своевременно пользоваться новыми полномочиями.  

- Казахстан привык к республике ссильной президентской вертикалью власти. И многие граждане выражали опасения поповоду того, что глава государства передает часть своих полномочий, поскольку вразличные периоды социально-экономических кризисов именно он принималсудьбоносные решения, становившиеся в итоге спасительными. Не приведет липередача президентом 35 своих полномочий к некой уязвимости и нестабильностиполитической системы?

- У меня тоже существует такоебеспокойство. Сильный парламент предполагает соответствующий депутатский корпус- с профессионалами, лицами, не афиллированными с различными бизнес-структурамии организациями, не раздражающими общественность, умеющими выражать публичносвои мысли. Отныне депутатский корпус должен взять на себя конституционную иполитическую ответственность за развитие страны! Главное, чтобы не нарушалсябаланс между ветвями государственной власти, в противном случае это грозитрисками для конституционного развития страны.

- Во время всеобщего обсужденияпоправок в Конституцию от граждан поступало предложение создать мажоритарнуюизбирательную систему, при которой депутаты в парламент избирались бы по одномандатнымокругам. Как вы считаете, должен ли все-таки Казахстан прийти к такой системе?

- Казахстанской политическойдействительности подошла бы смешанная модель избирательной системы, при которойдепутаты нижней палаты парламента избираются поровну. Такая модель способнасочетать положительные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательнойсистемы. При мажоритарной системе депутаты поддерживают постоянную связь сосвоими избирателями, знают проблемы своего округа. В свою очередьпропорциональная система обеспечивает адекватное представительство политическихсил в парламенте, выявление политических интересов населения, что способствуетболее эффективной связи между государством и обществом и развитию политическогоплюрализма. До конституционных реформ 2007 года из 77 депутатов мажилиса десятьизбирались по партийным спискам, что создавало хорошее поле для различныхспоров, дебатов. Очевидно, что пропорциональная избирательная система с жесткодоминирующим уклоном правящей партии в политической системе общества, когда еепобеда на выборах гарантирована административным ресурсом, ставитпарламентариев в зависимость от партийного руководства, а не электората.

- В новой редакции Конституциизакреплена особая роль Елбасы в становлении и развитии казахстанскойгосударственности. Для чего это сделано? Для новой имиджевой составляющейданного документа?

- Как раз таки нет. Не нужнозабывать, что в 2000-м году был принят конституционный закон «О ПервомПрезиденте Республики Казахстан - Лидере Нации». Как известно, Конституция посвоей юридической силе выше конституционного закона. Поэтому закрепление науровне Конституции особой роли лидера нации в становлении государственностиокончательно ставит все точки над i. С точки зрения юридической техники ичеткого разделения институтов «Первого Президента – Лидера Нации» и«последующих президентов» - это один из важных пазлов в процессеконституционализации будущего политического транзита.

- В обновленной Конституции упрезидента остается право назначать только министра внутренних дел, обороны ииностранных дел. Как это может отразиться на качестве работы кабмина?

- Не нужно забывать, что запрезидентом сохраняется полномочие по назначению с согласия сената генеральногопрокурора и председателя Комитета нацбезопасности и освобождению их отдолжностей. Поэтому возможность взять кого-нибудь за руку и повести в суд упрезидента останется. Такие рычаги будут стимулировать членов правительства ккачественной работе. 

Лэйла Тастанова

http://www.time.kz/articles/ugol/2017/03/14/konkurencija-dvigatel-vlasti


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение