Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Трагедия одного министерства – 3: Четыре главных проблемы образования в Казахстане

13.03.2017

Автор:

Теги:

В последние дни министр образования инауки Казахстана г-н Сагадиев Ерлан Кенжегалиевич оказался в центре обвиненийсо стороны общественности по причине проведения реформ по внедрению трехъязычьяи изменениям государственных программ образования в вузах, которыми «ИсторияКазахстана» была заменена «Современной историей Казахстана».

С первых же дней своего пребывания вдолжности министру Е.К. Сагадиеву пришлось исправлять недоработки прежнегоминистра. Например, с приходом на должность Е.К. Сагадиева вступили в действие«Требования к обязательной школьной форме для организаций среднего образования»,утвержденные прежним министром А.Саринжиповым.

Пункт 13 этих Требований на русском языке,предусматривающий, что «включение элементов одежды религиозной принадлежностиразличных конфессий в школьную форму не допускается» не соответствовал текстуна казахском языке. Нужно отдать должное, что после реакции общественности всоциальных сетях новый министр оперативно исправил ошибку приказом от 04 апреля2016 года.

Однако, этот приказ оказался не единственнымнаследием от прежних министров. Дела вминистерстве образования и науки Республики Казахстан в последние годынапоминают «раскаленный уголь», который в спешном порядке передает из рук вруки один министр вновь назначенному министру. А последний, в свою очередь,должен решить, что с ним делать – выбросить нельзя, и руки жжет[1]

Ситуация, в которой оказался министр СагадиевЕ.К., наглядно демонстрирует всю сложность и противоречивость сложившейсясистемы в сфере образования и науки. По сути, это тот самый случай, когдауправление в вверенной отрасли сталкивается с проблемами как объективного, таки субъективного характера.    

Перваяпроблемазаключается в том, что в Казахстане существуетсерьезное «лобби» интересов учредителей частных учебных заведений, о чем всвое время говорил экс-министр Б. Жумагулов[2].

Близкие родственники некоторыхвысокопоставленных должностных лиц, депутатов, ректоров государственных вузовявляются учредителями частных учебных заведений. Это группа лиц не всегда приветствует реформы, направленные на усилениепрозрачности деятельности частных учебных заведений, поскольку это потребуетдополнительных финансовых затрат либо уменьшит прибыль.

Например, общее требование о сдаче ЕНТ проходилочерез легализованный механизм сдачи «творческих экзаменов» для заваливших ЕНТабитуриентов, когда студенты творческой специальности через год массовопереводились на экономические и юридические специальности в этом же частномвузе[3].Очевидно, что подобные подзаконные НПА «напустом месте» случайно не появляются. Это обстоятельство усугубляется ещеодной проблемой, присущей для всей системы государственной службы, - это ситуация, когда срок разработки НПАстановится превыше его качественного содержания

Втораяпроблемаэто вопрос самих кадров, которыереализуют реформу в системе образования и науки. На первый взгляд, министраЕ.К Сагадиева окружают достаточно квалифицированные специалисты с (в том числе,с американским образованием), по-настоящему верящие в реальность того, что ониговорят. Однако огромное желание реформировать образование и науку не учитываетреальную действительность того, что происходит в данной системе. Зачастуюуправленческий персонал учебных заведений безоговорочно исполняет всеадресуемые со стороны министерства инструкции, требования и рекомендации,какими бы они не являлись абсурдными, трудоемкими и неэффективными. Безусловно,это создает дополнительную нагрузку на обычный педагогический ипрофессорско-преподавательский состав школ, колледжей и вузов. Низкаязаработная плата и высокий объем педагогической и общественно-документационнойнагрузки создают условие для утечки квалифицированных кадров из системыобразования и науки.       

Третьяпроблемасредне-специальные и высшие учебныезаведения в Казахстане выполняют не только чисто социальную образовательнуюфункцию, но и – функцию временной «самозанятости» и учета молодежи на периодучебы, а также политическую функцию, когда студентов используют в периодвыборов либо социально-политических мероприятиях (съезды, собрания и т.д). Так,один из столичных вузов в народе называют «вузом проводов и встреч».   

Поэтому бывают неслучайными совпадения,когда ректора и проректора вузов избираются депутатами маслихатов в округах, накоторых расположены студенческие общежития.

Немаловажный момент обсуждаемого вопросазаключается в том, что студенчествопредставляет собой взрывоопасную социальную группу, когда с точностьюневозможно спрогнозировать какая непопулярная реформа либо решение министерстваможет вызвать волну недовольства. Это также является обязательным фактором, который должныучитывать чиновники министерства образования и науки при проведении реформ.

 

Четвертаяпроблема – это множественность подзаконных нормативных правовых актов,регулирующих различные сферы образования и науки.

Так, в компетенцию МОН входит не толькоразработка государственных общеобязательных стандартов образования (ГОСО), нои  определение порядка разработки ГОСО. Зачастуюподзаконные нормативные правовые акты, принятые в реализацию законов «Обобразовании» и «О науке», регулируют схожие отношения[4]Это создает потенциальные условия длязлоупотреблений и совершения коррупционных правонарушений.  

Таким образом, пути решения возникшей ситуации в системе образования и науки видятся вследующем.

Во-первых, необходимо при принятии кадровых решений поназначению на ответственные должности исключитьвозможный конфликт интересов, связанныйс тем, что близкие родственники кандидатов на такие должности являютсяучредителями частных учебных заведений.

Например, предлагаем на уровне законазакрепить норму о том, что лица либо их близкие родственники, являющиесяучредителями частных учебных заведений, не вправе занимать должностируководителей государственных учебных заведений. Подобные ограничениянеобходимо установить и в отношении лиц, претендующих на ответственныедолжности, связанные с прямым или косвенным влиянием на процесс принятиярешения в сфере образования и науки.

Во-вторых, предлагаем создать рабочую группу спривлечением широкой общественности по разработке нового закона –консолидированного закона «Об образовании и науке».

В подпункте 3) статьи 9 Закона «О правовыхактах» предусмотрена возможность принятия консолидированного закона в сфере образованияи науки[5].В рамках данной работы следует провестиревизию огромного массиванормативных правовых актов в сфере образования и науки и систематизировать этиНПА в едином консолидированном законе.

 

Автор: Габдуалиев Мереке Тлекович 



[1] См. подр.: Габдуалиев М.Т.Казахстан-2014: Образование и конфликт интересов http://ia-centr.ru/expert/17487/

[2] «Бакытжан Жумагулов нашел противников сокращения вузов вПарламенте и правительстве»
https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/bakyitjan-jumagulov-nashel-protivnikov-sokrascheniya-vuzov-230740/

[3] См. подр.: Габдуалиев М.Т. Актуальные вопросыприема в вузы или пределы «творчества» https://www.zakon.kz/4697749-aktualnye-voprosy-priema-v-vuzy-ili.html

[4] См. подр.: Габдуалиев М.Т. К вопросу о реформировании законодательства об образованиии науке https://www.zakon.kz/4612027-k-voprosu-o-reformirovanii.html

[5] Закон Республики Казахстан от 6апреля 2016 года № 480-V ЗРК «О правовых актах»  http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение