Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Итоги заседания Евразийского межправительственного совета: взгляд из Казахстана

09.03.2017

Автор:

Теги:

 7 марта в Бишкекепрошло заседание Межправсовета глав правительства стран ЕАЭС. Итоги заседанияпрокомментировали казахстанские эксперты:

Замир Каражанов,политолог:

- Хотелось бы обратитьвнимание на заявления, сделанные казахстанским премьером БакытжаномСагинтаевым, прежде всего, относительно торгово-экономического сотрудничества сКыргызстаном.

Во-первых, Сагинтаевподтвердил готовность Казахстана выделить 41 млн долларов на адаптациюКыргызстана к условиям ЕАЭС.

Во-вторых, в выступлениипремьера шла речь о расширении перечня предприятий из Кыргызстана, поставляющихсвою продукцию в Казахстан, и увеличении перечня кыргызской продукции,разрешенной к ввозу в нашу республику.

Эти месседжиказахстанского премьера демонстрируют проблематику торгово-экономическогосотрудничества между странами Центрально-Азиатского региона. К примеру, дляКазахстана главными торгово-экономическими партнерами являются Евросоюз идругие страны дальнего зарубежья. А вот во взаимодействии с соседними странами– Кыргызстаном и Узбекистаном – возникают проблемы. Это ставит наш регион вуязвимое положение.

ЕАЭС предоставляетхорошие возможности для наращивания внутрирегиональной торговли. Полагаю, чтопомощь Казахстана по адаптации Кыргызстана к ЕАЭС будет способствовать большейинтеграции между нашими республиками.

С другой сторонызаявление Сагинтаева о допуске кыргызских предприятий и их продукции наказахстанский рынок звучит достаточно странно, поскольку противоречит принципамЕАЭС, предусматривающим создание общего рынка товаров и возможностьбеспрепятственного допуска компаний-производителей в страны-партнеры поинтеграционному объединению.

Ограничительные меры повхождению предприятий и товаров на национальные рынки выхолащивают идеюЕвразийского экономического союза. Тогда как беспрепятственный доступстимулирует не только торговлю внутри объединения, но и рост экономикстран-членов ЕАЭС, способствует более рациональному распределению капитала,трудовых и сырьевых ресурсов. В этом и состоит суть интеграции.

Есть еще один важный дляперспектив развития ЕАЭС нюанс. Сегодня Кыргызстан по ценам на продукты питанияи промышленные товары уже догнал своих партнеров по евразийской интеграции.Цены в Бишкеке практически такие же, как и в Алматы, а вот доходы населениягораздо ниже.

Это сигнал о том, чтодеятельность ЕАЭС нуждается в критическом осмыслении. Зачастую в разговорах ополитических и экономических преференциях союза мы забываем о не менее важномсоциальном измерении интеграции.

Если в Кыргызстане послевступления в ЕАЭС цены подскочили и сравнялись с российскими и казахстанскимибез существенного роста доходов населения – это повод для исполнительныхорганов и авторов интеграционного объединения задуматься, поскольку такиепроцессы не способствуют повышению имиджа евразийского проекта, а подрываетего. Ведь социальная напряженность в странах-членах ЕАЭС негативно сказываетсяна перспективах объединения.

Очевидно, чтоэкономическим властям России, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и, наконец,Армении надо разобраться, в чем причина роста цен, что необходимо, чтобыприостановить этот процесс и обратить его вспять.

Отмечу, что сегодня вмире наблюдается парадоксальная тенденция: темпы роста мировой торговли отстаютот темпов роста мировой экономики. Хотя всегда было наоборот – в этом изаключалась суть глобализации. Таким образом, мы наблюдаем процессыдеглобализации мировой экономики – к этой тенденции надо быть готовыми, и какраз-таки региональная интеграция, объединение региональных экономики позволяютответить на этот вызов.

Никто не ставит подсомнение необходимость евразийской интеграции, но нужно не забывать осоциальном аспекте деятельности объединения.

 

Мирас Дауленов,заместитель председателя правления Казахстанского гуманитарно-юридическогоуниверситета:

- Высказывая мнениеакадемического сообщества, которое может не совпадать с точкой зренияказахстанских властей, замечу, что Межправсовет ЕАЭС сегодня не выполняетглавную функцию, возложенную на него. По сути, на Евразийскиймежправительственный совет возлагается ответственность за экономическиепроцессы, происходящие в нашем регионе. Мне кажется, было бы важным на такихвстречах не просто подводить итоги и поднимать проблемы, но и приниматьконкретные решения.

Наблюдаемая сегоднядисгармония в работе Межправсовета во многом объясняется различиями в позицияхи интересах государств.

Соглашусь с предложениемкыргызской стороны о либерализации внутреннего рынка ЕАЭС. До сих порсуществуют ограничения, причем очень серьезные, не только на рынке услуг, но ина рынке товаров. Хотя торговля товарами является основным компонентом всоздании общего рынка и формировании интеграционного объединения. В рамках ЕАЭСэта проблема до сих пор не решена.

Если другиеинтеграционные объединения борются со скрытыми ограничениями, закамуфлированнымипод различными техрегламентами и сертификацией, то в ЕАЭС мы чаще всего имеемдело с открытыми запретительными мерами, что лично у меня вызывает недоумение:почему такие ограничения до сих пор существуют, если национальные рынкистран-членов ЕАЭС должны быть открыты для партнеров по интеграции и барьерыдолжны быть сняты? Решение этой проблемы мне видится первоочередным вдеятельности исполнительных органов и Межправсовета ЕАЭС.

 

Жулдызай Искакова,политолог:

Очевидно, что общеевидение целей ЕАЭС у государств-участниц объединения есть. И подписание десятидостаточно серьезных соглашений в рамках заседания Евразийского межправсовета вБишкеке всеми без исключения сторонами говорит о поэтапном совершенствованииусловий для интеграции экономик. Есть четкое намерение устранять барьеры,порожденные во многом самими странами. Ведь государства, которые поражены такойболезнью, как бюрократия, заразили ими и само региональное объединение. Теперьпредпринимаются меры по его излечению.

Что касается очевидныхвыгод для Казахстана от пребывания в ЕАЭС, то они пока неочевидны. Главнаяпроблема в том, что старт работы ЕАЭС пришелся на период, когда экономикистран, входящих в объединение, ощутили потрясения. Случайность это илизакономерность, но в результате мы имеем падение ВВП и взаимного товарооборота.

Сложность ещезаключается в том, что уровень экономики у стран-участниц отличается в разы.Поэтому тем государствам, чья экономика более развита, приходится прилагатьусилия к тому, чтобы остальные не тянули объединение вниз. С этой целью еще привступлении Кыргызстана в ЕАЭС в 2015 году Россия и Казахстан выразили намерениебезвозмездно выделить средства на адаптацию соседа - 200 млн долларов от Москвыи 100 млн долларов от Астаны.

На заседании в Бишкекестало известно, что Казахстан выделит только 41 млн долларов. Очевидно, чтопричины в условиях текущего развития экономики. Будет ли предоставленаоставшаяся части обещанной суммы – неизвестно, но то, что Казахстан берет насебя больше обязательств, чем другие партнеры по ЕАЭС, кроме России, на лицо.

Жанар Тулиндинова(Астана)

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение