Итоги заседания Евразийского межправительственного совета: взгляд из Казахстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
7 марта в Бишкеке прошло заседание Межправсовета глав правительства стран ЕАЭС. Итоги заседания прокомментировали казахстанские эксперты:
Итоги заседания Евразийского межправительственного совета: взгляд из Казахстана
 7 марта в Бишкекепрошло заседание Межправсовета глав правительства стран ЕАЭС. Итоги заседанияпрокомментировали казахстанские эксперты:Замир Каражанов,политолог:- Хотелось бы обратитьвнимание на заявления, сделанные казахстанским премьером БакытжаномСагинтаевым, прежде всего, относительно торгово-экономического сотрудничества сКыргызстаном.Во-первых, Сагинтаевподтвердил готовность Казахстана выделить 41 млн долларов на адаптациюКыргызстана к условиям ЕАЭС.Во-вторых, в выступлениипремьера шла речь о расширении перечня предприятий из Кыргызстана, поставляющихсвою продукцию в Казахстан, и увеличении перечня кыргызской продукции,разрешенной к ввозу в нашу республику.Эти месседжиказахстанского премьера демонстрируют проблематику торгово-экономическогосотрудничества между странами Центрально-Азиатского региона. К примеру, дляКазахстана главными торгово-экономическими партнерами являются Евросоюз идругие страны дальнего зарубежья. А вот во взаимодействии с соседними странами– Кыргызстаном и Узбекистаном – возникают проблемы. Это ставит наш регион вуязвимое положение.ЕАЭС предоставляетхорошие возможности для наращивания внутрирегиональной торговли. Полагаю, чтопомощь Казахстана по адаптации Кыргызстана к ЕАЭС будет способствовать большейинтеграции между нашими республиками.С другой сторонызаявление Сагинтаева о допуске кыргызских предприятий и их продукции наказахстанский рынок звучит достаточно странно, поскольку противоречит принципамЕАЭС, предусматривающим создание общего рынка товаров и возможностьбеспрепятственного допуска компаний-производителей в страны-партнеры поинтеграционному объединению.Ограничительные меры повхождению предприятий и товаров на национальные рынки выхолащивают идеюЕвразийского экономического союза. Тогда как беспрепятственный доступстимулирует не только торговлю внутри объединения, но и рост экономикстран-членов ЕАЭС, способствует более рациональному распределению капитала,трудовых и сырьевых ресурсов. В этом и состоит суть интеграции.Есть еще один важный дляперспектив развития ЕАЭС нюанс. Сегодня Кыргызстан по ценам на продукты питанияи промышленные товары уже догнал своих партнеров по евразийской интеграции.Цены в Бишкеке практически такие же, как и в Алматы, а вот доходы населениягораздо ниже.Это сигнал о том, чтодеятельность ЕАЭС нуждается в критическом осмыслении. Зачастую в разговорах ополитических и экономических преференциях союза мы забываем о не менее важномсоциальном измерении интеграции.Если в Кыргызстане послевступления в ЕАЭС цены подскочили и сравнялись с российскими и казахстанскимибез существенного роста доходов населения – это повод для исполнительныхорганов и авторов интеграционного объединения задуматься, поскольку такиепроцессы не способствуют повышению имиджа евразийского проекта, а подрываетего. Ведь социальная напряженность в странах-членах ЕАЭС негативно сказываетсяна перспективах объединения.Очевидно, чтоэкономическим властям России, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и, наконец,Армении надо разобраться, в чем причина роста цен, что необходимо, чтобыприостановить этот процесс и обратить его вспять.Отмечу, что сегодня вмире наблюдается парадоксальная тенденция: темпы роста мировой торговли отстаютот темпов роста мировой экономики. Хотя всегда было наоборот – в этом изаключалась суть глобализации. Таким образом, мы наблюдаем процессыдеглобализации мировой экономики – к этой тенденции надо быть готовыми, и какраз-таки региональная интеграция, объединение региональных экономики позволяютответить на этот вызов.Никто не ставит подсомнение необходимость евразийской интеграции, но нужно не забывать осоциальном аспекте деятельности объединения. Мирас Дауленов,заместитель председателя правления Казахстанского гуманитарно-юридическогоуниверситета:- Высказывая мнениеакадемического сообщества, которое может не совпадать с точкой зренияказахстанских властей, замечу, что Межправсовет ЕАЭС сегодня не выполняетглавную функцию, возложенную на него. По сути, на Евразийскиймежправительственный совет возлагается ответственность за экономическиепроцессы, происходящие в нашем регионе. Мне кажется, было бы важным на такихвстречах не просто подводить итоги и поднимать проблемы, но и приниматьконкретные решения.Наблюдаемая сегоднядисгармония в работе Межправсовета во многом объясняется различиями в позицияхи интересах государств.Соглашусь с предложениемкыргызской стороны о либерализации внутреннего рынка ЕАЭС. До сих порсуществуют ограничения, причем очень серьезные, не только на рынке услуг, но ина рынке товаров. Хотя торговля товарами является основным компонентом всоздании общего рынка и формировании интеграционного объединения. В рамках ЕАЭСэта проблема до сих пор не решена.Если другиеинтеграционные объединения борются со скрытыми ограничениями, закамуфлированнымипод различными техрегламентами и сертификацией, то в ЕАЭС мы чаще всего имеемдело с открытыми запретительными мерами, что лично у меня вызывает недоумение:почему такие ограничения до сих пор существуют, если национальные рынкистран-членов ЕАЭС должны быть открыты для партнеров по интеграции и барьерыдолжны быть сняты? Решение этой проблемы мне видится первоочередным вдеятельности исполнительных органов и Межправсовета ЕАЭС. Жулдызай Искакова,политолог:Очевидно, что общеевидение целей ЕАЭС у государств-участниц объединения есть. И подписание десятидостаточно серьезных соглашений в рамках заседания Евразийского межправсовета вБишкеке всеми без исключения сторонами говорит о поэтапном совершенствованииусловий для интеграции экономик. Есть четкое намерение устранять барьеры,порожденные во многом самими странами. Ведь государства, которые поражены такойболезнью, как бюрократия, заразили ими и само региональное объединение. Теперьпредпринимаются меры по его излечению.Что касается очевидныхвыгод для Казахстана от пребывания в ЕАЭС, то они пока неочевидны. Главнаяпроблема в том, что старт работы ЕАЭС пришелся на период, когда экономикистран, входящих в объединение, ощутили потрясения. Случайность это илизакономерность, но в результате мы имеем падение ВВП и взаимного товарооборота.Сложность ещезаключается в том, что уровень экономики у стран-участниц отличается в разы.Поэтому тем государствам, чья экономика более развита, приходится прилагатьусилия к тому, чтобы остальные не тянули объединение вниз. С этой целью еще привступлении Кыргызстана в ЕАЭС в 2015 году Россия и Казахстан выразили намерениебезвозмездно выделить средства на адаптацию соседа - 200 млн долларов от Москвыи 100 млн долларов от Астаны.На заседании в Бишкекестало известно, что Казахстан выделит только 41 млн долларов. Очевидно, чтопричины в условиях текущего развития экономики. Будет ли предоставленаоставшаяся части обещанной суммы – неизвестно, но то, что Казахстан берет насебя больше обязательств, чем другие партнеры по ЕАЭС, кроме России, на лицо.Жанар Тулиндинова(Астана)  

Поделиться: