Казахстан-2017: в поисках нового политического горизонта.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Интервью с заместителем директором ИАЦ Андреем Карповым.
Казахстан-2017: в поисках нового политического горизонта.
ДарьяЧижова: Обсуждение конституционной реформы в Казахстане подошло к логическомузавершению. Но определенные интриги остались. Главная из них – момент перехода.Когда свершится задуманное? Отправная точка формирования новой политическойконструкции - это приняие поправок или же какие-то персональные решения?АндрейКарпов: То, о чем Вы спрашиваете, это не просто интрига. Это вечный вопрос постсоветских систем. Еслиреформы стартуют, то в чем их «второй смысл», что нужно искать в подтексте? Есть публичная формула казахстанской реформы – переходот суперпрезидентской республики к более гибкой управленческой модели. Но этобренд, лозунг. А что внутри? От глубины намерений зависят и сроки. И возможная логика дальнейших кадровых решений. Косметический ремонт можно сделать за один день, асколько времени понадобится на глубокий ап-грейд системы? Да и есть ли реальныйзапрос со стороны элиты на такого рода перезагрузку? Допустим,в Казахстане перейдут от двухпалатного парламента к однопалатному. Что, с моей(сугубо личной точки зрения) было бы логично. Как это изменит суть системы? Этобудет фасадное обновление? Или, как об этом рассуждают завсегдатаи ФБ, Акордуждет что-то совершенно новое, неизведанное?Яиронизирую о поводу реакции соцсетей. Но это отражение общего непонимания со стороны внешних экспертовконечной логики казахстанских властей. Так было и в 2007 году, когда на фонедеклараций о политической реформе родился однопартийный парламент.Можно гадать и сейчас, но думаю, что только сам Нурсултан Абишевич до конца знает суть и смысл задуманного.ДарьяЧижова: Может быть вопрос не в конечной логике, как Вы сказали, а во временномформате реформе? То, что было в итоге объявлено – это конец пути ли тольконачало системных преобразований? Что и кто определяет горизонт планирования?АндрейКарпов: Вы правильно определили наиболее дискуссионные точки в рамкахобсуждения казахстанских реформ. Если рассуждать в логике местных экспертов, тоостается не заполненным ключевое поле. Рассуждая о реформе, мы говорим о персональномфакторе? Скажем иначе – имеем ввиду персональныйфактор? Или же целиком и полностью концентрируемся на проблемахинституциональных? Это два разных временных формата. Персональное решение можно принять в один день. Реформа институтов может длиться десятилетие.НурсултанАбишевич упоминал о том, что до 2020 года он будет действовать строго в рамкахконституционных норм. На данный момент, будем считать, это и есть горизонт перспективного планирования дляказахстанской элиты.ДарьяЧижова: Простите, дополню Вас. Процитирую сообщение одного из информационныхагентств: «Ведущая роль Елбасы - Нурсултана Абишевича Назарбаева, егоинициативы обеспечили становление и развитие казахстанской государственности.Неоднократно представителями казахстанского общества поднимался вопрос озакреплении выдающегося вклада Елбасы в строительство нашего государства», -заявил Нурлан Абдиров (это - председатель Комитета по законодательству исудебно-правовой реформе Мажилиса). В частности, во втором пункте статьи 91было предложено закрепить выдающийся вклад Нурсултана Назарбаева в историинезависимого Казахстана.Можетбыть, речь идет не только о горизонте временного планирования, но и о форматебудущей роли первого президента РК, который в перспективе может стать верховным«арбитром» и духовным лидером страны?АндрейКарпов: Пока, согласитесь, это только спекуляции. Игры разума. Нет ни одногоконкретного подтверждения подобного варианта транзита. Есть впечатление, чтомедиа искусственно создают тему, по которой нет никакой реальной информации.Давайтеговорить о конкретике. В Конституционный Совет внесены поправки, которыепозволяют «разгрузить» президентские полномочия, но вовсе не превращаютКазахстан в подобие Киргизии с ее парламентской системой. Судьба всех поправокне предрешена, но, вероятнее всего, большинство из них будут приняты.Утверждать, что эти преобразования реально повлияют на внутри элитные расклады– таких оснований у экспертов нет. Поэтомурешения, принятые 6 марта являются этапом в реализации политической реформы. Нодалеко не исчерпывают интриги, которые, безусловно, ожидают Казахстан в периодкардинальной политической перестройки.

Поделиться: