Казахстан-2017: Минобразования РК будет судиться с клеветниками

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Какой оборот примет дело и удастся ли министерству образования и науки привлечь к ответственности своих оппонентов, покажут ближайшие недели.
Казахстан-2017: Минобразования РК будет судиться с клеветниками
Напрошлой неделе глава Минобразования и науки РК подвергся массированнойинформационной атаке и был обвинен в притеснении казахского языка. Такнеожиданно Ерлан Сагадиев, известныйсвоими решительными действиями по внедрению трехъязычного образования в среднейшколе, приобрел статус «казахофоба». В итоге министр вынужден был выступить с опровержением,а возглавляемое им ведомство - обратиться в правоохранительные органы.Надосказать, что Ерлан Сагадиев находится в центре пристрастного внимания своихоппонентов вот уже больше двух недель. Сначала министру образования предъявилипретензию относительно электронного дневника «Күнделік», который, якобы, практическинеотличим от российского аналога, да и находится на российских серверах.Министр парировал, что россияне предложили казахстанской стороне сервис набесплатной основе.Толькопоутихли страсти вокруг программы «Күнделік»,как разразился новый скандал: в республиканской газете «Егемен Казахстан» былиопубликованы тестовые задания по подготовке к Единому национальномутестированию, в которых фигурировала королева казахстанского гламура, продюсер БаянЕсентаева и комик Нуртас Адамбаев. Реакция социальных сетей и СМИ на инновацииот Минобразования была бурной. Министру вновь пришлось оправдываться перед журналистами.Как выяснилось, составители тестов использовали текст из газет и сайтов длятого, чтобы научить школьников навыкам критического чтения.Однаковишенкой на торте стало заявление группы авторитетных филологов-казаховедов отом, что в 2017 году из классификатора вузовских специальностей был исключен «Казахскийязык», «Казахская литература», «Казахская история», «Лингвистика» и«Востоковедение».Обращение,адресованное премьер-министру Бакытжану Сагинтаеву, Государственному секретарюГульшаре Абдыкаликовой и первому заместителю руководителя Администрациипрезидента РК Марату Тажину, было опубликовано на казахскоязычном портале Dalanews.kz.Национал-патриотическаячасть казахстанского общества отреагировала на это обращение жесточайшимостракизмом в отношении Сагадиева, которого фактически обвинили в притесненииказахского языка и даже больше – во «враждебности ко всему казахскому». Общественныйдеятель Мухтар Тайжан сообщил также,что в прошлом году министр закрыл предмет и кафедры древней казахской истории ввузах и предмет «Әліппе» («Букварь» – прим. авт.) в начальной школе. «Сейчасприходят еще новости, что он отменил направление студентов с южных регионовстраны на север, упразднил профессии «Қазақ тілі» и «Қазақ әдебиеті»(«Казахский язык» и «Казахская литература» - прим. авт.). Я расцениваю все этишаги как сознательное вредительство и считаю, что за все это его надо судить»,- заявил известный гражданский активист.Министерствуобразования и науки под натиском негатива пришлось прибегнуть к защите своихправ с помощью уголовного законодательства. Как сообщила вице-министробразования и науки ЭльмираСуханбердиева в понедельник, на брифинге в Службе центральных коммуникаций,МОН РК обратился в компетентные органы для привлечения к ответственности лиц,распространявших заведомо ложную и провокационную информацию.Пословам вице-министра, никто и не думал исключать специальности «Казахскийязык», «Казахская литература», «История», «Лингвистика» и «Востоковедение» изклассификатора вузовских специальностей, а распространенные в соцсетях вкачестве доказательства документ является фальсификацией.Входе брифинга выяснилась еще несколько одна красноречивая деталь, придавшаяделу детективный оборот. В ночь с субботы на воскресенье 5 марта на сайтМинобразования и науки была произведена DDOS-атака.Похожена то, что министру образования и науки была объявлена настоящая информационнаявойна, включающая в себя несколько этапов атаки, элементы «черного пиара» и дажеинструменты кибер-преступности.Ключк разгадке народной «нелюбви» к министру образования дают слова Мухтара Тайжанао том, что «введение обязательного трехъязычия в школах - это нарушениеконституционного права детей Казахстана на получение среднего образования народном языке».Действительно,с первых дней своего вступления в должность министра образования и науки ЕрланСагадиев предпринимал решительные и крайне непопулярные шаги для реализацииперехода к трехъязычию. Не прошло и месяца его пребывания на посту министраобразования, как была принята Государственная программа развития образования инауки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, которая предусматривала поэтапныйпереход к трехъязычью в средней школе. Было заявлено, что предметыгуманитарного цикла будут преподаваться на казахском и русском языках, аестественнонаучного – на английском.Очевидно,что новый министр готов рисковать – ведь столь радикальные реформы либо похоронятотечественное среднее образование, либо произведут на казахстанское обществодолгосрочный модернизационный эффект.Введениетрехъязычного образования имеет и социальную значимость, поскольку, в конечномсчете, оно призвано устранить языковой барьер между выпускниками школ сказахским и русским языком обучения, который создал условия для изолированногосуществования русскоязычной и казахскоязычной части казахстанского общества.Нанеобходимость унификации образовательных программ в школах с различными языкамиобучения указывает, в частности, профессор кафедры общего языкознания и теорииперевода Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, докторфилологических наук, член Научно-экспертного совета Ассамблеи народа КазахстанаНурсулу Шаймерденова. «Сегодня в Казахстане действует несколько типов, вкоторых преподавание частично или полностью ведется на русском, казахском ианглийском языках. Полагаю, что внедрение программы трехъязычного обученияпозволит всем школам работать в одном режиме, в одном направлении, создаст дляучеников равные конкурентные условия», – считает ученый.Впрочем,специалисты, работающие в поле, скептично оценивают возможности внедрениятрехъязычия. Автор самоучителя казахского языка «Ситуативный казахский» КанатТасибеков, к примеру, считает, что перед внедрением образования на английскомязыке Минобразования следовало бы добиться хоть сколько-нибудь значимых успеховв изучении казахского.«Напомню,что министр Сагадиев намерен ввести языковые школы для учащихся 5-11 классов спривлечением студентов 3-4 курсов языковых факультетов. Для учителей будуторганизованы онлайн курсы английского языка по методикепредметно-интегрированного обучения. Будут разработаны технологические словарипо четырем предметам: физике, химии, биологии и информатике. Возникает вопрос:почему это все не внедрить вначале для казахского языка?» - говоритлингвист-практик.Похоже,Министерство образования и науки не учло реакцию на реформу, упустило из вида еепиар-сопровождение и не было готово к открытому диалогу с представителямиразличных частей общества.Наэто обращает внимание вице-президент клуба «PR-шы» Ерлан Аскарбеков. По егомнению, кейс министра Сагадиева пополнит перечень здравых по сути инициативправительства, которые из-за отсутствия внятной коммуникационной стратегии нетолько не нашли общественную поддержку, но и с треском провалились. Схожаякартина наблюдается и в других сферах, будь то земельная реформа или временнаярегистрация, что демонстрирует отсутствие продуманного государственного пиара.Какойоборот примет дело и удастся ли министерству образования и науки привлечь кответственности своих оппонентов, покажут ближайшие недели. Жанар Тулиндинова (Астана)

Поделиться: