Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Узбекистан и Казахстан: большинство региональных проблем можно решить только совместными усилиями

03.03.2017

Автор:

Теги:

Предстоящий визит узбекского лидера Шавката Мирзиёева, анонсированный на прошлой неделе в ряде СМИ, вызвало оживление в экспертном сообществе. Несмотря на то, что в списке визитов Казахстан располагается не на первом месте.

Казахстан и Узбекистан – две крупнейшие страны в Центрально-Азиатском регионе. Протяженность общей границы составляет свыше 2 тыс. км, что автоматически ставит взаимоотношения этих стран в разряд ключевых в сфере безопасности и экономического развития.

Шавкат Мирзиёев – это опытнейший политик и человек, великолепно владеющий экономической и политической ситуацией на постсоветском пространстве. Проработав много лет в команде Ислама Каримова, он, несомненно, продолжит политику своего предшественника. Однако не исключено, что дружественные отношения двух стран – Казахстана и Узбекистана – при новом узбекском лидере будут наполняться новыми смыслами.

Несмотря на декларируемую Мирзиёевым преемственность во внешней политике, центрально-азиатские республики ожидают своеобразную «перезагрузку» отношений Узбекистана с соседями.

То, что руководство Казахстана возлагает большие надежды на нового узбекского лидера, было заметно еще до избрания Мирзиёева. Показателем этого стали участившиеся визиты казахстанских делегаций в Ташкент и обоюдные намерения интенсифицировать сотрудничество. Начиная с сентября прошлого года между представителями двух стран уже состоялось несколько встреч как на высшем, так и на межправительственном уровне.

 

Что на повестке дня

Во время визита официальной узбекской делегации во главе с президентом в Астану, безусловно, будут обсуждены перспективы сотрудничества в самых различных сферах. Однако думается, что в приоритете будут следующие вопросы.

Во-первых, вопрос безопасности, который остается актуальным для двух стран.

Как известно, у Узбекистана сложились достаточно напряженные отношения с соседями по региону. Из-за конфликтов на приграничных участках с Кыргызстаном, обе страны находятся в состоянии «худого мира». Яблоком раздора в отношениях Ташкента и Душанбе принято считать строительство Рогунской ГЭС на реке Вахш в Таджикистане. В 2012 году Ислам Каримов высказывался об этом проекте как о потенциальном поводе для столкновения. Серьезным вызовом для Узбекистана является наркотрафик, идущий из Афганистана транзитом через республику.

Казахстан является частью довольно неспокойного региона, и проблемы на границах соседних государств, прямо или косвенно, могут нанести удар по национальной безопасности республики.

Необходимо учитывать, что на юге Казахстана, где проходит линия общей границы с Узбекистаном, проживает большое число этнических узбеков (около 17% местного населения). В свою очередь в Узбекистане насчитывается самая крупная казахская диаспора на постсоветском пространстве и вторая по численности в мире после Китая. Поэтому вопрос стабильности в регионе является первостепенным для обеих республик.

Во-вторых, учитывая факт, что Казахстан и Узбекистан являются крупнейшими торговыми партнерами в Центральной Азии, безусловно, на встрече в Астане будут обсуждаться вопросы торгово-экономической и инвестиционной политики.

О намерении интенсифицировать взаимодействие в этой области неоднократно говорилось в рамках двусторонних переговоров, состоявшихся в течении последних нескольких месяцев. Сегодня взаимный товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном составляет около 2 млрд долларов, однако в ближайшем будущем страны намерены довести этот показатель до 5 млрд долларов. В Казахстане действует 151 совместное казахстанско-узбекское предприятие, а в Узбекистане – 206.

Сферы, в которых сотрудничество будет расширяться, уже обозначены. Важную роль в этом сыграл визит в Ташкент казахстанского вице-премьера Аскара Мамина в конце 2016 года. Именно тогда были заданы основные ориентиры будущего взаимодействия и определены совместные проекты.

Предполагаю, что сейчас обеими сторонами осуществляется интенсивная подготовка к визиту Мирзиёева в Астану, который ориентировочно состоится во второй половине марта. Возможно, президенты двух стран достигнут новых договоренностей, ведь именно на встречах такого уровня закладывается фундамент двустороннего сотрудничества.

В-третьих, с большой долей вероятности в Астане будут обсуждаться вопросы транспортно-коммуникационной политики. Важным для обеих стран является приход к обоюдному соглашению по вопросам пассажирских и грузовых перевозок по трассе М-39, связывающей Ташкент и Самарканд и пролегающей через территорию Мактааральского района Южно-Казахстанской области.

Остро стоит вопрос об упрощении порядка пересечения государственной границы. Одними из самых проблемных являются переходные пункты «Сырдарья» и «Целинный», расположенные как раз-таки на трассе М-39.

Возможно, на казахстанско-узбекских переговорах будут подняты водные вопросы. Хотя принципиальные позиции в этой сфере были определены еще в прошлом году и закреплены подписанием соглашения между Астаной и Ташкентом об использовании реки Сырдарья. Но вопрос распределения водных ресурсов для Узбекистана стоит настолько остро, что не исключено возвращение к этой проблематике.

 

Что не будет обсуждаться в Астане

Безусловно, для узбекской стороны существует перечень табуированных тем.

Полагаю, на встрече в Астане не будут затронуты вопросы интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так как узбекская сторона неоднократно демонстрировала свою принципиальную позицию по данному блоку и вряд ли намерена что-либо менять.

Впрочем, это ограничение относится не только к евразийскому интеграционному проекту. Узбекистан долгие годы следовал внешнеполитической парадигме, подразумевающей отсутствие чрезмерно близкого союзничества с кем бы то ни было. Это определило и логику рабочих контактов узбекского руководства. Все они подчинены не декларациям, а конкретным делам, прежде всего, экономического характера.

Во время недавнего визита Аскара Мамина в Ташкент Мирзиёев прямо заявил: «Граждане Узбекистана хотят результат. Они бумаг не любят». Такой настрой, конечно, похвален. Однако несмотря на все усилия нового президента Узбекистана в сфере либерализации экономики, факты говорят о том, что Казахстан в этой сфере пока более успешен.

Среди стран Центральной Азии Казахстан является неоспоримым лидером по экономической свободе и, как следствие, развитости экономики. В последнем докладе The Heritage Foundation Казахстан занял 42 место по показателю экономической свободы из 180 стран мира. Узбекистан, оказавшийся на 148 месте, уступает с большим отрывом – центрально-азиатская республика едва не попала в категорию «подавленных» государств, находящихся на задворках мировой экономики.

Не сопоставим и ВВП двух стран. В Казахстане он составляет свыше $429 млрд ($24,268 на душу населения), а в Узбекистане около $188 млрд ($6,068 на душу населения).

Еще один показатель, говорящий не в пользу Узбекистана, – инвестиционный климат. В рейтинге Doing Business Всемирного банка Узбекистан занимает 87 место, тогда как Казахстан находится на 35-м.

Еще одна тема, которая с большой долей вероятности не будет обсуждаться в Астане, это возобновление членства Узбекистана в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Напомним, что Ташкент приостановил членство в этой организации в конце 2012 года.

Новый президент Узбекистана, как и его предшественник, провозгласил политику неприсоединения к любым военно-политическим блокам. Он категорически против размещения военных баз иностранных государств на территории Узбекистана.

В то же время членство в ШОС Узбекистан поддерживает, так как военная составляющая в этой организации вторична.

Внешнеполитические ориентиры нового руководства Узбекистана предельно ясно были отражены в предвыборной программе Шавката Мирзиёева. В частности, в этом документе говорилось, что «неотъемлемой частью предвыборной программы в сфере внешней политики является полное следование внешнеполитическим принципам и целям, разработанным Первым Президентом Республики Узбекистан».

В то же время, полагаю, Казахстану и Узбекистану было бы целесообразно обратить внимание на потенциал двусторонней интеграции и попытаться преодолеть взаимный изоляционизм. Тем более, что вопрос о соперничестве за региональное лидерство между двумя республиками давно снят с обсуждения, по крайней мере, среди экспертного сообщества.

Во главу угла необходимо поставить взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Сегодня основными статьями экспорта Узбекистана в Казахстан являются природный газ, хлопковое волокно, химическая продукция и пластмассы, удобрения, плодоовощная продукция. Тогда как из Казахстана в южном направлении экспортируются в основном зерновые, мука, а также черные и цветные металлы. Хороший потенциал для интенсификации имеет сотрудничество в сфере машиностроения и поставок агропромышленной продукции.

Очевидно, что две страны не используют имеющиеся возможности на полную мощь.

Новый этап взаимоотношений одинаково важен для обеих стран, ведь большинство региональных проблем можно решить только совместными усилиями. С определенной степенью уверенности можно сказать, что в отношениях двух стран возникают новые точки роста.

Жулдызай Искакова (Астана)

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение