Узбекистан и Казахстан: большинство региональных проблем можно решить только совместными усилиями

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Предстоящий визит узбекского лидера Шавката Мирзиёева, анонсированный на прошлой неделе в ряде СМИ, вызвало оживление в экспертном сообществе. Несмотря на то, что в списке визитов Казахстан располагается не на первом месте.
Узбекистан и Казахстан: большинство региональных проблем можно решить только совместными усилиями
Предстоящий визит узбекского лидера Шавката Мирзиёева, анонсированный на прошлой неделе в ряде СМИ, вызвало оживление в экспертном сообществе. Несмотря на то, что в списке визитов Казахстан располагается не на первом месте.Казахстан и Узбекистан – две крупнейшие страны в Центрально-Азиатском регионе. Протяженность общей границы составляет свыше 2 тыс. км, что автоматически ставит взаимоотношения этих стран в разряд ключевых в сфере безопасности и экономического развития.Шавкат Мирзиёев – это опытнейший политик и человек, великолепно владеющий экономической и политической ситуацией на постсоветском пространстве. Проработав много лет в команде Ислама Каримова, он, несомненно, продолжит политику своего предшественника. Однако не исключено, что дружественные отношения двух стран – Казахстана и Узбекистана – при новом узбекском лидере будут наполняться новыми смыслами.Несмотря на декларируемую Мирзиёевым преемственность во внешней политике, центрально-азиатские республики ожидают своеобразную «перезагрузку» отношений Узбекистана с соседями.То, что руководство Казахстана возлагает большие надежды на нового узбекского лидера, было заметно еще до избрания Мирзиёева. Показателем этого стали участившиеся визиты казахстанских делегаций в Ташкент и обоюдные намерения интенсифицировать сотрудничество. Начиная с сентября прошлого года между представителями двух стран уже состоялось несколько встреч как на высшем, так и на межправительственном уровне. Что на повестке дняВо время визита официальной узбекской делегации во главе с президентом в Астану, безусловно, будут обсуждены перспективы сотрудничества в самых различных сферах. Однако думается, что в приоритете будут следующие вопросы.Во-первых, вопрос безопасности, который остается актуальным для двух стран.Как известно, у Узбекистана сложились достаточно напряженные отношения с соседями по региону. Из-за конфликтов на приграничных участках с Кыргызстаном, обе страны находятся в состоянии «худого мира». Яблоком раздора в отношениях Ташкента и Душанбе принято считать строительство Рогунской ГЭС на реке Вахш в Таджикистане. В 2012 году Ислам Каримов высказывался об этом проекте как о потенциальном поводе для столкновения. Серьезным вызовом для Узбекистана является наркотрафик, идущий из Афганистана транзитом через республику.Казахстан является частью довольно неспокойного региона, и проблемы на границах соседних государств, прямо или косвенно, могут нанести удар по национальной безопасности республики.Необходимо учитывать, что на юге Казахстана, где проходит линия общей границы с Узбекистаном, проживает большое число этнических узбеков (около 17% местного населения). В свою очередь в Узбекистане насчитывается самая крупная казахская диаспора на постсоветском пространстве и вторая по численности в мире после Китая. Поэтому вопрос стабильности в регионе является первостепенным для обеих республик.Во-вторых, учитывая факт, что Казахстан и Узбекистан являются крупнейшими торговыми партнерами в Центральной Азии, безусловно, на встрече в Астане будут обсуждаться вопросы торгово-экономической и инвестиционной политики.О намерении интенсифицировать взаимодействие в этой области неоднократно говорилось в рамках двусторонних переговоров, состоявшихся в течении последних нескольких месяцев. Сегодня взаимный товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном составляет около 2 млрд долларов, однако в ближайшем будущем страны намерены довести этот показатель до 5 млрд долларов. В Казахстане действует 151 совместное казахстанско-узбекское предприятие, а в Узбекистане – 206.Сферы, в которых сотрудничество будет расширяться, уже обозначены. Важную роль в этом сыграл визит в Ташкент казахстанского вице-премьера Аскара Мамина в конце 2016 года. Именно тогда были заданы основные ориентиры будущего взаимодействия и определены совместные проекты.Предполагаю, что сейчас обеими сторонами осуществляется интенсивная подготовка к визиту Мирзиёева в Астану, который ориентировочно состоится во второй половине марта. Возможно, президенты двух стран достигнут новых договоренностей, ведь именно на встречах такого уровня закладывается фундамент двустороннего сотрудничества.В-третьих, с большой долей вероятности в Астане будут обсуждаться вопросы транспортно-коммуникационной политики. Важным для обеих стран является приход к обоюдному соглашению по вопросам пассажирских и грузовых перевозок по трассе М-39, связывающей Ташкент и Самарканд и пролегающей через территорию Мактааральского района Южно-Казахстанской области.Остро стоит вопрос об упрощении порядка пересечения государственной границы. Одними из самых проблемных являются переходные пункты «Сырдарья» и «Целинный», расположенные как раз-таки на трассе М-39.Возможно, на казахстанско-узбекских переговорах будут подняты водные вопросы. Хотя принципиальные позиции в этой сфере были определены еще в прошлом году и закреплены подписанием соглашения между Астаной и Ташкентом об использовании реки Сырдарья. Но вопрос распределения водных ресурсов для Узбекистана стоит настолько остро, что не исключено возвращение к этой проблематике. Что не будет обсуждаться в АстанеБезусловно, для узбекской стороны существует перечень табуированных тем.Полагаю, на встрече в Астане не будут затронуты вопросы интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так как узбекская сторона неоднократно демонстрировала свою принципиальную позицию по данному блоку и вряд ли намерена что-либо менять.Впрочем, это ограничение относится не только к евразийскому интеграционному проекту. Узбекистан долгие годы следовал внешнеполитической парадигме, подразумевающей отсутствие чрезмерно близкого союзничества с кем бы то ни было. Это определило и логику рабочих контактов узбекского руководства. Все они подчинены не декларациям, а конкретным делам, прежде всего, экономического характера.Во время недавнего визита Аскара Мамина в Ташкент Мирзиёев прямо заявил: «Граждане Узбекистана хотят результат. Они бумаг не любят». Такой настрой, конечно, похвален. Однако несмотря на все усилия нового президента Узбекистана в сфере либерализации экономики, факты говорят о том, что Казахстан в этой сфере пока более успешен.Среди стран Центральной Азии Казахстан является неоспоримым лидером по экономической свободе и, как следствие, развитости экономики. В последнем докладе The Heritage Foundation Казахстан занял 42 место по показателю экономической свободы из 180 стран мира. Узбекистан, оказавшийся на 148 месте, уступает с большим отрывом – центрально-азиатская республика едва не попала в категорию «подавленных» государств, находящихся на задворках мировой экономики.Не сопоставим и ВВП двух стран. В Казахстане он составляет свыше $429 млрд ($24,268 на душу населения), а в Узбекистане около $188 млрд ($6,068 на душу населения).Еще один показатель, говорящий не в пользу Узбекистана, – инвестиционный климат. В рейтинге Doing Business Всемирного банка Узбекистан занимает 87 место, тогда как Казахстан находится на 35-м.Еще одна тема, которая с большой долей вероятности не будет обсуждаться в Астане, это возобновление членства Узбекистана в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Напомним, что Ташкент приостановил членство в этой организации в конце 2012 года.Новый президент Узбекистана, как и его предшественник, провозгласил политику неприсоединения к любым военно-политическим блокам. Он категорически против размещения военных баз иностранных государств на территории Узбекистана.В то же время членство в ШОС Узбекистан поддерживает, так как военная составляющая в этой организации вторична.Внешнеполитические ориентиры нового руководства Узбекистана предельно ясно были отражены в предвыборной программе Шавката Мирзиёева. В частности, в этом документе говорилось, что «неотъемлемой частью предвыборной программы в сфере внешней политики является полное следование внешнеполитическим принципам и целям, разработанным Первым Президентом Республики Узбекистан».В то же время, полагаю, Казахстану и Узбекистану было бы целесообразно обратить внимание на потенциал двусторонней интеграции и попытаться преодолеть взаимный изоляционизм. Тем более, что вопрос о соперничестве за региональное лидерство между двумя республиками давно снят с обсуждения, по крайней мере, среди экспертного сообщества.Во главу угла необходимо поставить взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Сегодня основными статьями экспорта Узбекистана в Казахстан являются природный газ, хлопковое волокно, химическая продукция и пластмассы, удобрения, плодоовощная продукция. Тогда как из Казахстана в южном направлении экспортируются в основном зерновые, мука, а также черные и цветные металлы. Хороший потенциал для интенсификации имеет сотрудничество в сфере машиностроения и поставок агропромышленной продукции.Очевидно, что две страны не используют имеющиеся возможности на полную мощь.Новый этап взаимоотношений одинаково важен для обеих стран, ведь большинство региональных проблем можно решить только совместными усилиями. С определенной степенью уверенности можно сказать, что в отношениях двух стран возникают новые точки роста.Жулдызай Искакова (Астана) 

Поделиться: