Эксперты: «исламской весны» в Таджикистане не будет без вмешательства извне

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
28 февраля 2017 г. в г. Оренбурге прошла крупная Международная экспертная площадка «Религиозная ситуация в странах Центральной Азии и России: оценка и анализ», организованная АНО «Содружество народов Евразии». Религиозные лидеры, управленцы и ученые четырех стран – Таджикистана, России, Казахстана и Кыргызстана собрались вместе, чтобы обменяться актуальной информацией, позитивным опытом, наметить пути международного сотрудничества в борьбе с идеологией и практиками экстремизма на основе общих гуманистических ценностей мировых религий.
Эксперты: «исламской весны» в Таджикистане не будет без вмешательства извне
28 февраля 2017 г. в г. Оренбурге прошла крупная Международная экспертная площадка «Религиозная ситуация в странах Центральной Азии и России: оценка и анализ», организованная АНО «Содружество народов Евразии». Религиозные лидеры, управленцы и ученые четырех стран – Таджикистана, России, Казахстана и Кыргызстана собрались вместе, чтобы обменяться актуальной информацией, позитивным опытом, наметить пути международного сотрудничества в борьбе с идеологией и практиками экстремизма на основе общих гуманистических ценностей мировых религий.Эксперты выразили особую обеспокоенность угрозой религиозной радикализации молодежи, как наиболее восприимчивой части общества, с еще только формирующимся мировоззрением и характерными для ее возраста бескомпромиссностью и безапелляционностью суждений.Таджикский эксперт, профессор Музаффар Олимов подчеркнул, что в Таджикистане ислам является основой конфессионального самосознания молодежи. По данным соцопросов, 99,5 % молодых граждан республики считают себя мусульманами. Правда, лишь 32 % из них регулярно исполняют основные предписания шариата, включая 5-кратный намаз и пост. При этом, вопреки стереотипам, наиболее религиозной является не сельская, а городская, и даже более того, столичная молодежь: высокообразованные семейные мужчины, но с низкими и средними доходами. Наименее религиозны девушки в возрасте от 14 до 19 лет.Максимализм молодых людей проявляется в том, что 42,2 % из них признают лишь одну возможную трактовку ислама, а 16 % допускают в отдельных случаях применение религиозно мотивированного насилия и тактику смертников.Впрочем, социальная база сознательного, активного радикализма в республике гораздо меньше и составляет всего 3–5 %. Так что, по мнению эксперта, ожидать «исламской весны» в Таджикистане не стоит не только в ближне-, но и среднесрочной перспективе. Таджикское общество остается достаточно консервативным, с сильным социальным контролем, авторитетом старших в семье, аксакалов и духовных лидеров, что сдерживает распространение новых радикальных течений.В то же время ситуация в республике может быть дестабилизирована извне, на фоне активизации террористических группировок в соседнем Афганистане, которые в той или иной степени контролируют уже 65 % территории страны. По данным спецслужб, озвученным на площадке, непосредственно у границ СНГ в лагерях проходят подготовку 3000 боевиков, причем это количество обучающихся поддерживается постоянно за счет ротации: выпусков и новых наборов. И если Таджикистан надежно прикрыт собственными Вооруженным Силами и российской базой в рамках ОДКБ, то туркмено-афганская граница при большой протяженности остается недостаточно защищенной, проницаемой для прорыва бандгрупп.

Поделиться: