Политическая модернизация в Казахстане: роль парламента, партий и общества

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Содержание конституционной реформы, перспективы усиления института парламента в Казахстане, роль партий и гражданского общества в политической модернизации стали темой дискуссии с участием казахстанских и российских экспертов, прошедшей в Астане, на площадке Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг».
Политическая модернизация в Казахстане: роль парламента, партий и общества
Политическаямодернизация в Казахстане: роль парламента, партий и обществаСодержаниеконституционной реформы, перспективы усиления института парламента вКазахстане, роль партий и гражданского общества в политической модернизациистали темой дискуссии с участием казахстанских и российских экспертов,прошедшей в Астане, на площадке Центра аналитических исследований «Евразийскиймониторинг». Впарламенте должны сидеть профессионалы, не раздражающие общественность своимповедениемДиректор общественногофонда «Институт развития конституционализма и демократии», конституционалист Мереке Габдуалиев напомнил, что еще в Посланиинароду 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курссостоявшегося государства» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнулнеобходимость усиления парламента.Габдуалиев акцентировалвнимание на том, что усиление полномочий представительского органа следуетрассматривать, прежде всего, в контексте развития механизма парламентскогоконтроля за правительством.Директор ОФ «Институтразвития конституционализма и демократии» подчеркнул, что усилениеконституционно-правового статуса парламента требует усиление и егополитического статуса, профессионализма и эффективности. «При проведенииконституционных реформ необходимо иметь в виду, что «конституционно-правовойстатус» и «политический статус» парламента могут не совпадать. Соответственно,может быть нарушен баланс между ветвями государственной власти, что в целомсодержит риски для конституционного развития государства», - констатировалГабдуалиев.«Сильный» парламент, пословам эксперта- конституционалиста, предполагаетсоответствующий депутатский корпус: профессионалов своего дела, лиц,неафиллированных с различными бизнес-структурами и организациями, нераздражающих общественность своим поведением, умеющих выражать публично своимысли, способных нести бремя высокой ответственности при реализации Стратегии«Казахстан - 2050».По мнениюконституциалиста, в условиях казахстанской политической действительности былабы приемлема смешанная модель избирательной системы, при которой депутатынижней палаты парламента избирались бы поровну.«Такая модель позволилабы сочетать положительные стороны мажоритарной избирательной системы -постоянную связь депутата со своими избирателями, знание своего округа, егопроблем, людей - и пропорциональной избирательной системы - обеспечениеадекватного представительства политических сил в парламенте, развитиеполитического плюрализма в обществе, выявление политических интересовнаселения, что способствовало бы более эффективной связи между государством иобществом», - считает эксперт. Формула«сначала экономика – потом политика» уже не работаетРуководитель Евразийскогоаналитического клуба (Российская Федерация) Никита Мендкович, подключившийся кдискуссии в онлайн режиме, акцентировал внимание на то, что политическаямодернизация в Казахстане является закономерным результатом развитиягосударства и общества.«На мой взгляд, текущиереформы обусловлены эволюцией политической системы. Расширение демократическихмеханизмов, которые сегодня внедряются в Казахстане, было мало возможно,скажем, в начале 90-х годов, поскольку тогда и общество, и государственныеинституты еще элементарно не адаптировались к условиям рыночной экономики,новой структуре международных отношений, новым общественным отношениям», -констатировал Мендкович.Мендкович представил своевидении последовательности реформ. Прежде всего, речь должна идти о росте партийныхинститутов, которые должны предоставлять молодым активистам возможностьпостроения карьеры, и тем самым составить альтернативу госслужбе. «Вдолгосрочной перспективе появление разных каналов рекрутирования в политическуюэлиту должно ускорить политическую модернизацию и позволит реагировать насовременные вызовы быстро и оперативно», - считает руководитель Евразийскогоаналитического клуба.Главный эксперт Центрагеополитических исследований «Берлек-Единство» (г. Уфа, РФ) Артур Сулейманов констатировал,что тематика политической модернизации актуальна не только для Казахстана, но идля других стран постсоветского пространства, включая Россию.Говоря об особенностяхэтого процесса, Сулейманов подчеркнул, что в сфере экономики необходимостьреформ обусловлена переходом от ресурсной модели к глобальному технологическомуобновлению – так называемой третьей волне модернизации.Российский эксперт отметил,что если в 90-е годы Казахстан отталкивался от модели «вначале экономика итолько потом политика», то на нынешнем этапе реформ политическая иэкономическая модернизация должны осуществляться параллельно, поскольку онитесно взаимосвязаны между собой.«Более высокий уровеньтехнологического развития экономики должен способствовать улучшению качестважизни населения, системному росту среднего класса, здоровой экономическойконкуренции, ликвидации монополизма. В свою очередь рост среднего класса усилитзапрос на модернизацию политической системы, развитие демократическихинститутов и откроет переход от президентской властной вертикали к более гибкойполитической модели с опорой на гражданские институты и эффективноераспределение полномочий между ветвями власти», - пояснил эксперт. Партийноеполе нуждается в реформированииВ продолжение дискуссиидиректор Экспертно-проектного бюро общественно-политических процессов Уразгали Сельтеев упомянул о контекстеконституционной реформы, который зарубежные эксперты поспешно связали сподготовкой к так называемому «транзиту власти». По мнению эксперта, необходимостьреформ связана не с какой-то внештатной ситуацией, а запросом общества и элит нареформы.«Я считаю, что не стоитискать здесь подводные камни. Все предельно ясно. Во-первых, это попыткаудовлетворить общественный запрос на политические изменения на краткосрочныйпериод. Во-вторых, это некий нивелирующий фактор, который должен снизитьостроту внутриэлитных противоречий. Очевидно, что они сильно обостряются ипротекают в гиперформах. То есть и элитам, и обществу дан сигнал, что обозначенвектор пошаговых изменений», - считает Сельтеев.ДиректорЭкспертно-проектного бюро общественно-политических процессов напомнил тезис главыгосударства о том, что «победившая на парламентских выборах партия будетрешающим образом влиять на формирование правительства» и подчеркнул, что в связис этим необходимо кардинальное, качественное внутриполитическое реформированиесамих партий.«В первую очередь речьидет о партии «НұрОтан» как мощной и центральной политической силе. Необходимо развитиемеханизмов внутрипартийной конкуренции, внедрение демократических процедур науровне избрания руководства филиалов, первичных партийных организаций», -отметил эксперт. РольНПО не должна сводиться к участию в флешмобахРоль гражданскогообщества и неправительственного сектора в процессах политической модернизации акцентировалв своем выступлении президент ОФ Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев.Президент ОФ EurasianExpert Council отметил, что для влияния на процесс политической модернизацииНПО может оперировать разнообразным инструментарием. Во-первых, использоватьдиалоговые и экспертные площадки для обсуждения различных идей и конкретныхшагов, способствующих политической модернизации. Разумеется, с дальнейшейадресацией выработанных рекомендаций депутатскому корпусом. Другим действенным инструментомвлияния гражданского сектора являются социальные сети, которые сами по себе практическиготовая платформа для разработки идей и их обсуждения. Наконец, НПО могутреализовывать различные исследования, опросы и проекты по заказу исполнительныхорганов.По итогам дискуссииэксперты констатировали, что политическое реформирование – это процесс, которыйохватывает множество политических и общественных институтов – парламент,политические партии, гражданский сектор. Без объединенных усилий всех акторовполитического процесса невозможно качественная и глубокая модернизация.Пресс-служба ЦАИ «Евразийский мониторинг»

Поделиться: