Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2017: время для реальных реформ.

21.02.2017

Автор:

Теги:

Выступление Сергея Рекеды на круглом столе "Политическая и экономическая модернизация в Казахстане: взгляд в будущее" - в посольстве Республики Казахстан в Российской Федерации.

22.02.2017.

Уважаемые коллеги!

Тематика политической реформы одинаково актуальна как для Казахстана, так и для других стран постсоветского пространства, включая Россию. Это не общая фраза, а констатация того, что за 25 лет независимости страны СНГ прошли во многом сходный процесс конструирования определенной модели государственного управления, с учетом национальной специфики и особенностей политической культуры, а сейчас (почти одновременно) подошли к новому рубежу в политической и экономической модернизации.Мы должны определиться - что дальше? Идти по проторенному пути? Или "сойти с накатанной лыжни" и двигаться в неизвестное? Выбор нелегкий, но необходимый.

Учитывая крайне сложную ситуацию во внутриполитической сфере наших государств, равно как и противоречивые расклады в международных отношениях, разнонаправленные глобальные тренды.

В чем особенности текущего момента? В сфере глобальной экономики идет переход от прежней модели "ресурсного" развития к новому этапу  технологического обновления – эпохе «третей модернизации».

Если говорить о реакции постсоветских элит на эти вызовы времени, то на уровне риторики они схожи - в центр поиска новых точек роста поставлено технологическое обновление экономики, в частности, развитие новых отраслей на базе цифровых технологий,  создание условий для массового роста предпринимательства.

Не случайно, что главную цель нового этапа реформ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сформулировал в максимально простой и понятной формуле - создание конкурентной страны, в которой было бы выгодно жить каждому казахстанцу.Об этом говорили и 10 лет назад, но в середине нулевых годов эта формула казалась статичной. А сейчас, чтобы достичь нового уровня качества в экономике уже невозможно отталкиваться только от ресурсной базы. Нужно искать новые стимулы для развития. Это не только техническая, но и психологическая проблема для постсоветских элит. Нет навыка, мотивации - искать сложные решения.

Это совершенно иная модель управления ресурсной базой.

Если в начале 90-х годов руководство Казахстана отталкивалось от простой и понятной модели (в начале экономика – затем политика), то на нынешнем этапе реформ - политическая и экономическая модернизация осуществляются параллельно. Более того, они тесно взаимосвязаны. Движение к высокому уровню технологического развития экономики РК должно способствовать улучшению качества жизни населения, системному росту среднего класса, здоровой экономической конкуренции, ликвидации монополизма.

В свою очередь, рост среднего класса неизбежно усилит запрос на модернизацию политической системы, развитие демократических институтов, переход от жесткого каркаса суперпрезидентской властной вертикали к более гибкой политической модели, с опорой на гражданские институты и эффективное распределение полномочий между ветвями власти.

Все эти позиции, так или иначе, мы видим в предложениях о проведении конституционной реформы, озвученных президентом Казахстана.

К настоящему времени руководство Казахстана сформировало механизмы управления, которые успешно выполнили свою функцию  в самые сложные периоды современной истории страны, позволили устоять в условиях масштабного экономического кризиса 2008-2009 гг. Во многом именно режим сильной президентской республики позволил принимать быстрые и адекватные решения в максимально сжатые сроки.

Однако меняется внешняя среда, меняются темпы перемен, появляются новые вызовы для управленческой системы. Как отмечают казахстанские эксперты, в каком-то отношении она становится не столь гибкой, эффективной, какие-то механизмы явно нуждаются в совершенствовании. Поэтому 10 лет назад был запущен первый этап политической реформы, но далеко не все намеченное удалось к настоящему моменту реализовать.

Например, выборы в Мажилис 2007 года привели к формированию однопартийного парламента. Но уже в 2008 году, выступая с высокой международной трибуны, Президент Казахстана отметил, что для развития парламентской демократии многопартийность выступает как важный и необходимый элемент. В последующем, проведенные в новых условиях выборы в нижнюю палату парламента зафиксировали, сохраняющееся до настоящего времени распределение баланса сил между ключевыми политическим партиями в стране. Кроме правящей партии Нур Отан избирательный барьер преодолели КНПК и партия представителей бизнеса – Ак Жол. А в настоящий момент неизбежно встанет вопрос о качестве партийной модели.

Кого представляют казахстанские партии? Харизматичных лидеров или определенные социальные группы? Что они отстаивают - голоса избиртателей на выборах или определенные ценности?

С точки зрения самой политической системы, уже в 2007 году были определены основные параметры реформирования системы: усиление полномочий парламента, перераспределение функций между президентом и премьер-министром в плане текущей работы, контроля над работой экономических министерств, усиление роли политических партий. За президентом остается выработка стратегии развития, реализация главных функций в сфере обороны и внешней политики. Оперативная реализация экономических стратегий развития в большей степени переходит к правительству. Меняется схема взаимодействия между регионами и центром в плане форм и инструментов контроля над работой акимов.

Почему процесс реализации политической реформы оказался столь растянутым во времени? Полагаю, что мировой экономический кризис одновременно выступил катализатором и тормозом для политических преобразований не только в Казахстане, но и в других странах постсоветского пространства. В этом заключении нет противоречия. С одной стороны, сохранение в руках президента максимальных полномочий позволило Казахстану, также как и России с минимальными издержками преодолеть трудности кризисного десятилетия.

Но, с другой стороны, обстоятельства кризиса, недостаточная гибкость в работе целого ряда государственных механизмов стимулировали дальнейшее углубление политических реформ, без которых было бы невозможно достичь соответствия международному уровню конкурентоспособности.

Как мы видим, практически все эти вопросы можно адресовать и российской политической системе. Именно поэтому наши ведущие эксперты внимательно наблюдают за процессами, происходящими в казахстанской политике. Опыт наших евразийских соседей крайне важен и для России.

Давайте обсуждать его уважительно, с пониманием "национальной специфики", но в тоже время не ограничиваясь общими фразами. Понимая, что предмет разговора одинаково важен и для Кремля и для Акорды.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение