«Третья модернизация» Назарбаева открывает перспективу экономики Казахстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Такого рода меры, как в Казахстане, проводились в ряде других стран в ситуации перед транзитом власти. Для того, чтобы смягчить ситуацию, связанную с передачей власти, чтобы не было катастрофической ситуации, так как это нужно готовить задолго. Правительство должно привыкнуть, что оно само что-то самостоятельно решает. Это очень важно, на что могут уйти годы.
«Третья модернизация» Назарбаева открывает перспективу экономики Казахстана
В ближайшее времяпланируется ряд визитов президента Владимира Путина в страны Центральной Азии. Отом, какие вопросы наиболее актуальны на данный момент для России в этомрегионе ИАЦ МГУ рассказал доктор политических наук, директор Аналитическогоцентра МГИМО Андрей Казанцев: -  Андрей Анатольевич, российский президентВладимир Путин в ближайшее время посетит с визитом сразу несколько странЦентральной Азии. На первом месте во время переговоров будет экономика илибезопасность, на Ваш взгляд? - И безопасность, и экономика. Потому что это настольковзаимосвязанные сюжеты, особенно в случае с Центральной Азией, что поделить ихневозможно. По сути, основной момент в экономическом развитии даже такихключевых стран, как Казахстан, связан с вопросами безопасности. Вот где-нибудьв Афганистане что-нибудь взорвут и потом испуганные немецкие инвесторы начинаютденьги выводить. Собственно, то же самое относится и к российским инвесторам.Они тоже очень чувствительные к разного рода рискам, и не только к рискам,связанным с терроризмом, но и к рискам геополитическим, связанным с отношениямимежду странами.  Очень часто, в ряде стран, типа Таджикистана иТуркменистана, терялись большие деньги. Например, в случае с потерей бизнесаМТС - фактически конфисковывалась собственность в Узбекистане, Туркменистане.Проблема международных инвесторов в Кыргызстане хорошо известна, не толькороссийских, китайских инвесторов, но и канадских, связанных с «Kumtor Gold». Экономикуи безопасность здесь вообще разделять нельзя.  Кроме того, нужно понимать, что если не брать Казахстан, тоэкономические отношения России со странами Центральной Азии определяются восновном политическими факторами, потому что Россия мало чего вывозит из этихстран, за исключением Казахстана. В отношениях с Казахстаном есть проблемыогромного профицита торгового баланса России, но в случае с другими странамиЦентральной Азии просто катастрофическая ситуация - Россия ничего оттуда невывозит, она только ввозит, при том зачастую ввозит в виде скрытых льгот.Предположим, что поставка ГСМ (горюче-смазочных материалов) в Кыргызстан илиТаджикистан оформлена как экспорт, но по сути дела это субсидирование этихэкономик, потому что это субсидированное ГСМ. Или другой пример. «Газпром»формально инвестировал в Кыргызстан деньги, а по сути это одна из форм помощи.То есть он купил «Кыргызгаз», значит, обеспечивает теперь его газом подостаточно низкой цене по сравнению с тем, как им раньше приходилось покупатьгаз у Узбекистана. В торговле с Узбекистаном постоянно тоже образуетсяпрофицит, и России потом приходится списывать долги. - В данном контекстетем не менее нельзя не сказать еще и про трудовые ресурсы этих стран? - Да, это тоже ситуация, которая показывает тесную связьмежду политикой и экономикой, потому что здесь уже всё связано просто с тем,получают ли трудовые мигранты из соответствующих стран определённые преференциив России или нет. В частности, хорошо известная ситуация, когда у Таджикистанаи Узбекистана был спад в трудовой миграции в России, в связи с российскимэкономическим кризисом, начиная с 2014 года, а также в связи с ужесточениемадминистративного законодательства совершенно независимо от экономическогокризиса. У Кыргызстана ситуация была совершенно другая: число кыргызских трудовыхмигрантов не уменьшалось в силу того, что Кыргызстан входит в ЕАЭС. Это былодин из важнейших факторов, обеспечивавшим нахождение Кыргызстана в ЕАЭС. - В случае сКыргызстаном интересен факт того, что за прошлый 2016 год Кыргызстан из всехстран ЕАЭС получил самый большой рост ВВП… - В том числе и фактор трудовой миграции в Россию внёссущественный вклад в это дело, потому что Кыргызстан занимает 2-е место в мирепо отношению к ВВП перечислений трудовых мигрантов. Эти суммы составляют болеетрети ВВП по ряду оценок. Это один из существенных факторов, особенно вусловиях падения транзитной торговли, потому что вхождение Кыргызстана в ЕАЭС,с одной стороны, стабилизировало ситуацию на рынке трудовой миграции и с перечислениямитрудовых мигрантов, а с другой – вызвало к жизни определённые проблемы,связанные с тем, что уменьшилась транзитная китайская торговля.  - Если продолжатьтему Кыргызстана, то это будет одна из стран, которые, как ожидается, долженпосетить российский президент. Какие вопросы безопасности были бы актуальнысейчас в рамках обсуждения, по Вашему мнению? - Очевидная проблема — это угроза международного терроризма.Это вербовка террористическими структурами боевиков в странах Центральной Азии,это всё непосредственно касается и России, потому что это вербовка трудовыхмигрантов, в том числе на территории России. Соответствующая ныне кыргызскаястатистика мне неизвестна, но в соседнем Таджикистане официальные данные, что85% мигрантов вербуются на территории России. Эксперты считают, что этот трендможно и на кыргызских мигрантах распространить. Соответственно, это общийинтерес. Также есть интерес к борьбе с пропагандой экстремистской деятельности. Например, в рамках ОДКБ Кыргызстан является членом этойорганизации. В рамках этого альянса проводится операция «Прокси», в рамкахкоторой идёт поиск и блокирование сайтов через которые осуществляется пропагандаэкстремизма и вербовка боевиков. Также Россия оказывает серьёзную помощьКыргызстану в вопросе перевооружения армии. Это осуществляют для того, чтобыкыргызская армия могла противостоять разного рода угрозам, в том числе состороны международных террористов. Все мы помним ситуацию 1999 года, Баткенскиесобытия… Ситуация может повториться, в связи с тем, что ситуация в северномАфганистане очень плохая. То есть очень широкий комплекс факторов.  Но и экономику не надо недооценивать. Потому что Россиипришлось отказаться от ряда гидропроектов Киргизии под влиянием кризиса. Естьопределённые разногласия, связанные с документами ЕАЭС, в частности, киргизскаясторона отказывалась некоторые документы подписывать в прошлом году. А такжеесть серьёзные вопросы, связанные с тем, куда будет дальше эволюционироватьвнутренняя политика Киргизии, потому что президент Атамбаев уходит. Будутпрезидентские выборы, где есть определенная обостренность ситуации в отношенияхмежду политическими партиями в Кыргызстане. При этом страна известна своейнестабильной политической ситуацией, которая уже привела к двум революциям,поэтому российскому лидеру будет интересно (в том числе в контексте проблембезопасности, геополитики и т.д. Кыргызстан занимает важное стратегическоеположение) просто посмотреть, что там происходит. - Какие основныевопросы переговоров будут в случае с Таджикистаном? - В случае с Таджикистаном, это прежде всего комплекспроблем, связанных с международным терроризмом, с угрозами из соседнего Афганистана,ситуация на таджикско-афганской границе, которая, безусловно, непростая. ВАфганистане, на севере идёт рост нестабильности, концентрация боевиков. В томчисле развёрнута сеть террористических лагерей, где много боевиков, в том числерусскоязычных выходцев из постсоветских стран, включая Россию.  В рамках ОДКБ Россия гарантирует безопасность Таджикистана,проводятся регулярные учения, есть специальные силы, которые предназначены дляпреодоления возможных последствий вторжения боевиков с территории Афганистана.Россия поддерживает как в двустороннем, так и в формате ОДКБ вооруженные силы идругие силовые структуры Таджикистана, оказывает помощь в их модернизации надостаточно крупные суммы. Сейчас идут поставки вооружения, идёт обучениетаджикских офицеров в России.  Безусловно, это и тема миграции, так как Таджикистанзанимает 1-е место в мире по соотношению перечислений трудовых мигрантов к ВВП.И здесь именно Таджикистан наиболее пострадавшая сторона от российскогокризиса, потому что упал курс рубля, перечисления шли в долларах, ониавтоматически уменьшились более чем в 2 раза за последние 2-3 года. Это,конечно, и уменьшение количества трудовых мигрантов в отличии от Кыргызстана.Таджикистан заинтересован в получении его гражданами каких-то преференций. Речьзачастую идёт даже не о законах, а о вещах, определяемых законами, принимаемыхв России, о каких-то вещах регулируемых на уровне ведомств, отдельныхкорпораций. Например, откуда летать самолетом из Москвы в Таджикистан, даже поэтому поводу был конфликт. Все эти вопросы требуют обсуждения.  - Для всех ли странрегиона характерна такая тесная связь между безопасностью и экономикой? - Пожалуй, за исключением Казахстана - крупнейшей экономикив регионе, которая закрывает больше двух третей регионального ВВП.  В отношениях с Казахстаном есть отдельная динамика, чистоэкономическая, которая к политике не сводится, более того именно она являетсяопределяющей в отношениях России и Казахстана, такие вещи, как приграничнаяторговля, взаимные инвестиции, кооперационные связи предприятий и т.д. Большоеколичество граждан Казахстана находится на территории России, россияне работаютв Казахстане. Там не такая ситуация с трудовой миграцией, как с другимистранами Центральной Азии, потому что и россияне, в свою очередь, едут работатьв Казахстан, зачастую на высокооплачиваемых должностях. И много казаховработают в России не в сфере низкооплачиваемой деятельности, где много гражданТаджикистана, а в сферах, где требуется высокая квалификация. Учебная миграциямежду странами очень большая. Здесь есть большой комплекс чисто экономическихвопросов. - Говоря о Казахстане,не могу не спросить про программу политических и экономических реформ, которуюпрезидент Назарбаев озвучил недавно… - Речь идёт прежде всего о том, что президент немногодистанцируется от определения экономической политики, больше полномочий будетпередано правительству Казахстана во взаимодействиях с парламентом. Этологично, с учётом того, что экономическая ситуация достаточно сложная, нужнопринимать оперативные решения, и в конечном счёте за это несёт ответственностьправительство. В случае с Россией, у нас вообще сложился неформальный порядок,когда премьер-министр за экономику отвечает, а президент определяет ситуацию,связанную с внешней политикой, военной политикой.  Такого рода меры, как в Казахстане, проводились в рядедругих стран в ситуации перед транзитом власти. Для того, чтобы смягчитьситуацию, связанную с передачей власти, чтобы не было катастрофическойситуации, так как это нужно готовить задолго. Правительство должно привыкнуть,что оно само что-то самостоятельно решает. Это очень важно, на что могут уйтигоды. - А сама программа «третьеймодернизации»? Это очень важная, позитивная программа. Другое дело, чтонадо понимать, какие сейчас есть серьёзные экономические проблемы в Казахстане.И я бы сказал, что это такое достоинство Назарбаева, что он умеет в сложныхситуациях формулировать такие интересные, перспективные, долгосрочныепрограммы, которые позволяют мобилизовать административные структуры и датькакие-то перспективы бизнесу и населению для того, чтобы выйти из кризиса.  К слову сказать, это очень логично: эта та система, которуюКейнс впервые предложил, сказав (когда были ситуации, типа «великой депрессии» 1930-хгодов), что всё связано с тем, что у всех упало настроение. Людям надо датьнадежду, надо сформировать перспективу, а это задача государства в периодэкономического кризиса. Это казахстанская сторона и делает. Это соответствуетрецептам кейнсианской экономики. С его точки зрения, государство должно большетратить для того, чтобы дать перспективу, видение. И это видение, оно есть, ноэто не автоматически реализуемая видение. Конечно, мы должны быть реалистами ипонимать, что сырьевой сектор экономики в Казахстане играет ключевую роль и ещёдолго будет играть ключевую роль, но надо видеть будущее. Без этого виденияничего не будет.

Поделиться: