Политическая реформа Казахстана: окончательный итог или промежуточный этап?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Так, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев отметил желание авторов реформы смягчить сложившуюся «суперпрезидентскую» систему власти в Казахстане. «Предложенный для обсуждения документ новой Конституционной реформы предлагает полумеры, не предусматривая системных изменений. Так, президент утрачивает лишь второстепенные, так называемые «спящие» права, которыми он и так не пользовался, такие как издание указов, имеющих силу закона. Парламент, в свою очередь, получит лишь незначительное усиление, например, обязательство премьер-министра консультироваться с ним по поводу назначения министров».
Политическая реформа Казахстана: окончательный итог или промежуточный этап?
Политическаяреформа Казахстана: окончательный итог или промежуточный этап?Казахстанскиеи российские эксперты, которые приняли участие в круглом столе, посвященномреформированию политической системы республики считают, что этот процесс ещедалек от завершения.Так,директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев отметил желание авторов реформы смягчитьсложившуюся «суперпрезидентскую» систему власти в Казахстане. «Предложенный дляобсуждения документ новой Конституционной реформы предлагает полумеры, непредусматривая системных изменений. Так, президент утрачивает лишьвторостепенные, так называемые «спящие» права, которыми он и так непользовался, такие как издание указов, имеющих силу закона. Парламент, в своюочередь, получит лишь незначительное усиление, например, обязательствопремьер-министра консультироваться с ним по поводу назначения министров».Пословам политолога, разработка таких документов требует глубокой проработки иизучения опыта других государств. Кроме того, реформирование должно затронутьне только высшие органы государственной власти, но всю политическую систему,включая гражданское общество. «Мало перераспределить полномочия между ветвямивласти. Нужно иметь инструменты управления на низовом уровне, например, реальнодействующие НПО, также должна быть усилена роль маслихатов (представительныеорганы. – ред.), которые сегодня являются придатком акиматов (местные исполнительныеорганы власти. – ред.)», - подытожил свое выступление Андрей Чеботарев.Опричинах проведения реформы высказался ШарипжанНадыров, доктор наук, профессор кафедры географии КазНУ. Поставленнаяпрезидентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым задача вхожденияреспублики в 30-ку наиболее развитых стран мира, означает шестипроцентный ростэкономики ежегодно и не может быть решена без реформирования политическойсистемы. «Решение задачи выстраивания политической структуры, которая обеспечитрост экономики лежит в области политической науки, хотя ключевым факторомостается готовность элит страны к отказу от быстрых прибылей за счет добычиполезных ископаемых и переходу на новый качественный уровень нашей экономики»Сосвоими коллегами полностью согласился известный алматинский политолог Антон Морозов, который обратил вниманиеучастников круглого стола на тот факт, что из более чем двадцати статей Конституции,которые подвергнутся изменению, наибольший общественный интерес вызвала 26статья, посвященная частной собственности. «Причина интереса понятна, посколькув статье закрепляются экономические интересы элит и создаются гарантии привозможном транзите власти. Можно предположить, что ради этого реформа ипроводится».Кандидатполитических наук Кайырлы Оспановподчеркнул эволюционный характер реформ: «За 25 лет независимости нашареспублика прошла несколько этапов демократизации общественно-политическойсистемы. Если после развала Советского Союза, в 1991 году мы учились выбиратьпрезидента, в 1995 году – парламент, то сегодня встает вопрос о выборностиакимов районов. Политическая система Казахстана развивается эволюционным путем,и, если нам удастся продолжить задуманное, то скоро мы станем выбирать и правительство»,-  полагает ученый.Всеучастники круглого стола сошлись во мнении о том, что Конституционная реформа вКазахстане требует более детальной проработки. Кроме того, определяющимфактором успеха намеченных реформ является политическое воспитание самогонаселения, изменение политического климата в стране и создание механизмов ответственностиорганов власти.Круглыйстол "Политическая реформа в Казахстане: изменениебаланса между ветвями власти" был организованНекоммерческим партнерством «Урал-Евразия» при поддержке кафедры географии,землеустройства и кадастра Казахского Национального Университета им.Аль-Фараби.НКП«Урал-Евразия» выражает особую благодарность за помощь в организациимеждународного круглого стола доктору географических наук, заведующей кафедрой географии,землеустройства и кадастра КазНУ Нюсуповой Гульнаре Нурмухамедовне.Пресс-служба НКП «Урал-Евразия» изАлматы, Казахстан

Поделиться: