Казахстан-2017: конституционная реформа под пристальным вниманием общества

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В предложенных поправках к Конституции содержится еще одно принципиальное нововведение, о котором не упоминалось в обращении президента. Речь идет о том, что право частной собственности на любое законно приобретенное имущество предлагается распространить на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан.Очевидно, что под «каждым» понимаются не только граждане Казахстана, но и иностранные граждане и лица без гражданства.
Казахстан-2017: конституционная реформа под пристальным вниманием общества
В эти дниказахстанцы обсуждают проект поправок в Конституцию страны, инициированныйпрезидентом Нурсултаном Назарбаевым.Основнойпосыл документа, анонcируемого властями, – это перераспределения полномочиймежду ветвями власти. Однако достаточно беглого взгляда на проект поправокчтобы убедиться, что ключевым пунктом реформ является все-таки неперераспределение полномочий.Темвременем, пока в государственных СМИ контент пополняется комментариями овысокой значимости и востребованности предлагаемых реформ, в социальных сетяхрастет количество негодующих - почему вдруг в проекте снова поднимается вопросо собственности? Разве не ясно народ продемонстрировал свою позицию еще весной2016 года?Не успелообщество осмыслить вопросы Конституционной реформы, как его накрыло новойволной информации. 30 января внимание общественности было приковано к заявлениюлидера нации, посвященному ежегодному Посланию, а после и к самому документу.Затем в центре информационной повестки оказались итоги расширенного заседанияправительства с участием президента, и, наконец, громкие кадровые перестановки.Тем неменее, плотность информационных потоков, содержащих даже столь важный документ,как послание, не сумели отвлечь общество от вопросов конституционной реформы. Поправки с прицелом на будущееАнализмнений, которые высказываются в СМИ по поводу нововведений, показывает, что вцелом казахстанцы одобрительно относятся к поправкам, касающимсяперераспределения власти. Ведь наделение парламента большими полномочиями иповышение ответственности правительства перед ним, безусловно, реальный шагвперед.Однакокардинальных изменений реформа в предложенном виде не принесет. Но и«косметическими» эти нововведения назвать также нельзя.Пустьпредложенные меры не меняют принципиально характер политической системы, однакорезультаты их внедрения все же могут оказаться осязаемыми. Уже спустя нескольколет эксперты смогут оценить первые результаты, особенно в части эффективностиреализации госпрограмм.Посколькуосновными разработчиками социально-экономических программ будут их реальныеисполнители, госорганы будут нести бремя ответственности за документы, которыеони разрабатывают и реализовывают.Главагосударства будет отстранён от этого, не побоюсь этого слова, проблемногонаправления государственной политики. В то же время предусмотрена мера посогласованию с президентом программ и обеспечения их исполнения, чтогарантирует сохранение за главой государства права контролировать работуправительства.Передачаряда функций от президента к парламенту является большим шагом в сторонуусиления законодательной ветви власти. Однако, полагаю, что при действующих политическихакторах перераспределение полномочий между ветвями власти будет в большейстепени декларируемым, нежели реальным. Действие этих поправок следуетрассматривать в перспективе.Проектомтакже предусматривается отказ от норм, которые давали возможность президентупринимать указы, имеющие силу закона (данная привилегия кардинальнодиссонировала с общепринятыми представлениями о разделении ветвей власти), атакже позволяли парламенту делегировать президенту законодательные полномочия.Однакоотмена этих норм с лихвой компенсируется положением о том, что президента имеетправо обратиться в Конституционный Совет для проверки соответствия законанормам Конституции не только до их подписания, но и после введения в действие.Напомним,что только в период с 1995 по 1996 годы президент подписал свыше 130 указов,имевших силу закона. По сути, они сформировали правовую базу нового государстваи способствовали запуску рыночных реформ и процесса социальной модернизации вКазахстане. Однако сейчас, когда мы имеем зрелый институт парламентаризма, нетнеобходимости оставлять это право за президентом.Хотелосьбы также обратить внимание на предлагаемый пункт 3 статьи 91, который гласит:“Изменения и дополнения в Конституцию Республики выносятся на республиканскийреферендум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключенияКонституционного Совета об их соответствии требованиям, установленным пунктом 2настоящей статьи”.Конечно,поправки в Конституцию могут быть приняты и без непосредственного волеизъявленияграждан. С каком-то смысле, это менее затратно и позволит оперативно приступитьк реализации предложенных мер. Однако в случае отказа от референдума содержаниеполитической реформы не будет отражать мнения граждан страны в полной мере, и вбудущем ее легитимность может быть поставлена под сомнение. Поправка преткновенияВпредложенных поправках к Конституции содержится еще одно принципиальноенововведение, о котором не упоминалось в обращении президента. Речь идет о том,что право частной собственности на любое законно приобретенное имуществопредлагается распространить на каждого человека, находящегося на территорииРеспублики Казахстан.Очевидно,что под «каждым» понимаются не только граждане Казахстана, но и иностранныеграждане и лица без гражданства.Безусловно,что эта мера ориентирована, прежде всего, на повышение инвестиционнойпривлекательности страны. Однако данное нововведение обретает особый смысл вконтексте земельных митингов весны 2016 года.Желая тогоили нет, но власти снова задели народ за живое. Поскольку именно эта поправкавызывает наибольшее беспокойство среди населения.Какизвестно, нормы Конституции имеют приоритет перед другими нормативно-правовымиактами. И даже если сейчас действует мораторий на ряд норм Земельного кодекса,вызвавших общественный резонанс в 2016 году, то изменение Конституцииавтоматически повлечет за собой отмену моратория.Очевидно,что необходима информационно-разъяснительная работа со стороны власти по поводупредлагаемых изменений. В противном случае трактовкой могут занятьсядеструктивные политические силы.Еслигосударство настаивает на принятии данной поправки, значит, ее реализация принесетв позитивный эффект. Следовательно, представителям власти необходимопредставить обществу рациональные и исчерпывающие доводы в пользу предлагаемогоизменения.Главныйвывод, который можно сделать из изучения проекта конституционной реформы – этото, что президент по-прежнему остается сильным игроком на политической арене иверховным арбитром над ветвями власти. Что может быть оценено только позитивно,ведь за 25 лет «модель Назарбаева» подтвердила свою эффективность идееспособность.Напомню,что это не первый случай в истории страны, когда вопросы конституционных реформвыносятся на всеобщее обсуждение. К примеру, в обсуждении проекта Конституции1995 года принимали участие более 3 миллионов граждан. Было зарегистрированооколо 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100поправок и дополнений.Думается,что сегодня, в связи с ростом политизированности казахстанского общества иразвитием технологий коммуникаций, предложений и замечаний будет еще больше.Жулдызай Искакова, политолог

Поделиться: