Возобновление авиасообщения Душанбе-Ташкент: шаг навстречу после четверти века отчуждения

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Спустя четверть века в истории таджикско-узбекских взаимоотношений намечается поистине историческое событие, которое не может не радовать граждан обеих республик – возобновляется авиасообщение по маршруту Душанбе-Ташкент, прерванное еще в далеком 1992 году.Авиабилеты уже появились в продаже в авиакассах таджикского перевозчика Somon air. Первый перелет планируется осуществить 20 февраля, время в пути до столицы Узбекистана составит 45 минут.
Возобновление авиасообщения Душанбе-Ташкент: шаг навстречу после четверти века отчуждения
Возобновлениеавиасообщения Душанбе-Ташкент: шаг навстречу после четверти века отчужденияСпустячетверть века в истории таджикско-узбекских взаимоотношений намечается поистинеисторическое событие, которое не может не радовать граждан обеих республик – возобновляетсяавиасообщение по маршруту Душанбе-Ташкент, прерванное еще в далеком 1992 году.Авиабилеты уже появились в продаже вавиакассах таджикского перевозчика Somon air. Первый перелет планируетсяосуществить 20 февраля, время в пути до столицы Узбекистана составит 45 минут.Новость о возможном возобновлении авиасообщенияпоявилась в медиапространстве двух стран еще в 2016 году и была воспринятаположительно как экспертами, так и простыми гражданами. Ведь до сих пор границусопредельного государства таджикистанцы пересекали наземным транспортом,испытывая разного рода неудобства: начиная с получения визы и заканчиваятомительным многочасовым ожиданием на пограничном контроле.Многие семьи, имеющие родственников пообеим сторонам границы, не видели друг друга годами, предпочитая встречаться натерритории других государств. Послевкусие от перехода узбекской госграницыосвещалось и в таджикских СМИ – людей возмущало некорректное поведениеузбекских пограничников в отношении таджикских граждан.На этом фоне, следуя политикедобрососедства, шаг к улучшению отношений с соседней республикой сделалпрезидент Таджикистана Эмомали Рахмон,лично приехавший на похороны узбекского лидера Ислама Каримова.Итоги визита не заставили себя ждать –уже 29 сентября 2016 года в Душанбе по личному поручению премьер-министраУзбекистана, на тот момент и.о. президента республики, Шавката Мирзиеева с незапланированным рабочим визитом прибылминистр иностранных дел АбдулазизКамилов, который встретился с Эмомали Рахмоном. А в начале октября 2016года Таджикистан впервые за долгие годы принимал на своей территории узбекскуюделегацию. Стороны обсудили возможное сотрудничество в сферах энергетики,водопользования, железнодорожного и автомобильного транспорта. Второй такойнеформальный диалог состоялся в конце октября, когда узбекские предпринимателипосетили Согдийскую область республики.Экспертное сообщество Таджикистананачавшуюся разморозку многолетнего конфликта приветствует, но относится сосвойственным ему скептицизмом: мало кому верится, что за сравнительно короткийсрок таджикско-узбекские отношения выйдут на качественно новый уровень.«Одной из болевых точек втаджикско-узбекских отношениях стала энергетическая проблема, - напоминаеттаджикский политолог Рашид Гани Абдулло.– Практически сразу же после распада СССР и обретения независимости Таджикистанстал испытывать дефицит энергоресурсов. Он усугублялся дефицитом финансовыхресурсов и возможностей по закупке и устойчивой доставке необходимых республикеэнергоресурсов извне. В первой половине 2000-х годов ситуация с нехваткойэлектроэнергии в стране обострилась настолько, что у неё не осталось иноговыбора, кроме как самым серьёзным образом заняться вопросом созданиявозможностей по утилизации своих немалых гидроэнергоресурсов».Эксперт также обращает внимание и на транспортнуюблокаду со стороны Узбекистана, начавшуюся в ноябре 2009 г. с задержек подразличными предлогами железнодорожных составов с грузами, предназначенными дляТаджикистана. В общей сложности с февраля по июнь 2010 г. было задержанопорядка 2000 вагонов. Объем транзитных перевозок таджикской железной дороги запервое полугодие 2010 г. снизился на 40%. Нехватка топлива поставила на граньсрыва посевную кампанию, которая в аграрной стране имеет огромное значение дляпродовольственной безопасности. Основной причиной сложившейся ситуации, помнению официального Душанбе, стала активизация работ по строительству РогунскойГЭС.В таких непростых условиях правительствореспублики стало искать альтернативные пути вывода страны из энергетического(после выхода в 2009 г. Узбекистана из объединенной энергосистемы ЦА) итранспортного тупиков. Строительство ЛЭП 500 кВ «Юг-Север» явилось весьмаэффективным для обретения энергетической независимости, а важным транспортнымвыходом во внешний мир для страны стала автомобильная дорога на Китай и дальшепо Каракорумскому шоссе в Пакистан и к портам этой страны.«Мосты, построенные через Пяндж, -говорит политолог Рашид Гани Абдулло, - открыли транспортные возможности наюжном направлении. На северном направлении основным стал автотранспортныйкоридор через Кыргызстан с выходом на Казахстан и Россию. Осуществляющиеся внастоящее время проекты строительства железных дорог в Афганистане открываютвозможность для Таджикистана выйти через них на железные дороги Туркменистана иИрана и далее на другие направления. Таким образом, альтернативажелезнодорожному выходу через Узбекистан за пределы региона в большой внешниймир становится всё более реальной».Параллельно с транспортно-энергетическойблокадой Узбекистан прекратил экспорт природного газа – в 2009 г. голубоетопливо погасло в домах жителей республики, а в 2013 г. его лишилисьпромышленные объекты страны.Еще одной головной болью длянезависимого Таджикистана стала заминированная в одностороннем порядкегосграница – в 1999 г. по решению узбекских властей «для защиты отпроникновения террористических групп» (согласно официальной версии) на всейпротяженности пограничной черты между двумя государствами были заложены противопехотныемины. Ситуация усугубляется тем, что таджикская сторона не имеет точных данныхоб их расположении. Несмотря на то, что Узбекистан не подписывал конвенцию озапрете применения противопехотных мин, минировать госграницу до ее делимитациии демаркации республика права не имела. Безрассудный поступок узбекских властейповлек за собой сотни жертв среди мирного населения приграничных районов.На этом фоне, казалось, что средиогромного количества накопленных проблем и взаимных претензий двух государствприйти к взаимопониманию просто невозможно. Однако 11 сентября 2014 года врамках саммита ШОС ныне покойный президент Узбекистана Ислам Каримов прилетел вДушанбе, где и состоялась его встреча с Эмомали Рахмоном. Атмосфера встречибыла позитивной, что дало надежду на потепление таджикско-узбекских отношений.Именно тогда впервые прозвучало предложение о возможном возобновленииавиасообщения и упрощении процедуры выдачи виз.Между тем, несмотря наполитико-экономические противостояния на высшем уровне, простым гражданам двухгосударств удалось сохранить дружеские связи. По большому счету их всегдаволновали совершенно другие аспекты взаимоотношений: возможность встретиться,приехать в гости, посетить достопримечательности, поесть плов – любимое блюдо вобоих государствах, отметить совместные торжества, оказать поддержку. Многихлюдей когда-то объединяла учеба в вузах, служба в армии, общее советскоепрошлое. Именно поэтому отношения между гражданами двух государств никогда непрерывались – использовался любой шанс посетить сопредельное государство, неговоря уже о тех возможностях, которые дает технический прогресс.Именно простые граждане первымизаметили, что пересечение таджикско-узбекской границы в последние несколькомесяцев заметно упростилось. Конечно, виза все также необходима, но вотпроходить все пограничные процедуры стало легче, чем раньше.31 января 2017 года состоялась еще однавстреча таджикской и узбекской стороны. Председатель Торгово-промышленнойпалаты Таджикистана Шариф Саид и Председатель Правления АО «НВК «Узэкспоцентр»Иброхим Эргашев, совместно со специалистами «Узэкспоцентра», начальникомтерриториального управления ТПП Республики Узбекистан по Ташкентской областиФайзулло Мамоновым и консулом Посольства Республики Узбекистан в Душанбе ШерзодомРахматуллаевым обсудили оргвопросы проведения в Душанбе в конце марта Первойвыставки-ярмарки продукции промышленных предприятий Республики Узбекистан –2017.«Встреча является логическимпродолжением достигнутых договоренностей по итогам IV заседанияМежправительственной Комиссии между Республикой Таджикистан и РеспубликойУзбекистан» - отметил председатель ТПП Таджикистана, подчеркнув, что выставки ифорумы являются самым эффективным инструментом продвижения экономической,инвестиционной и инновационной политики.В рамках выставки Шариф Саид такжепредложил организовать бизнес-форум деловых кругов двух стран с целью изученияспроса и знакомства с продукцией соседней страны и изучения таджикского рынка.Президент Таджикистана Эмомали Рахмонположительно оценил развитие и углубление межгосударственных связей.«Таджикистан положительно оценивает инициативу узбекской стороны овосстановлении авиасообщения между двумя странами. Таджикистан поддерживаетдальнейшее улучшение отношений в вопросах восстановления участков железнойдороги, снижения тарифов на железнодорожные грузоперевозки, повторногоналаживания импорта и экспорта электроэнергии, расширения сотрудничества всельскохозяйственной сфере, отмены и упрощения визовой системы и решенияпограничных вопросов», - заявил глава государства.По сообщению авиаперевозчика Somon air, 10 февраля ожидается пробныйтехнический рейс с участием делегации авиакомпании, которая намерена провестипереговоры с представителями авиакомпании «Узбекистан хаво йуллари». Таджикскаясторона собирается решить визовые вопросы (возможность ее получение по прилетув аэропорту Ташкента), а также надеется получить скидку на аэропортовоеобслуживание, чтобы рассмотреть снижение тарифов на перелет. Пока же 45 минутдо столицы Узбекистана обойдется таджикским гражданам в одну сторону от 1164сомони (147$ по курсу Национального банка Таджикистана).Марина Рожкина(Душанбе)

Поделиться: