Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Послание президента Казахстана: апгрейд экономики в условиях тюнинга политической системы

06.02.2017

Автор:

Теги:


Интервью с политологом, директором Экспертно-проектного Бюро общественно-политических процессов Уразгали Сельтеевым:

- Послание президента Казахстана всегда является одним из центральных событий года, которое задает тон всем ключевым процессам. Каковы основные месседжи нынешнего документа?

- Безусловно, объявленная Третья модернизация как нарицательный апгрейд Плана нации «100 конкретных шагов» вкупе с другими стратегическими концептами должна придать импульс усилению качества в работе государственного аппарата, устранению упущений и пробелов. 

В целом, сохранена традиционная последовательность в продолжение ранее обозначенных реформ. Охвачены основные сектора социально-экономического блока. То есть, в основном, все довольно сдержанно и прагматично: без особых инновационных мер, но при этом усиление на текущих проектах.

Во-первых, послание пронизано призывом навести порядок во всех сферах и отраслях.

Во-вторых, осовременить и адаптировать исходя из внутренних и внешних вызовов.

В-третьих, лейтмотив негодования связан с затянувшейся нерешенностью долговременных проблем, которые перетекают из года в год. Видимо, поэтому и просматриваются дубляжи из предыдущих посланий. То ли рецепты экспериментальные, то ли повара безответственные. А в условиях кризиса портить продукты – это непозволительная роскошь. Этим и объясняется задача кардинально повысить эффективность бюджетных расходов.

Что касается поручений, то из длинного списка заслуживают внимание наиболее практичные и приземленные меры. Это дерегулирование бизнеса, полный перевод оказания госуслуг в электронный формат, внедрение цифровой медицины, развитие онлайн-торговли, создание единой онлайн-платформы по всем вакансиям, разработка системы кибербезопасности и т.д.

- Многие задаются вопросом, почему впервые в истории ежегодный программный документ презентован в письменном виде.

- Можно предположить, что текст оказался вне стиля публичных выступлений президента. Очевидно, что это не тот язык изложения, для которого всегда характерны лаконичность, четкость акцентов и формулировок, доступность и направленность ключевых посылов и тезисов.

Общеизвестно, что подготовка ежегодного послания главы государства – это процесс, включающий глубокий анализ основных вопросов развития страны с четким определением перспектив и дальнейших мер. Над ним трудятся ключевые субъекты центрального государственного аппарата. Проект проходит стадии внутренних обсуждений. Отбираются наилучшие оптимальные рекомендации, в том числе от экспертно-аналитических структур, для перевода их в программный режим и порученческую оболочку.

Судя по экспертным оценкам и откликам, нынешнее послание недостаточно проработано структурно и содержательно.

Текст больше похож на сшитое одеяло из множества лоскутков, причем с использованием старых материй.

На этом фоне странно выглядят попытки некоторых экспертов «приклеить» к этому посланию руку нового старого идеолога. Весьма сомнительно и поспешно. Ведь Марат Тажин известен своим мощным аналитическим бэкграундом, как системно мыслящий интеллектуал, выдающий исключительно выверенные и завершенные проекты.

А в данном же случае наблюдается сплошная эклектичная компиляция без лаконичной обработки и спичрайтерского креатива.

Создается впечатление, что это сбор неких перспектив и планов развития министерств и ведомств. На этом основании можно предположить, что проект послания целиком вышел из недр правительства. Учитывая, что многие поручения уже давались в ранних программах, и находятся в процессе реализации, то это тоже, видимо, некая хитрость Кабмина для облегчения отчетности о выполнении в будущем.

- Какую ценность и более принципиальное значение приобретает это послание?

- В условиях перераспределения полномочий, коррекции государственной системы, объявленной политической и экономической модернизации наряду с кризисными явлениями и внешними факторами этот программный документ будет иметь экзаменационный характер.

Одна из системных проблем развития – это часто дисбаланс между заявленными целями, объявленными программами и мониторингом, контролем их исполнения. Другими словами, часто госпрограммы остаются без должного анализа, что сделано, а что нет, и почему. Поэтому необходима домашняя работа над ошибками на едином системном уровне.

Вот буквально через год на основе этого послания, поставленных в нем поручений главой государства, по сути, можно будет протестировать дееспособность правительства и парламента в рамках их новых полномочий и уровней ответственности.

Посмотреть, увеличится ли качество работы государственных органов на фоне повышенной ответственности, воспользуются ли своими рычагами депутаты, сработает ли на практике система сдержек и противовесов.

Результативность послания во многом зависит от того, сможет ли Кабмин трансформировать поручения в четкие пошаговые алгоритмы и усовершенствовать «исполнительское мастерство».

В этих условиях у депутатского корпуса есть возможность под карандаш взять на контроль каждое поручение, данное президентом, и что называется, «спрашивать» с правительства.

Таким образом, именно в русле исполнения этого послания можно будет увидеть, как и насколько эффективно будут работать ветви власти в тюнинговом варианте.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение