Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Александр Ревский: Казахстан-2017: Реформы заявлены. Что дальше?

31.01.2017

Автор:

Теги:

Александр Ревский: Казахстан-2017:Реформы заявлены. Что дальше?  

 

Январь 2017 года стал судьбоносным месяцемдля Казахстана. В сжатые по историческим меркам сроки были заявлены важнейшие преобразования вполитической и экономической сферах.

Многие аспекты реформ получили подробноеосвещение в казахстанских и российских СМИ. Однако остается открытым вопрос: что дальше? В какие сроки, через какие механизмы будет реализована намеченная программадействий Акорды?

Наиболее актуальной темой для обсуждения являютсяразличные аспекты политической модернизации в рамках программы НурсултанаНазарбаева. Будет ли проведен референдум по изменениям в системе органовгосударственной власти? Есть ли смысл в  очередных досрочныхпарламентских выборах, с учетом меняющейся роли парламента РК. Будут ли внесены изменения в существующее выборное законодательство или нынешняя системы выборов будет сохранена?

На данный момент однозначного ответа наэти вопросы не существует. Кажется, что самым логичным решением может статьпроведение всенародного референдума, закрепляющего поправки в Конституцию РК и,соответственно, избрание нового депутатского корпуса, который получит расширенные полномочия – намного превышающие компетенцию прежнего состава Парламента.

Но в тоже время текущая экономическая ситуация не располагает к принятию линейных решений. Что такоеновый парламент? Из каких партий, политических сил он будет состоять? В чем будет заключаться его более высокий профессиональный уровень? Дом невозможно построить без фундамента, а именно партийная система РК до настоящего времени оставалась наиболее слабым звеном всей политической модели страны.

Если у мажилисменов будут реальные полномочия, то из стандартной в постсоветских системах машины для голосования,будет сформирована совершенно иная модель отношений между законодательной иисполнительной властью. Смогут ли этими возможностями правильно распорядиться?

Имея на горизонте перспективу политического транзита –можно ли чисто технически за несколько месяцев сформировать новое качествоМажилиса? Не важно – в рамках пропорциональной или же смешанной системывыборов. Безусловно, элемент риска достаточно велик - текущее состояние политических партий не располагает к оптимистическому сценарию. А значит, поспешность вреализации этого проекта едва ли допустима.

Нужен ли референдум? Возможно. Ноопять-таки легитимация принимаемых решений в настоящий момент - это высокий уровень довериянаселения к инициативам  Елбасы. Им можно придать дополнительнуюаргументацию через всенародное обсуждение и голосование, но жесткойнеобходимости в таком формате технологического решения проблемы не существует.

Что же касается экономических реформ, то,вероятнее всего, они так же будут реализованы через стандартные для Казахстанапроцедуры – программы развития. У казахстанского руководства есть поле для "содержательного" маневра, но вопрос времени для реализации намеченных преобразований может оказаться приоритетным по отношению к технологиям. Это заметно и по реакции местных экспертов - разброс мнений в оценках ожидаемых сроков реформы налицо - от 2017 до 2020 года.

Впрочем, если Нурсултан Назарбаев полностью определился в своих персональных приоритетах, то все остальные вопросы, строго говоря, вторичны. В этом и состоит главная специфика наших политических систем - при всех глобальных планах и задачах - кадры будут решать все.

В независимости от того, какой страной по форме государственного устройства станет Казахстан. Так что - следим за новыми перестановками в высших эшелонах власти. 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение