Кыргызы. Где историческая родина? - Э.Битикчи

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Существует много интерпретаций значения слова "кыргыз". Одно из древнейших интерпретаций названия "кыргыз" датируется IX веком и зафиксировано в переписке лидеров Кыргызского каганата и Танской империи (844 год)."Слово "цзян" в названии "Цзянгунь" означает "неисчезаемый, неистребимый", а "гунь" - "род, потомство". Значит, это название говорит о неистребимости рода. Разве можно придумать более лучшее название?!" [1]
Кыргызы. Где историческая родина? - Э.Битикчи
Существует много интерпретаций значения слова "кыргыз". Одно из древнейших интерпретаций названия "кыргыз" датируется IX веком и зафиксировано в переписке лидеров Кыргызского каганата и Танской империи (844 год)."Слово "цзян" в названии "Цзянгунь" означает "неисчезаемый, неистребимый", а "гунь" - "род, потомство". Значит, это название говорит о неистребимости рода. Разве можно придумать более лучшее название?!" [1]Можно ли брать за основу такую интерпретацию или нет, решает каждый сам, точно так же, как и стоит ли верить другим легендам о происхождении кыргызов и их этнонима. Есть легенды, которые раздражают самих некоторых кыргызов, в которых говорится о происхождении народа от сорока девушек ("кырк кыз") и пены ("кебук") или сорока девушек и красной собаки ("кепек").Но в этих легендах можно найти не оскорбление национальной гордыни, а возможное имя общего первопредка "Ак Кебук", легенды о котором есть и у хакасов и алтайцев (Кебек). При этом в хакасской сказке видно, что Ак Кебук играет роль первопредка, который осваивает территорию, давая имена рекам Абакану и Енисею – а это признак древности легенды.Хакасская сказка об Ак Кебеке записанная С.Д.МайнагашевымЗдесь возникает вопрос, где находится прародина кыргызов? Многие считают, что это территория Южной Сибири, где проживали енисейские кыргызы. Эта версия на самом деле подчинена так называемой примордиалистской теории происхождения народов/наций [2]. По этой версии получается, что весь народ пришел с Енисея, а племена, которые здесь жили ушли, например, в Индию и образовали там государство Великих Моголов, уйдя вслед за Бабуром.Вплоть до XVI века территория Кыргызстана называлась "Могулистаном"Конечно же, генетические исследования кыргызов показывают, что 55,3% принадлежат к гаплогруппе R1а, к которой также принадлежали и енисейские кыргызы. Лексический анализ современных языков также подтверждает близость тениртооских и енисейских кыргызов.Таблица сохранившихся слов из древнекыргызских енисейских памятников [3]При этом все же остается другая часть народа, принадлежащая к другим генетическим группам. К тому же в эпосе приводятся слова Манаса: "Кулалы багып куш кылдым // Курама жыйып журт кылдым" - "(Я сделал невозможное) Вскормив коршунов, сделал из них ловчих птиц // Собрав различных, сделал из них [единый] народ". Санжыра – если ее знать, а многие ее не знают – содержит массу случаев "усыновления" "родоначальников" родов и племен. Это говорит о том, что сам по себе кыргызский эл формировался как государство, которое вбирало в себя различные племена. "Эл" в древнекыргызском языке обозначало "государство", а "народ" в древности обозначался словом "будун".Слова "эл" и "будун" на древнекыргызском памятнике из Уюк-ТарлакаТаким образом, все граждане Кыргызской Республики могут называться "кыргызами", так как "эл" и "кыргыз эл" было понятием государственным, а не этническим (будун). В этой же надписи из Уюк-Тарлака говорится о шестисоставном народе (о шести народах?), которые были включены в "эл".Кроме этого, можно говорить о том, что народы, которые проживали здесь до начала XVI века, были включены в состав кыргызского эля-государства и в его генеалогию (санжыра), поэтому их также следует считать частью сформированного кыргызского народа. Тогда в основе кыргызов и их составной частью будут не только енисейские кыргызы, но и саки, усуни, тюрки (тюргеши, карлуки и т.д.), моголы. Точно также кыргызами могут считаться и современные этнические группы Кыргызской Республики. Это не противоречит кыргызской народной традиции – это и есть кыргызская народная (государственная) традиция. В изучении истории кыргызов – изучение как сибирской, так и тениртооской истории также не противоречит ни традиции, ни, скорее всего, действительности.Саки как одни из предков кыргызовТерритория Южной Сибири и Тенир Тоо издревле находилась в одной культурной общности, которая сформировалась, если не в афанасьевское время, то точно в андроновское время.Распространение афанасьевской и андроновской культур (впервые найдены и названы по местностям в Хакасии)Нет никаких оснований предполагать, что носителями этих культур были какие-либо определенные народы, принадлежащие конкретной языковой семье. В науке существует арианизм, когда все культуры приписываются индоевропейским народам или ариям, однако это больше идеологический евроцентристский взгляд, нежели научный.Колесница андроновского времениПоследовавшая за ними карасукская культура, впервые открытая там же в Хакасии, также имеет много общего как с предыдущими культурами, так и с последующими культурами, которые относятся к енисейским кыргызам. Непрерывность культур – это одно из показаний стабильности населения местности, поэтому кыргызы могут считать себя носителями наследия тех культур.Воин карасукской эпохиКыргызам гораздо важнее понять, не что именно принадлежало их предкам, а что обозначал тот или иной феномен тех культур, потому что таким образом кыргызы смогут приблизиться к мировоззрению своих предков, понять, о чем думали их первопредки. Это вдвойне важно в новых условиях, когда всему человечеству приходится сталкиваться с проблемами экологии, сохранения среды обитания, а значит, и выживания рода человеческого. Кочевой образ жизни позволял сохранить гармонию с природной средой, и в зоне обитания кочевников не было видов животных, которые бы исчезли с лица планеты до XX века, в то время как в других районах Земли некоторые виды животных пропали еще до современной эпохи.Петроглиф в ХакасииКочевничество – это не просто "ну-раз-такой-умный-иди-живи-в-юрте". Это приспособление к природным условиям, а не приспособление природы к собственному комфорту и потреблению. Это не поиск, ожидание или мольбы о рае, это жизнь в рае, умение жить настоящим, без страха о будущем. Совершенно другие представления о жизни и смерти.Саймалуу ТашСегодня кыргызы, как и любой другой народ, заняты формами, нежели содержанием. Это касается как попыток возрождения древнего знания миропонимания, так и принятия аврамистических религий, включающих христианство и ислам. Пока что сильно советское влияние с номенклатурным правлением избранных, которые ради сохранения своей власти разделяют народ, ввергая его в постоянный поиск внутренних врагов, на которых они время от времени указывают. В обществе нагнетается атмосфера ненависти друг к другу, а значит и к себе. То, что раньше объединяло, теперь разъединяет – раньше объединялись по родам и племенам, теперь разъединяются.То, что раньше давало силы, теперь делает народ слабым – раньше обычаи давали силу и справедливость, теперь они стали грузом. Однако у каждой вещи есть две стороны, и все зависит от того, что именно человек видит в той или иной вещи. Если человек любит, то вместо каприза, он видит принципиальность, вместо слабости – ранимость и тонкость души, вместо злости – характер и т.п. Поэтому все, что нужно для того чтобы все стало на свои места – это полюбить себя.Примечания1. Письма китайских императоров кыргызским хаканам. Перевод: Турусбек Мадылбай(http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:1935)2. Примордиализм или эссенциализм - в этнологии (этнографии), одно из научных направлений, рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей "по крови" с неизменными признаками.3. И.А.Батманов, З.Б.Арагачи, Г.Ф.Бабушкин. Древняя и современная Енисеика. Фрунзе, 1962. Источник - АКИpress

Поделиться: