Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Сергей Рекеда: Казахстан-2017: Все серьезно. Нурсултан Назарбаев заявляет о начале системной реформы.

25.01.2017

Автор:

Теги:

СергейРекеда: Казахстан-2017: Все серьезно. Нурсултан Назарбаев заявляет о началесистемной реформы.

 

Интрига дня – президент Казахстанавыступил со специальным обращением, в котором обозначил причины, цели и задачипредстоящих политических реформ.

А повод для волнений заключался в том, чтовыступление Нурсултана Назарбаева не было заранее широко анонсированно, чтовызвало различные интерпретации в экспертной среде. Впрочем, большинствоаналитиков угадали – никаких сенсаций – президент РК говорил о самой актуальнойтеме дня, а вовсе не о том, что пытались «навязать» СМИ местные пикейныежилеты.

Итак, что в сухом остатке?Перераспределение полномочий между ветвями власти не просто «смена вывески», ашаг к реальным изменениям в рамках сложившейся системы.

Первый момент - экономикауходит в сферу компетенции правительства и других исполнительных органов. Какзаявил президент РК, «за данную сферу в полном объеме должны отвечатьправительство, министерства и акиматы». Можно предположить, что именно с этихпозиций и стартует реформа-2017. Не случайно, что президентский спич совпал повремени со структурными изменениями сразу в трех министерствах.

Позиция номер 2 - правительство слагает полномочияперед вновь избранным Мажилисом, а не Президентом, упрощается порядок выражениянедоверия членам правительства со стороны палат Парламента. Технический вопрос - стоит ли ждать "новых досрочных"?

Ну, а если серьезно, то победившая напарламентских выборах партия будет влиять на составправительства. В каком-то смысле это момент формальный, но, с точки зренияперспектив усиления позиций парламента крайне важный и актуальный шаг. Вопрос только в том, каков горизонт планирования этих перспектив? Крометого, что не менее важно, в президентском выступлении предлагается усилить рольпарламента в отношении местной исполнительной власти.

Впрочем, этот важный момент – новая роль местной, исполнительной и законодательной власти в процессе будущей политическойреформы остается наиболее туманным. Хотя, если говорить об опыте политическойтрансформации стран Восточной Европы, то именно местное управление науровне административных и финансовых компетенций стал фундаментом для создания новойполитической конструкции.

Много это или мало для глубокогореформирования системы?

Как отметил в своем посте на ФБ директорКИСИ Ерлан Карин, эти заявления означают «непросто повышение статуса парламента и усиление самостоятельности правительства,это действительно реальная перезагрузка системы властных отношений вКазахстане, где Президент всегда являлся абсолютным политическим центром».

Впрочем, Ерлан Карин сходится в оценке сроссийским аналитиком Андреем Карповым – реформа не ведет к отказу отпрежней модели политического устройства. Казахстан остается президентской республикой, где лидервыступает в роли верховного арбитра между ветвями власти. Очевидно, что президентскаявертикаль теперь будет замыкаться на стратегических вопросах, на вопросахвнешней политики и национальной безопасности.

Теперь в повестке дня референдум. Его исход вполне предсказуем - кто будет возражать против движения по пути демократизации? Осталось наполнить этот процесс реальным содержанием и аплодировать политехнологам Акорды - новый формат президентского общения с народом явно удался. 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение