Андрей Карпов: Казахстан-2017: Реформа набирает обороты?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Впрочем, президент РК ясно обозначил общие контуры перемен. Теперь перед членами Комиссии стоит задача «расшифровки» реформационнного кода. И снова, как и в нашей российской действительности, успех зависит не только от объективных, но и массы субъективных обстоятельств.
Андрей Карпов: Казахстан-2017: Реформа набирает обороты?
АндрейКарпов: Казахстан-2017: Реформа набирает обороты? Нурсултан Назарбаевпринял участие в заседании рабочей группы по вопросам перераспределенияполномочий между ветвями государственной власти. Первые сообщения СМИ даюттолько приблизительную картину прошедшего обсуждения. Многие моменты важные для дальнейшей дискуссии уже были озвучены впоследних выступлениях Елбасы и в силу этих обстоятельств ничего принципиальнонового эксперты и журналисты не услышали.Вероятнее всего,президент РК специально акцентировал внимание только на приоритетныхнаправлениях предстоящей реформы отношений между ветвями власти,  расставивнеобходимые акценты и очертив направления.Самое важное - заПрезидентом в обозримом будущем остаются основные вопросы государственнойжизни, управления, защиты конституции и обеспечения эффективной работы междуветвями власти, обороноспособность, внешняя политика – гарант и высшийкоординатор. Этот аспектпрезидентского спича самый очевидный – переход к новому формату отношений междуветвями власти будет идти строго эволюционно. Никаких резких движений –президентский формат плавно трансформируется в президентско-парламентскую формуправления при сохранении доминирующих полномочий за главой государства. Т.е.киргизский вариант для Акорды (понятное дело) не вариант.Для парламента иправительства расширяется окно принятия решений, сфера компетенций. Этозаявление Н.Назарбаева также выглядит вполне предсказуемо: утверждение программгосударственного развития, вопросы кадровых изменений в правительстве, созданиеновых органов управления передаются в компетенцию правительства и Парламента.Если сравнитьпрезидентское выступление 2017 года с первыми заявлениями о предстоящейполитической реформе десятилетней давности, то движение вперед несомненнопросматривается, но нельзя сказать, что эти новации революционны – новые полномочияпарламента и Мажилиса примерно в тех же параметрах обсуждались еще в 2008-2010гг, но лишь сейчас перешли в разряд президентских инициатив. Хотя и онинуждаются в более детальном уточнении.Следущий президентскийвывод наверняка заинтересует российских законодателей. «В наших условияхправительство формируется победившей партией или фракциями. Таким образом,должна быть пересмотрена роль Парламента в отношении правительства по многимвопросам», - подчеркнул Назарбаев. С этой оценкой нынешнейситуации могут полемизировать оппозиционные эксперты, которые утверждают, чтоНур Отан и Единая Россия лишь легитимируют решения, принимаемые на уровнепрезидентской администрации, но с формальной точки зрения – да, мненияпарламентов учитываются при формировании кабмина. Однако каким образом этасверхважная функция будет реализована после завершения нового этапаполитической реформы все еще остается не ясным. Если суммировать мнениеместных экспертов от первых заседаний Комиссии, то, как пока очевидно, что «суперпрезидентскуюреспублику заменит республика президентская», как иронично отметил мойастанинский собеседник. В том, видимо, отношении, что будущий президентКазахстана в любом случае не сможет потянуть тот громадный воз полномочий, скоторыми сейчас справляется Нурсултан Назарбаев.Но в том, что касаетсясистемных реформ по-прежнему остается много неясностей. Будет ли менятьсясистема полномочий местных органов власти? Что делать с политическими партиями,которые (по идее) должны стать основой новой парламентской модели, но все ещенаходятся в полупозиции – между стабильным сном – от выборов до выборов долихорадочного реформирования, как это происходило в некоторые периоды политическогосуществования партии власти. А можно ли построить сильный парламент без сильныхпартий?Впрочем, президент РКясно обозначил общие контуры перемен. Теперь перед членами Комиссии стоитзадача «расшифровки» реформационнного кода. И снова, как и в нашей российскойдействительности, успех зависит не только от объективных, но и массысубъективных обстоятельств.

Поделиться: