Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Конституционная реформа в Казахстане: косметический ремонт или кардинальное преображение?

17.01.2017

Автор:

Теги:

Конституционнаяреформа в Казахстане: косметический ремонт или кардинальное преображение?

Громкие отставки иаресты последних дней, скандализировавшие казахстанское общество, несколькозатмили новость о создании рабочей группы по вопросам перераспределенияполномочий между ветвями государственной власти.

Между тем, на днях вАстане прошло первое заседание группы, на которой был презентован ее весьмапредставительный состав. Помимо руководителя Администрации президента Адильбека Джаксыбекова и его заместителяТалгата Донакова, в нее вошли такиеюристы-тяжеловесы, как генпрокурор ЖакипАсанов, председатель Верховного суда КайратМами, министр юстиции Марат Бекетаеви председатель Конституционного совета ИгорьРогов. Сенат и Мажилис представлены в лице вице-спикеров - Сергея Громова и Гульмиры Исимбаевой. Научно-экспертное сообщество - директорами,ректорами и профессорами ведущих юридических вузов и научно-исследовательскихинститутов.

Очевидно, что столь внушительныйсостав правоохранителей, народных избранников и ученых собрался отнюдь не длярешения декларативных задач и принятия косметических поправок.

Надо сказать, чтоказахстанское общество с традиционным недоверием относится к созданию комиссий,призванных обеспечить реформы, нередко относя их к фасадным инициативам. Так ужсложилось, что отличительной чертой многих публичных дискуссионных площадок вКазахстане, была их нацеленность на «спуск пара» и общественного негодования. Оттогоих заседания зачастую напоминали сеансы групповой терапии, а решения носили аморфный,исключительно рекомендательный характер.   

Будет ли так на этотраз или рабочей группе все-таки удастся разработать проект реформы, которыеперекроят существующий политический ландшафт в Казахстане?

Как бы то ни было,казахстанское экспертное сообщество уже предлагают комиссии свои идеиотносительно перераспределения полномочий между ветвями власти.

 

Парламентдолжен стать монополистом в законодательной сфере

Директор Центраактуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев извлек из загашников,не утратившие, по его мнению, актуальности рекомендации по конституционнойреформе, разработанные еще в мае 2012 года. Несмотря на пятилетний срокдавности эти идеи, действительно, звучат свежо и своевременно.

Эксперт, в частности, отметил,что основу для относительно спокойного перехода верховной власти могут заложитьинституциональные изменения политической системы Казахстана – в первую очередь,рост полномочий и авторитета парламента.

Чеботарев привел высказываниеЕрмухамета Ертысбаева, который в 2012 году в интервью газете «Московскийкомсомолец» заявлял, что второй глава государства, кем бы он ни был, не будетобладать объемом власти, соизмеримым с полномочиями нынешнего президента. «Впостназарбаевский период неизбежно и резко вырастет власть и статус парламента,который реально будет формировать правительство, которое, в свою очередь,станет центральным органом управления в стране» - процитировал ЕрмухаметаКабидиновича директор ЦАИ «Альтернатива».

Сопоставляя мировуюпрактику и казахстанские реалии, политолог констатировал, что, как и в России,в Казахстане сформировался «суперсильный» институт президентства и «слабый»парламент.

И хотя, по мнениюэксперта, на вопрос о том, какая модель государственного правления являетсянаиболее оптимальной для Казахстана, трудно дать однозначный ответ, тем неменее, он выразил уверенность, что целесообразным было бы преобразоватьдействующую политико-властную систему республики таким образом, чтобы все триее ключевых института - президент, парламент и правительство - были достаточносильными в реализации своих властных полномочий.

«Но при этом, чтобыкаждый из них четко осуществлял свои функции и полномочия, не вторгаясь вкомпетенцию других и не создавая дисбаланс в свою пользу», - подчеркивал политолог.

Что касаетсяпарламентской республики, то, по мнению эксперта, для ее формирования нужнысоответствующие политические, социальные и экономические предпосылки. Онподчеркнул, что при отсутствии таковых введение этой формы правления чреваторазличными проявлениями дестабилизации политической системы.

В качестве примеровнегативного опыта парламентской республики в переходных обществах Чеботарев назвалв докладе Монголию, Молдову, а также соседний Кыргызстан, парламентская модель которогоимеет туманные перспективы.

Итак, Андрей Чеботаревпредлагает следующие меры, которые бы позволили статус кво между ветвями власти.

Во-первых,отказаться от спорного казахстанского «ноу-хау» – положения Конституции РК,предусматривающего обязательное заключение правительства на разработанныепарламентариями законопроекты.

В целом эксперт поддержалидею политических партий праволиберального толка («Азат», «Ак дол»), предлагавших в свое время наделитьпарламент монополией на осуществление законодательной деятельности (что вполнесообразовывалось бы с его статусом законодательного органа).

Во-вторых,эксперт предложил придать президентскому правлению максимально коллегиальныечерты, трансформировав Национальный совет при президенте РК «из откровеннодекоративной и формальной структуры в один из ключевых и постоянно действующихинститутов политической системы Казахстана».

В-третьих,Чеботарев счел целесообрзаным восстановить упраздненный с принятием действующейКонституции РК институт вице-президента республики, избираемого прямым,всенародным голосованием. «Представляется, что данная мера позволит обеспечитьпреемственность верховной власти и стабильность политической системы», -подчеркнул Чеботарев.

Еще одной мерой,способствующей повышению авторитета парламента, по мнению политолога, могло быстать установление четких критериев для роспуска парламента. Крайне здраваяидея, учитывая, что нижняя палата парламента в Казахстане распускается сзавидной регулярностью и зачастую по каким-то субъективным мотивам.

Наконец, Чеботаревпредложил ввести процедуру назначения президентом министров иностранных дел,обороны, внутренних дел и юстиции с согласия парламента, а остальных членовправительства – исключительно по представлению премьер-министра.

По мнению Чеботарева,некоторые из перечисленных мер можно реализовать уже при нынешнем президенте, адействиее других распространить на будущего главу государства.

 

Реформы– залог выживания

Политолог Адиль Каукенов не разделяет уверенностиЧеботарева в том, что предстоящая конституционная реформа позволит реальноизменить соотношение полномочий между исполнительной, судебной изаконодательной властью. В интервьюИА REGNUMонпредположил, что предстоящая реформа будет носить исключительно косметическийхарактер.

«Для перераспределенияполномочий нужна политическая воля, для чего необходимо обозначить конкретныецели по либерализации, механизмы по достижению и волевым решением к ним прийти.Но самое главное — для такой реформы сверху важно понимание «наверху» жизненнойнеобходимости таких реформ. Однако таких сигналов нет», - уверен Каукенов.

Политолог Султанбек Султангалиев настроен напорядок более оптимистично. Он считает, что конституционная реформа являетсязалогом выживания действующей политической системы, которая утратилаинструменты сдержек и противовесов, столь необходимые в транзитный период.

«Необходимость масштабногореформирования ветвей власти назрела давно. Ряд громких коррупционных скандалов,систематический срыв президентских поручений, провал реализации государственныхпрограмм ясно сигнализируют о системных сбоях государственного управления. В результатемы имеем неэффективный госаппарат, повсеместную коррупцию и ухудшающееся социальноесамочувствие казахстанцев», - констатирует эксперт.

Предстоящие перемены,по мнению Султангалиева, должны укладываться в три ведущих тренда: ослаблениепрезидентской вертикали власти, усиление роли парламента (особенно егоконтрольных полномочий) и кабинета министров во главе с премьер-министром,создание политической системы по аналогии с иранской моделью, в которой значительнаяроль принадлежит институту духовного лидера нации.

Также, по мнениюСултангалиева, целесообразным было бы возвращение к пропорционально-мажоритарнойсистеме парламентских выборов.

«В транзитный период оптимальнойбудет выглядеть модель управления, в которой духовное лидерство будетпринадлежать Первому Президенту - Лидеру нации, формально не являющемуся главойгосударства, функции спикера от лица власти будет выполнять президент, уравновешиваемыйсильным премьер-министром, а также парламентом, в котором помимо ведущих партийбудет представлена региональная элита», – подытоживает Султанбек Султангалиев.

ЖанарТулиндинова (Астана)


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение