Данияр Ашимбаев: Акорда установит жесткий контроль над управленческим аппаратом. Часть 1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Кадровые перестановки в казахстанском правительстве, произошедшие буквально в последние дни прошедшего года и задержание в канун праздников экс-главы КНБ Нартая Дутбаева комментирует известный казахстанский политолог, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев.
Данияр Ашимбаев: Акорда установит жесткий контроль над управленческим аппаратом. Часть 1
Ашимбаев:Любая весомая фигура в казахстанском истеблишменте имеет теневую историю. Часть1  Кадровые перестановки вказахстанском правительстве, произошедшие буквально в последние дни прошедшегогода и задержание в канун праздников экс-главы КНБ Нартая Дутбаева комментируетизвестный казахстанский политолог, главный редактор биографической энциклопедии«Кто есть кто в Казахстане» ДаниярАшимбаев. Министрэкономики как стрелочник-Данияр Рахманович, должность министра национальной экономики стала у нас «расстрельной».Буквально в мае прошлого года был снят Ерболат Досаев, теперь – КуандыкБишимбаев, проработавший в этом качестве неполных восемь месяцев. Не находители вы, что министра экономики пытаются «назначить» виновным в экономическом кризисе?Могут ли чиновники новой формации – такие как Бишимбаев или новый глававедомства Тимур Сулейменов на своем отдельно взятом участке разработать эффективнуюпрограмму выхода из кризиса или это коллективная задача всего правительства?- Хотелось быподчеркнуть, что отставки обоих министров не имели отношения к экономическимпроблемам и были связаны с другими причинами. При первом была заваленапропагандистская работа относительно нового Земельного кодекса, хотя, по сути,Досаева сделали «стрелочником», поскольку Миннацэкономики со своей стороны какраз-таки усилия предпринимало. Просто оно не была поддержано другимиструктурами, которые вообще-то должны были отвечать за этот фронт работы.Отставка же Бишимбаевасвязана не столько с его деятельностью на посту главы Миннацэкономики, сколькос теми уголовными делами, которые сегодня заведены в отношении менеджментахолдинга «Байтерек», главой которого Куандык Валиханович был до назначения вминистерство.В то же время согласен свами, должность главы министерство национальной экономики – достаточнонеблагодарная, поскольку провалы в стратегическом планировании у нас сталинастолько системными, что даже те планы, которые подаются различнымиведомствами в сводный орган по планированию бюджета – таковым является Миннацэкономики– ими самими не выполняются.Это прекрасно видно посостоянию бюджетного планирования – закон «О бюджете» в течение годанеоднократно претерпевает изменения, как и правительственные постановления,которые регламентируют бюджетные программы. В документ вносятся десятки, а то исотни изменений. Принимается же закон «О бюджете», как показала практика,буквально в последние дни того года, на который он рассчитан. То есть, по сути,закон подгоняется под его фактическое исполнение.Таким образом, планированиеосуществляется некачественно, мониторинг госпрограмм в подавляющем большинствеслучаев отсутствует. Их исполнение сопровождается массовыми хищениями,злоупотреблениями, нецелевым использованием средств. Распространена практика,когда деньги, выделенные квазигосударственному сектору на инвестиционныепрограммы, аккумулируются на депозитах банков второго уровня. Эти проблемыприобрели хронический характер. Объемы финансовых злоупотреблений нарастают, авот решительных мер по исправлению ситуации не предпринимаются.Определенные надежды всвое время возлагались на Счетный комитет, но в последние годы это ведомствосократило частоту своих проверок. Если раньше данные публиковались хотя бы разв месяц, то сейчас они обнародуются намного реже. Кроме того, арест несколькихего аудиторов по делу о получении взятки от руководства РГП «Казавтодор» оченьплохо отразился на репутации самого Счетного комитета, поскольку поползли слухи,что низкая частота проверок связана с тем, что на прочих объектах аудита существовалатакая же практика.И вопрос не в том, ккакому поколению или, как сегодня принято говорить, «формации» принадлежит тотили иной чиновник – к «старой гвардии» или к болашаковцам. Очевидно, что практиказлоупотреблений и традиция обогащаться самому и способствовать обогащению своейкоманды стали повсеместными и не никак не связаны ни с возрастной градацией, нис регионом проживания, ни с жизненным опытом, ни с образованием назначенцев.-Не сигнализируют ли процессы, которые мы наблюдаем в последние годы – частаясмена глав министерств и ведомств, организация и реорганизации министерств иагентств о кризисе системы управления?- В принципе да, мы можемговорить о кризисе управления. Количество сбоев растет: наблюдаютсяпровалы в разъяснительной работе, даже достаточно здравые законодательные нормыреализуются более чем странным способом, контрпропаганда фактически зашла втупик.Объем злоупотребленийнарастает, несмотря на то, что финансовая полиция проводит большое количествоарестов высокопоставленных чиновников. Беда в том, что уровень коррупциинастолько высок, что даже массовые аресты не способны кардинальным образомпереломить ситуацию. Никакого педагогического эффекта они не имеют. Элитыготовятся к серьезным баталиям?-Можно ли говорить применительно к этой антикоррупционной кампании о масштабнойзачистке управленческого аппарата?- Если мы вспомнимсобытия последних двух-трех лет, то кадровые перестановки, скандалы и арестыпроисходят в казахстанском истеблишменте практически в режиме нон-стоп. Взять,к примеру, новое правительство, которое было сформировано буквально недавно - вначале сентября минувшего года. За прошедшие четыре месяца в нем уже сменилосьдва министра – экономики и иностранных дел, появилось два новых министерства –оборонной и аэрокосмической промышленности и по делам религии и гражданскогообщества. То есть ротации не прекращаются.И хотя каждое отдельноеназначение, каждый отдельный арест, каждый отдельный скандал имеют свою предысторию,в целом они укладываются в единую канву. Здесь можно отметить два вектора.Первое – это попытканаведения хоть какого-нибудь порядка путем перманентной реорганизацииминистерств, поиска оптимальной модели распределения полномочия междуразличными министерствами, акиматами и другими органами исполнительной власти.Отмечу, что эту оптимальную форму мы ищем вот уже несколько десятилетий.Помимо этого, очевиднонамерение установить контроль над управленческим аппаратом и наказать тех, ктосаботирует госпрограммы, проваливает их или разворовывает выделенные на нихсредства.Вторым вектором,определяющим функционирование казахстанской политической элиты, являетсяужесточение борьбы за власть и влияние между различными группировками. Впоследнее время активнее начали вбрасываться компроматы, проходят громкиеаресты, в которых, несмотря на официально предъявляемую криминальнуюсоставляющую, присутствует также определенный политический контент.Идет зачисткаполитического поля. Очевидно, что многие игроки готовятся к более серьезнымбаталиям. В отношении ряда значимых фигур прошли информационные атаки – вчастности, вице-премьера Имангали Тасмгамбетова, руководителя Администрациипрезидента Адильбека Джаксыбекова. Полагаю, эти атаки будут повторяться и их силовойпотенциал будет только нарастать.Ведь даже самый проверенныйи удачный кандидат на более высокий пост имеет родственников, коллег,подчиненных, у которых в морально-этическом плане и в правовом аспекте вседалеко не так хорошо, как бы хотелось. Поэтому практически каждыйвысокопоставленный чиновник представляет собой удобную мишень для обстрелатяжелой артиллерии, как со стороны антикоррупционных органов, так и медиа.-Что все-таки преобладает? Желание навести порядок или расправиться сполитическими конкурентами?- Полагаю, эти векторынастолько взаимосвязаны, что говорить о преобладании какого-либо из них сложно.Каким бы ни былполитический конфликт между теми или иными командами, понятно, что онистремятся использовать легитимный или социально одобряемый инструментарий.Никого не снимают только за то, что он не нравится человеку из соседнегоздания. В свое время президент очень точно охарактеризовал диалектику отношенийвысокопоставленных чиновников с законом, заявив, что он может любого из них взятьза руку и отвести в прокуратуру.И это формула действует исегодня, когда мы наблюдаем, что практически все сферы экономической иобщественной жизни в том или иной степени коррумпируются и криминализируются.Таким образом, практическилюбая весомая фигура в казахстанском политическом истеблишменте являетсяуязвимой. Продолжение следует

Поделиться: