К чему готовят администрацию господа Келимбетов и Ашимбаев?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На днях мы получили по электронной почте документ. Из сопроводительной записки отправителя следует, что это - стенограмма выступления заместителя руководителя Администрации президента Республики Казахстан Маулена Ашимбаева на совещании по вопросам внутренней политики с участием заместителей акимов и представителей заинтересованных министерств и ведомств.
К чему готовят администрацию господа Келимбетов и Ашимбаев?

Содержание этой стенограммы настолько соответствует духу нашей власти, что общественность должна с ним обязательно ознакомиться

Нурахмет КЕНЖЕЕВ

На днях мы получили по электронной почте документ. Из сопроводительной записки отправителя следует, что это - стенограмма выступления заместителя руководителя Администрации президента Республики Казахстан Маулена Ашимбаева на совещании по вопросам внутренней политики с участием заместителей акимов и представителей заинтересованных министерств и ведомств.

Поскольку полученное нами представляет собой обычный текст и проверить его аутентичность по служебным пометкам, грифам, бланку, печати и подписям невозможно, не исключено, что документ - подделка. Однако содержание его настолько интересно и настолько соответствует духу и обычной практике действий нашей власти, что общественность, по нашему мнению, обязательно должна быть с ним ознакомлена.

Поэтому мы решили, во-первых, опубликовать выдержки из этого документа - самые, на наш взгляд, «говорящие». Во-вторых, отправить полученный нами документ руководителю Администрации президента Кайрату Келимбетову с просьбой подтвердить или опровергнуть подлинность стенограммы.

В-третьих, задать ему вопросы со страниц газеты - чтобы руководитель Администрации президента знал, что ответов ждут не только журналисты, но и читатели «Республики».
Итак, выдержки из документа, обозначенного как стенограмма.

Цель - «сверить часы»
Уважаемые коллеги, я понимаю цель сегодняшней нашей встречи. Помимо всего прочего, главная цель - «сверить часы», чтобы все, кто занимается внутренней политикой, примерно одинаково, четко и ясно понимали приоритеты и задачи в сфере внутренней политики. Сегодня будет ряд выступлений, я думаю, достаточно содержательных, конкретных. В своем выступлении я хочу обратить ваше внимание на несколько вопросов.

Первое. Актуальные направления внутренней политики на предстоящий год (имеются в виду этот год и последующие пара лет), над которыми мы вместе должны работать:

1) обеспечение внутриполитической, социальной стабильности и межнационального согласия;

2) защита и укрепление государственного устройства и конституционного строя;

3) выстраивание эффективной информационно-идеологической политики;

4) консолидация всех значимых политических, общественных сил вокруг главы государства;

5) дальнейшая модернизация политической системы страны и подготовка к председательствованию Казахстана в ОБСЕ.

Эти пять конкретных направлений будут определять нашу с вами работу, и по этим пяти направлениям будем спрашивать работу заместителей акимов, соответствующих государственных органов.

Пять шагов к стабильности
Первое направление (остановлюсь немного подробнее). Внутриполитическая стабильность, межнациональное согласие, кто бы что бы ни говорил, всегда будут являться нашим главным приоритетом, нашей стратегической задачей и главным направлением работы.

Традиционно на внутреннюю стабильность влияет очень много факторов, но сегодня главными являются, к сожалению, социальные факторы. Это проблемы с дольщиками, земельные тяжбы и другие вопросы. За первые шесть месяцев 2008 года в Казахстане зафиксировано 152 акции протеста, за весь электоральный год (вы все помните, каким напряженным был год, мы не раз с вами встречались в прошлом году) у нас было 149 акций. То есть в первом полугодии 2008 года в республике произошло больше акций протеста, чем за весь 2007 год. Динамика, я думаю, достаточно показательная.

Не будем углубляться, почему это произошло. Не будем обвинять мировой финансовый кризис. Какие конкретно выводы мы делаем из этих социальных конфликтов? Я для себя накидал пять выводов и прошу взять их себе на заметку.

Во-первых, необходимо знание потенциальных источников социальных конфликтов. Иногда (можно даже сказать, в большинстве случаев) в наших государственных органах мы действуем как пожарная команда: когда что-то уже вспыхнуло, начинаем тушить, бегать, суетиться, совещаться и так далее. Поэтому у нас должна быть налажена система регулярного анализа, мониторинга потенциальных проблем. Это работа прежде всего региональных властей. Насколько нам известно, эта работа в большинстве областей не проводится или проводится на нерегулярной, эпизодической основе.

Второй вывод - необходимо превентивное решение, как сказал Кайрат Нематович, проблемных ситуаций, то есть не доводя их до социальных нарывов.

Третий вывод - в случае возникновения конфликтных ситуаций необходима их быстрая локализация. Иногда у нас этой быстрой локализации не бывает (у нас на юге были кое-какие события, мы видели нескоординированную работу ряда государственных органов).
Четвертый вывод - все действия должны проводиться в рамках закона. Есть соблазн у государственных структур иногда сделать быстро, выйти немного за рамки правового пространства, но, как показывает практика, этот путь чреват осложнениями. Поэтому всегда надо придерживаться закона.

Пятый вывод - нужна прозрачность в действиях. В некоторых случаях можно подключать к рассмотрению конфликтных ситуаций НПО, политические партии для снятия социального напряжения. Например, в Алматы, когда был ряд тяжб по земельным вопросам, акимат создал так называемый специальный совет по рассмотрению и разрешению социальных конфликтов, куда вошли в том числе оппозиционные партии. Этот совет сыграл достаточно стабилизирующую роль. В частности, было два эпизода, где достаточно хорошо показал себя совет, и оппозиция, войдя в этот совет, видя, что ее позиции, ее мнение выслушиваются, успокоилась и не будоражила население.

Таким образом, из имевших место социальных конфликтов всем соответствующим органам необходимо сделать практические выводы и провести соответствующую корректировку повседневной работы.

А сделали ли выводы?
Следующий большой блок - межнациональное согласие. По обеспечению межнационального мира и согласия мы в прошлом году собирали заместителей акимов, силовые структуры, совещались на эту тему. Есть определенные позитивные изменения, но остается и ряд вопросов.

...Через СМИ необходимо постоянно подчеркивать важность национальной толерантности, взаимоуважения, что мы - единый народ Казахстана. В новостях (в последнее время я не видел) на телеканалах «Хабар», «Казахстан» мы должны регулярно показывать сюжеты о межнациональном согласии. Формы могут быть разные: свадьбы разных этносов, создание какого-то культурного центра. Поводы мы можем сами придумывать. Газеты соответствующим образом должны вести такую же линию. Областные СМИ мы должны активно подключать к этой работе.

...Прокуратура подала иск и приостановила временно деятельность сайта Posit.kz, где был размещен ряд материалов. Бог с этими материалами, но были размещены достаточно реакционные, экстремистские комменты. Прокуратура приостановила, но не знаю, насколько другие сайты сделали из этого вывод. Считаю целесообразным, чтобы прокуратура совместно с Министерством культуры и информации проверила и другие сайты, при необходимости в установленном законом порядке подала иски против других сайтов с тем, чтобы был мощный сигнал-message для всего интернет-сообщества, что государство будет активно бороться с любым разжиганием межнациональной розни, в том числе в Интернете.

Секретариату Ассамблеи народа Казахстана совместно с акиматами, заместителями акимов, которые здесь присутствуют, нужно активнее работать с национально-культурными центрами. Необходимо проанализировать состав НКЦ, создать соответствующую базу данных. По ряду НКЦ нужно начать готовить новых лидеров. Эта тема закрытая, над ней будем еще работать, но уже сейчас над этой темой нужно начать думать.

Комитету национальной безопасности и Министерству культуры и информации необходимо системно работать с национал-патриотическими организациями, которые нередко своими радикальными высказываниями усложняют ситуацию в межнациональной сфере. В регионах следует обратить внимание на эффективность структур, занимающихся межнациональной ситуацией. Нельзя допускать ослабления работы малых ассамблей. В ряде областей были попытки упразднить секретариаты малых ассамблей, что недопустимо.

По имеющейся у нас информации, в Мангистауской области, городе Алматы секретариаты малых ассамблей состоят всего из одного человека. Согласитесь, на Мангистау еще как-то можем закрыть глаза, но в Алматы, где достаточно большие группы разных национальностей, люди активные, один человек в секретариате малой ассамблеи - это не поддается логическому объяснению.

Таким образом, весь обозначенный комплекс по межнациональной ситуации должен осуществляться в тесном взаимодействии и согласованности заместителей акимов с отделом внутренней политики и секретариатом Ассамблеи народа Казахстана.

Ряд - закрыть, а ряд - поддержать
Религиозная ситуация. Мы своевременно начали заниматься религиозной проблематикой. Сегодня в республике зарегистрировано более 600 религиозных объединений нетрадиционных направлений и так называемых новых религий ХХ века. Это такие организации, как Миссия Грейс, Свидетели Иеговы, Новая жизнь и другие.

Определенное распространение среди нетрадиционных и протестантских религиозных объединений получила практика создания общественных организаций с целью вовлечения людей через предварительную работу (то есть не приглашаются напрямую на свои мероприятия, создаются какие-то НПО, общественные организации, куда привлекаются люди, и через это в дальнейшем они привлекают к себе новых верующих людей). Поэтому местным исполнительным органам, заместителям акимов и правоохранительным органам необходимо организовать контроль за деятельностью подобных структур, пресечь в административном (повторяю, в административном) порядке факты осуществления религиозной пропаганды под прикрытием общественной деятельности. Конкретные материалы даст Комитет по делам религий (председатель комитета здесь присутствует).

Следующее. Остро стоит вопрос строительства культовых сооружений. Мы все видим, что из-за отсутствия контроля местных исполнительных органов нам приходится расхлебывать (другого слова и нельзя найти) ситуацию с кришнаитами в Алматинской области. Несколько лет кришнаиты куда только не писали - в Америку, ООН, ОБСЕ, организовывали там встречи, наше посольство там закидали, посольства других государств. И все это произошло из-за того, что своевременно заместитель акима, департамент не проконтролировали, что там начинает возникать очаг такой напряженности. К сожалению, до сих пор не решили.

Вообще мы ввели негласный мораторий на строительство религиозных культовых сооружений. Мораторий есть (это закрытый разговор), прошу всех обеспечить реализацию этого моратория. Необходимо его соблюдать. В крайних случаях можно давать разрешение, но только после согласования с Администрацией президента и Комитетом по делам религий.

К чему готовят администрацию господа Келимбетов и Ашимбаев?

Содержание этой стенограммы настолько соответствует духу нашей власти, что общественность должна с ним обязательно ознакомиться

Глава государства неоднократно давал поручение о поддержке местными исполнительными органами Духовного управления мусульман, нашей православной церкви. Этим мы должны заниматься. Одновременно мы должны знать, о чем говорится на проповедях.

Следующая проблема в религиозной сфере. Начиная с 1992 года, пользуясь либеральностью законодательства, некоторые предприниматели открыли собственные исламские религиозные объединения и мечети, которые не работают с Духовным управлением мусульман Казахстана. В результате они проводят собственную политику. Всего таких мечетей по республике более 60. Комитет по делам религий в перерыве раздаст список наиболее одиозных независимых мечетей. Это мечети из ЮКО, Жамбылской, Карагандинской областей и других регионов. Необходимо будет до конца года предпринять все меры по переводу этих мечетей под патронаж Духовного управления мусульман Казахстана.

Мы сейчас пойдем на некоторые изменения в законодательстве с целью большего регулирования религиозной сферы. В первом чтении законопроект принят, осенью парламентарии рассматривают его во втором чтении. Надеемся, он будет принят. После принятия законопроекта предстоит перерегистрация всех религиозных объединений страны в течение одного года. Это наша с вами работа. Ряд организаций нужно закрыть, ряд организаций - поддержать. Но здесь нужно будет проводить очень гибкую, очень аккуратную, очень скоординированную, без шума работу. Все нужно координировать из центра. Представители Комитета по делам религий должны выехать во все регионы и взять все это на личный контроль.

Всемирную сеть - под контроль
Следующий приоритет - защита и укрепление государственного устройства и конституционного строя. Это направление также является одним из актуальных. Этим направлением в большей степени занимаются наши силовые структуры. Любая деструктивная экстремистская активность должна жестко пресекаться - это закон.

Много грязи, клеветы о государстве, государственных институтах сегодня распространяется через Интернет. В этой связи подготовлен законопроект (он одобрен руководством), который направлен на регулирование сегментов Всемирной сети в соответствии с международными нормами. Соответствующим структурам, Министерству культуры и информации необходимо принять меры по его быстрому продвижению, чтобы в этом году мы его приняли. Необходимо также провести широкую разъяснительную работу, зачем принимается этот законопроект.

Есть и другие вопросы по данному приоритету защиты государственного устройства. Мы проведем с правоохранительными органами отдельное совещание на эту тему.

Не забывайте хвалить президента!
Четвертый приоритет - консолидация всех значимых политических и общественных сил вокруг политики главы государства. Это тоже один из наших ключевых приоритетов. Большую роль в этом процессе должна играть партия «Нур Отан», которая должна объединять в своих рядах самые широкие слои населения, различные сегменты нашего общества, и необходимо всем нам поддерживать партию в этом.

Необходимо усилить разъяснительную работу среди населения по политике президента страны по обеспечению динамичного развития страны, в том числе в условиях мировых экономических проблем. К этой работе должны быть подключены и местные органы власти. Местные органы власти (я акцентированно обращаю внимание заместителей акимов, директоров или начальников управлений внутренней политики) при удобных ситуациях, когда вводите новые объекты, когда сдаете новые дома, когда выделяете муниципальное жилье, всегда должны подчеркивать: все это делается по поручению главы государства, все это есть результат политики главы государства. И это, обращаю внимание, не пустые слова. Мы все это должны исполнить. Все позитивные изменения в стране местные власти должны связывать с именем Главы государства.

В целом по имиджу президента должна быть подготовлена соответствующая программа. Приближается 20-летие нашей независимости. Приближаются большие события в стране, нам нужно к ним потихоньку готовиться.

Что Сенат, что Мажилис...
В заключение пару слов о выборах в Сенат. Не вызывает сомнения, что представители партии «Нур Отан» победят (победят в большинстве). Конечно, это все будет происходить в конкурентной борьбе, но нам с вами надо рассматривать здесь задачу гораздо шире. Наша задача не только обеспечить победу, создать условия для выборов, чтобы они полноценно прошли. Существует вторая задача - использовать электоральную кампанию, нужно дальнейшее укрепление авторитета партии, закрепление образа «Нур Отана» как партии народа, выполняющей свои предвыборные обещания.

...Таковы примерно направления работы государственных органов на предстоящий период. Работы у нас много. Работа разноплановая. Я уверен, что со всеми задачами, которые поставил перед нами глава государства, мы справимся и достойно будем продолжать реализовывать внутреннюю политику как на уровне центра, так и на местах. Спасибо за внимание.

http://respublika-info.livejournal.com/27103.html

Поделиться: