Джанибек Сулеев: Алга, Казахстан!

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Национальная идея связана с тезисом, что «идея является материальной силой». Представляется, что появится идея, которая объединит этносы конкретной страны. На сайте ИАЦ при МГУ есть статья про национальную идею Армении: арменин, армянство, Армения. Как правило, в полиэтничных государствах эта национальная идея ставится в качестве обращенной ко всем этносам.
Джанибек Сулеев: Алга, Казахстан!

Выступление Джанибека Сулеева на международном экспертном семинаре на тему «Национальная идея и проблемы национального государственного строительства на постсоветском пространстве».

Национальная идея связана с тезисом, что «идея является материальной силой». Представляется, что появится идея, которая объединит этносы конкретной страны. На сайте ИАЦ при МГУ есть статья про национальную идею Армении: арменин, армянство, Армения. Как правило, в полиэтничных государствах эта национальная идея ставится в качестве обращенной ко всем этносам.

Идея, с одной стороны, должна звать к чему-то новому, быть созидательной; с другой стороны, идея не должна вызвать противодействия и опасений ассимиляционного характера.

В качестве национальных идей называются: 1) патриотизм; 2) идея согражданства; 3) согражданство переводит к соединению в гражданской нации исторически возникших этнических наций.

Но вопрос вопросов на постсоветском пространстве - это наполнение этих прекрасных замыслов конкретным содержанием в конкретной стране. Пока что национальная идея - объединяющая, надэтническая идея, подобная гоголевскому ожиданию русским сердцем «Вперед!». Все ждут этого призыва, а его все нет.

Национальная идея абстрактна и на настоящий момент это понятие больше выражает желаемое, чем реальное продвижение к идеалу первенства согражданства над этничностью.

Национальная идеология - это понятие претендует (все-таки идеология) на большую разработанность понятийного аппарата, обращенность к неким общим основам. Заметно влияние прошлой эпохи, когда любое изменение курса требовала идеологического оправдания. Но если идеология будут служить на потребу сегодняшнего дня, то любой национальной идеологии уготована участь идейной поддержки политического курса. Конечно, найдутся и «колеблющиеся вместе с курсом».

Национальная идеология как понятие имеет существенный недостаток - она противоречит плюрализму идеологий. В 1996 г. профессор Мустафин Тлемис Тлеугабылович заметил, что идеологий может быть несколько. Иначе, консервативная, либеральная, социал-демократическая,коммунистическая идеологии - это спектры идеологий в одной и той же демократической стране.

Так какая же из них будет национальной идеологией? Или национальная идеология будет «надидеологической идеологией»? Итак, национальная идея очень обща. Она взывает, но очень туманна.

Национальная идеология - понятие слишком напоминает не только необходимость идейного содержания, но и потребует возрождения принципов прежнего идеологического аппарата советской эпохи. Осмелюсь заявить, что если национальная идеология есть идеология всего общества, то в постсоветских странах это означает, что идеология будет государственной.

Национальная идея и национальная идеология не дают вопросов на очень актуальный для постсоветских государств вопрос: должна ли доминировать культура и язык т.н. титульной национальности? В Казахстане ряд ученых, например, Абдумалик Нысанбаев, Анатолий Косяченко считают вполне преемлемым и допустимым, что за основу будет взята казахская культура. Но в их понимании это не означает ассимиляции других этносов Казахстана.

Валентина Курганская считает, что национальная идея Казахстана вполне выполнима, если в ее основе будет идея гражданской нации. То есть идея разворачивается через расшифровку и применение к Казахстану понятия гражданской нации. Однако замечу, что ясность существует насчет сохранения межэтнического и межрелигиозного согласия, деятельности Ассамблеи народа Казахстана - органа, объединяющего национально-культурные центры. Но нет определенности насчет практического воплощения идеи гражданской нации.

Существует интерпретация нации-гражданства как механического соединения всех граждан в одну нацию. Некоторые авторы, как Азимбай Гали, полагают возможным включение неказахов в «большую» казахскую

Крах советского строя и казахской советской социалистической нации привел к пониманию незавершенности создания казахской нации (различия между городским и сельскими существенны); породил мысли, высказывания о казахской нации как государствообразующей. Но этот тезис имеет следствием признание остальных этносов как диаспор, живущих в Республике Казахстан, но имеющих свои исторические Родины. К этому варианту склоняются многие национал-патриоты.

Итак, национальная идея больше указывает на желаемое. Национальная идея стала понятием, которое допускает противоречащие друг другу интерпретации. Как следствие, проблемы национально-государственного строительства не могут быть решаемы при таковом отсутствии взаимопонимания.

Национальная идеология же - возврат, пусть и частичный, к одной единственной идеологии в новом исполнении.

В настоящее время в Республике Казахстан все больше интереса вызывает не сама национальная идея. Абстрактность её не вызывает отклика.

Все больше интерес заинтересованной части общественности к историческим вопросам созидания национальностей, современному изучению процессов взаимоотношений между этносами.

И есть надежда, что дискуссии в научной среде и прессе обретут новое содержание. Необходимы новые подходы, чтобы перейти от постановки вопроса о национальной идее к конкретному практическому решению формирования гражданской идентичности.

Теги: Казахстан

Поделиться: