Сергей Рекеда: Нурсултан Назарбаев вновь анонсирует перемены.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В интервью для фильма «25 KZ «Новейшая история» президент Казахстана сделал несколько принципиально важных заявлений. Прежде всего, Нурсултан Назарбаев допустил возможность изменения формы правления в стране. Учитывая контекст его последних заявлений, можно предположить, что горизонтом планирования вероятных перемен является 2020 год. Ведь именно до этого момента президент РК твердо намерен исполнять свои конституционные обязанности.
Сергей Рекеда:  Нурсултан Назарбаев вновь анонсирует перемены.
Винтервью для фильма «25 KZ «Новейшая история» президент Казахстана сделалнесколько принципиально важных заявлений. Прежде всего, Нурсултан Назарбаевдопустил возможность изменения формы правления в стране. Учитывая контекст егопоследних высказываний, можно предположить, что горизонтом планирования вероятныхперемен является 2020 год. Ведь именно до этого момента президент РК твердонамерен исполнять свои конституционные обязанности.   «Наша власть для нашей страны на сегоднянормальная. Придут другие условия, перейдем в другую стадию, надо будет решатьдругие задачи, и народ попросит другую форму правления – тогда будем вместе снародом решать по-другому, как нам быть», - подчеркнул Назарбаев. Формулировка,использованная казахстанским лидером, допускает множественные толкования.Впрочем, именно в таком ключе говорили о дальнейшей реформе органов власти  только сам Елбасы, но инекоторые другие казахстанские топ-чиновники – политическая система РК будетэволюционировать, а направление перемен может быть определено с учетомобщественного мнения. Напомним, что Президент Казахстана еще в марте 2016 года допускал, что в Казахстане может измениться форма правления. Отметив, что решение о смене правления зависит от экономической обстановки в республике, а властные полномочия могут быть перераспределены между президентом, парламентом и правительством. Если суммировать эти публичные заявления Елбасы, то вероятный курс перемен становится более определенным – от сильнойсуперпрезидентской республики в сторону расширения полномочий парламента,укрепления политических партий.Вкакой момент можно будет говорить о том, что условия для реформ в странеокончательно сложились? На этот вопрос в последних выступлениях Назарбаева нетоднозначного ответа. Вполне вероятно, что отсутствие определенности связано,прежде всего, с все более возрастающими внешними рисками. В ситуациинарастающих угроз кардинальное реформирование политической модели едва ливозможно – опыт советской перестройки в этом смысле вполне показателен.Впрочем, слова президента о незыблемом праве частной собственности и среднем классе наталкивают на мысль, что казахстанский лидер видит риски для системы еще и в том, что фундаментальные принципы рыночной экономической модели по-прежнему неоднозначно трактуются в восприятии власти и общества.  Иеще один принципиальный момент, отмеченный экспертами в президентском интервью.Сложившийся в Казахстане политический уклад не является автократией, и можетбыть изменен при необходимости, так, в полемическом ключе, с отсылками к опытуевропейских политических систем, ответил Н.А.Назарбаев на упреки необозначенныхв интервью оппонентов. Хотя очевидно, что главными критиками нынешнейказахстанской модели организации политической власти являются западныеправозащитные организации и ряд европейских политиков.Такимобразом, Нурсултан Назарбаев, очертив успехи и достижения страны за 25 летнезависимости, вновь подчеркнул неизбежность дальнейших политических реформ –но, как и прежде, не стал расставлять акценты в еще одном ключевом вопросе –моменте начала этих преобразований. Общие контуры плана дальнейших реформнамечены, но быстро меняющиеся внешние условия, сохраняющиеся проблемы развития общественных институтов все еще могут внести в этипроекты самые серьезные изменения. 

Поделиться: