Темиргалиев: В картине мира казахов Россия – это часть Запада

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахи воспринимали Россию как неразрывную часть Запада. И Абай, и Алихан Букейханов, говорили о том, что Россия, русский язык – это мост на Запад, где находится знание. Причем так считали и противники России. Запад, включающий в себя Россию, они считали источником всех бед, грехов и пороков.
Темиргалиев: В картине мира казахов Россия – это часть Запада
Выдающийсяказахский поэт и мыслитель Олжас Сулейменов в одной из своих статей тонкоподметил, что историки охотнее описывают войны, прошлое народов в ихинтерпретации – это бесчисленные боевые походы и многовековая вражда ссоседями. Поэт предложил «восстанавливать летопись Мира в противовес летописиВойн». Историографиюказахстанско-российских отношений в XVIII-XIXвеке не миновала эта участь – как правило, в учебниках истории красной нитьюобозначена хронология противостояний, борьбы и восстаний. В то время какдесятилетия мирного сосуществования и торговли опущены из-за недостаточнойсобытийности. К сожалению, такие подходы порождают мифы о существовании едва линепримиримого антогонизма. Известный историк, автортаких исторических бестселлеров, как «Эпоха последних батыров (1680-1780)»,«Ак-Орда. История Казахского ханства», «Казахи и Россия» Радик Темиргалиевсчитает, что принятые в современной казахстанской историографии подходы кисследованию присоединения казахов к России не позволяют охватить все полноту исложность социально-экономических предпосылок этого процесса. Начало интервью здесь:   Трихана – три пути -Итак, в первой половине XIXвека Российская империя усилила свое влияние в казахской степи. Как происходило формирование казахскойэлиты в этих условиях? - Два принятых «Устава» -«Устав о сибирских киргизах» и «Устав об оренбургских киргизах» - довольносущественно отличались друг от друга. В Среднем жузе предполагался выборныймеханизм для правителей всех уровней начиная от старшего султана и заканчиваяаульным старшиной, а в Младшем жузе правители назначались российскими властями.Соответственно, родоплеменная знать Среднего жуза, где был внедрен механизмвыборов правителей разного уровня, быстро поняла, что это позволит им захватитьвласть в свои руки и оттеснить чингизидов, что впоследствии и произошло. Главыплемен и родов располагали более значительными материальными ресурсами и имели большеверных сторонников-сородичей, нежели аристократы-чингизиды и потому исходборьбы по демократическим правилам был предрешен. Поэтому сопротивление новымпорядкам в Среднем жузе имело ограниченный характер и прекратилось послепоражения Кенесары. В Младшем жузе назначенныесултаны-правители, за редким исключением, не пользовались существеннымавторитетом и восстания продолжались. Но оренбургские власти не желалипризнавать, что выбор модели управления оказался неудачным. Из попыток сохранитьинституты государственности в этом переходном периоде от протектората кзависимости колониального характера, привлекает интерес деятельность трех самыхзаметных казахских ханов первой половины XIX века,пытавшихся сохранить самостоятельность или автономность своих владений. Этобыли Арынгазы-хан, Кенесары-хан и Жангир-хан. Главной целью Арынгазы-ханабыло освобождение южной части Младшего жуза от притязаний Хивинского ханства и стабилизацияситуации в степи, сотрясаемой восстаниями и междоусобицами. Необходимопризнать, что он существенно преуспел в своей деятельности и заслужилколоссальный авторитет среди населения. Он также пользовался поддержкой Оренбургскоговоенного губернатора Эссена, который ходатайствовал, чтобы ханский титулАрынгазы, избранного на курултае, был утвержден царем. Однако знаменитый министриностранных дел Российской империи Нессельроде был категорически против этойкандидатуры, поскольку утверждение харизматичного и популярного хана, в корнепротиворечило общей линии российской политики. На всех территориях,находившихся под российским протекторатом, прежние правящие династии лишалисьвласти, и управление переходила в руки имперских наместников. Практически водно время с низложением казахских ханов лишились своих престолов грузинские царии азербайджанские ханы. Арынгазы под благовиднымпредлогом был вызван в Петербург, там его арестовали и сослали в Калугу, где хани провел остаток своей жизни. Кенесары-хан, по сути,продолжал дело своего отца и старшего брата боровшихся с оружием в руках противотмены института ханской власти. Касым и его сыновья требовали от российскогоправительства восстановления отношений, существовавших при Абылай-хане, то естьпротектората без вмешательства во внутренние дела казахов. Эта борьба, как ужеотмечалось, закончилась поражением, поскольку силы были попросту несоизмеримы. Третий пример – это ханЖангир. Его власть распространялась на так называемое Букеевское ханство,основанное его отцом в междуречье Урала и Волги. Жангир, в отличие от Арынгазы,от Кенесары, сумел избежать какого-либо обострения отношений с российскимивластями. Более того, он стал ханом, в то время когда в Младшем жузе ханскаявласть была ликвидирована. Это объяснялось тем, что из всей казахской элитыпервой половины XIXвекаон имел самые крепкие неформальные связи с российской элитой, с губернаторами, сановниками.Экзотическая фигура последнего восточного хана – потомка правителей ЗолотойОрды, придавала специфический колорит царскому двору при торжественныхцеремониях и, вероятно, это тоже играло свою роль. Пользуясь этим покровительством,Жангир, действительно, преуспел и укрепил свое ханство. Будучи просвещеннымправителем, он также открыл первую школу для детей-казахов, в которой преподавалисьтакие современные дисциплины, как география, русский язык, математика и т.д. Вомногом благодаря деятельности Жангир-хана Букеевская орда стала одним изцентров формирования национальной интеллигенции. Однако после его смерти,несмотря на то, что при жизни ему царем была обещана передача власти понаследству, Николай Iизменил свое решение, заявив: «В царстве другого царства быть не может». Таким образом, видно, чтони при каких вариантах российское правительство не было заинтересовано, ввозрождении государственности на территории Казахстана. -Получается, что Кенесары-хан, стремясь вернуться к прадедовским временам, выступалза архаизацию общества, тогда как Жангир-хан был модернизатором? - Я думаю, все онипонимали необходимость перемен. Если Жангир-хан способствовал образованию, тоКенесары свою гвардию создал по казачьему образцу. Конечно, Кенесары большенаходился под влиянием традиционной культуры, привечал в своей ставке жырау ибатыров, в то время как Жангир читал труды великих европейских философов иписателей, лично общался с известными учеными. Но при этом и Арынгазы, иКенесары, и Жангир предпринимали одинаковые шаги. Они были достаточно жесткими,может быть даже жестокими правителями, сурово карая ослушников своей воли. Всетрое, кстати, заменили обычное право шариатом. Господство адата позволялоудерживать власть родоплеменной знати, в то время, как шариат позволялвыстроить новую систему, последней инстанцией в которой был хан.   Россияспособствовала исламизации казахов -А какие еще действительно важные процессы вы бы отметили в истории Казахстана XIX века? - XIX векдля казахов стал временем просто революционных изменений. Именно в то времяначался постепенный переход казахов к полуоседлому и оседлому образу жизни.Даже те, кто кочевал, кочевали недалеко, обычно в пределах нескольких десятковкилометров. Соответственно, изменился рацион питания, изменилась одежда,традиции, обычаи. Началось стремительное расслоение казахского общества. Появиласьпрослойка очень богатых людей и множество нищих. Ослабли прежние внутриплеменныеи внутриродовые связи. Изменился быт –изменилось сознание. Важнейшее место занял ислам, чему вольно и невольноспособствовали российские власти. Еще при Екатерине II вУфе было создано Магометанское духовное управление, существующее и сейчас подназванием Центральное духовное управление мусульман России, которое внеслосерьезный вклад в развитие ислама на территории Казахстана. В то же время стоитотметить, что проповеди мусульманских священнослужителей падали на благодатнуюпочву. Глубокая исламизация стала реакцией народа, потерпевшего поражение,растерянного, потерявшего ориентиры. Ислам стал опорой для сохранения казахскойидентичности как таковой. Казахские акынывоспринимали происходящее как конец времен, возникла даже такая волна внародной поэзии «Зар Заман», характерной особенностью которой была глубокаяпечаль по ушедшим временам и неприятие происходящих перемен. И, конечно, следуетотметить формирование национальной интеллигенции, происходившее во второйполовине XIXвека.Это, по большей части, были выходцы из влиятельных и обеспеченных семей,получавшие образование в российских учебных заведениях. Это они стали писатьпервые книги, издавать газеты и журналы на казахском языке. Они, по большейчасти, были прозападного толка. -Прозападной в сегодняшнем смысле слова, то есть антироссийской? - Казахи воспринималиРоссию как неразрывную часть Запада. И Абай, и Алихан Букейханов, говорили отом, что Россия, русский язык – это мост на Запад, где находится знание. Причемтак считали и противники России. Запад, включающий в себя Россию, они считалиисточником всех бед, грехов и пороков. - Таким образом, можно констатировать, что процессы перехода казахов коседлости и модернизации социальной структуры начались при царской России,причем протекали они на порядок менее болезненно, чем в советское время, постепенно,без форсирования и жертв, которые были в годы коллективизации? - Возможно, если бы этойподготовки не было, если бы около половины казахского населения к началу XX векане перешло к оседлому и полуоседлому образу жизни, то коллективизация моглаполностью истребить казахское население. -Радик Джексенбаевич, наверняка у многих возникнет соблазн экстраполироватьпроцессы и события XVIII– XIX веков на сегодняшний день. Ведь исегодня мы видим размежевание казахского общества по критериям: традиционализми модернизация, изоляционизм и интеграция… - Вообще я скептическиотношусь к параллелям между историческим прошлым и настоящим. Историческийматериал настолько огромен, что если у человека в голове есть какая-то готовая концепция– дело за обоснованием не станет. Исторический опыт надоизучать, надо учитывать, но однозначных ответов в нем нет. Какая-то сегодняшняяситуация в обществе может внешне напоминать что-то из прошлого, но не факт, чторазвязка будет такой же. ЖанарТулиндинова (Астана)

Поделиться: