Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Потенциальная аудитория казахстанского кино - 70 миллионов зрителей

07.12.2016

Автор:

Теги:

Потенциальная аудитория казахстанскогокино - 70 миллионов зрителей

 

Потребность в интеграции на евразийскомпространстве исходит от общества. На этой волне отечественные кинематографистымогут завоевать большие экраны ментально близких стран

 

«Кино объединяет людей вне зависимости отрелигии и национальности», – привел слова незабвенного режиссера Эльдара  Рязанова политолог Эдуард Полетаев врамках заседания экспертного клуба «Мир Евразии», посвященного интеграционнойроли большого экрана. Он напомнил, что кинематограф евразийского пространства «во многом своим рождением иразвитием обязан был такому феномену, как дружба народов Советского Союза». Национальныекиностудии создавались при поддержке московских, ленинградскихкинематографистов. А выпускаемые в каждой республике фильмы показывались вовсех союзных кинотеатрах, благодаря чему не только собирали хорошую кассу, но ипомогали разным этносам лучше понять друг друга. Этот полезный опыт мог быпригодиться постсоветским государствам, которые уже 25 лет идут по своемунезависимому пути. 

«В постсоветскую эпоху кино фактическиутратило свой объединяющий потенциал. И это наблюдается как намежгосударственном уровне, так и внутри казахстанского общества, – считает директорЦентра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. – Достаточнопосмотреть, кто известен и интересен современной молодежи. В основном этофантастические и мистические киногерои иностранных фильмов. Казахстанцы изразных поколений и социальных групп смотрят, по сути, разное кино и каждыйимеет своих героев и ценности. Единство в многообразии, конечно, хорошо. Но безобщего знаменателя этого единства просто не будет. Так что очень важно создатьсоответствующий знаменатель в отечественном кино».

Кинопродюсер СакенБельгибаев при этом добавил, что нельзя оставлять в стороне «вопрос орусскоязычном и казахоязычном секторе продукции, поскольку сейчас виден оченьзаметный разрыв в зрительской аудитории». И Казахстан, и другие республикиевразийского пространства нуждаются в кинолентах, которые бы расхватывали нацитаты и пересматривали широкие массы, как минимум, внутри стран. Учитывая жеинтеграционные процессы, есть потребность и в продукции кинематографадружественных государств. «Мы, к сожалению, потеряли кино нашихнекогда братских республик. Причем не из-за политики, а больше из-заэкономических факторов. Вспомним, какие были интересные, к примеру, грузинские,таджикские и узбекские фильмы», – говорит Андрей Чеботарев.

Участники заседания экспертного клубаподметили один любопытный факт: потребность в интеграции сегодня исходит нетолько от политических элит, но и от рядовых граждан. Один из самых ярких томупримеров – фильм «28 панфиловцев». «Это значительный феномен на евразийском экономическом пространстве, первыйформат народного фильма», – так отозвался Эдуард Полетаев о киноленте, котораябыла создана не только благодаря общественной инициативе, но и пожертвованиямболее 35 тысяч человек. Конечно, только народных денег на съемки не хватило бы.Как рассказал PR-директоркиностудии «Казахфильм» Дмитрий Шишкин, с помощью краудфандинга (народного финансирования) собрали35 млн рублей, а бюджет фильма составил 150 млн рублей. Наравне с народомвложись министерства культур двух стран – Казахстана и России, остальную суммуоплатили за счет частных инвесторов.

Владимир Павленко,представитель Казахстанской коммуникативной ассоциации, вспомнил, что в своевремя о фильме «Кочевник» (казахстанско-французского производства) говорили,что это мощный укол адреналина вмышцу патриотизма. Кинолента ознаменовала рост национального самосознания. «28панфиловцев» – это совсем другое. Это уже не просто мощный укол, это мощнейшийукол. Он отражает интеграционные процессы и потребность в них. Он бьет вбазовые ценности. Он объединяющий», – убежден Павленко.

Президент Ассоциации кинокритиковКазахстана, доктор искусствоведения Гульнара Абикеева полагает, чтосовместная работа киностудий постсоветских государств, основанная на общейистории, будет продолжаться и дальше. Это, к слову, подтвердил и PR-директор «Казахфильма», рассказавшийо подготовке военных фильмов совместно с Россией и Беларусью. Однако, каксчитает главный кинокритик страны, казахстанским кинематографистам нужноактивнее использовать инструменты интеграции. Абикеева пояснила: помимоинтеграции в кинопроизводстве – копродукции, которая в Казахстане развиваетсяуже более десяти лет, есть еще и интеграция кинопрокатчиков. Вот в этойобласти, считает она, заключен огромный, еще не использованный потенциал. Наширегиональные соседи уже поняли, что Казахстан – это перспективный кинорынок: наотечественных экранах стали появляться кыргызские, узбекские, монгольскиефильмы. А в Казахстане, говорит кинокритик, до сих пор считают, что если ужпокорять зарубежных зрителей, то непременно это должны быть Америка, Европа иливедущие страны Азии. Между тем, казахстанское кино может оказаться куда болеевостребованным там, где его помнят, любят и понимают.

«Плохо то, что мы никак не хотим осознать,что наши центральноазиатские соседи плюс регионы России, либо соседствующие сКазахстаном, либо близкие нам по культурным корням, такие как Татарстан,Башкортостан, Якутия, – все это благоприятно к нам расположенная киноаудитория.И в этом сотрудничестве я вижу большой потенциал. По моим подсчетам, это порядка 68-70 миллионов человек, длякоторых казахстанское кино могло бы быть интересным», – озвучила перспективыГульнара Абикеева.

Правда,эксперты признали, что пока объемы кинопроизводства в Казахстане, несмотря набурный рост в последние годы, остаются очень скромными. Участники обсуждениясетовали на узость тем, отсутствие оригинальной литературной основы длясценариев и даже отсутствие идеологии в кино. «За всей этой многовекторностьюмы так и не смогли понять, кто мы есть, – поделился своим мнением генеральныйдиректор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов. – В американских фильмах часто прослеживаетсяидея героя-одиночки. Потому что у них общество равных возможностей, есть запросна это, есть сформулированное мировоззрение. В России были совершенно четкосформулированы национальные проекты здравоохранения, образования, обороны. Пошелсоциальный запрос, сформулированы ценности – продюсеры понимают, на какую темуснимать. Что касается нас, то наши успехи в кино – это история, наши великиепредки, которыми мы гордимся. Этого не отнимешь. Но что дальше?».

Политолог Антон Морозов заметил,что кино может помочь в решении важных задач. В пример привел советские фильмы «В зоне особого внимания» и «СлужуСоветскому Союзу», благодаря которым служить в десантных войсках стало модно. Кслову, кинолента «Десант», снятая «Казахфильмом» еще в 2000 году, как рассказалЭдуард Полетаев, каждый год демонстрируется по российским каналам в день ВДВ.Философ Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-немецкогоуниверситета, уверен: казахстанским кинематографистам надо пойти пофранцузскому пути. Благодаря оригинальным сюжетам, основанным на качественнойлитературе, Франция смогла составить серьезную конкуренцию Голливуду, не имеяпри этом американских технологий. «Достаточно большое количество французскихфильмов воспроизводится потом в американских ремейках», – сказал Бурнашев. Приэтом иметь в виду, что во Франции государство дотирует кинопроизводство, а слитературой в Казахстане, увы, ситуация гораздо хуже, чем в сферекинематографии.

Культуролог Елдес Сейткемел призвалкинематографистов возвращаться к истокам: «Основной тренд, который мы не еще не прочувствовали и, соответственно,не готовы к изменениям в мире, – глобализация будет отступать. Новый мировойтренд – возвращение к природе. Зародился он в США. Так называемые «белыеиндейцы» стали производить настоящие чистые сельхозпродукты. Считаю, чтобудущее за теми режиссерами, которые увидят тенденцию возвращения к истокам,возвращения в степь». Такой режиссер в Казахстане уже есть – культурологуверен, что фильмы режиссера Ермека Турсунова как раз в духе мирового тренда. Аглавный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge, политологЗамир Каражанов полагает, что новой волне казахстанских режиссеров стоитвернуться к истокам старого доброго кино, которым славился в свое время«Казахфильм».

Вопреки всем проблемам, когда есть запросот общества и есть возможность снимать фильмы для более широкой аудитории,конкурентоспособное казахстанское кино обязательно появится. И многие кинолентыбудут основаны на ценностях, которые разделяют жители евразийскогопространства. В этом нет никакой политики – только бизнес, хотя политики икинематографисты в данном случае могут помочь друг другу.

Аманжол Смагулов


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение