Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Русских играли граждане Казахстана, а казахов – граждане России»

07.12.2016

Автор:

Теги:

 «Русских играли граждане Казахстана, а казахов– граждане России»

 

Фильм «28 панфиловцев» стал одним из самыхярких примеров культурной интеграции последних лет, считают казахстанскиеэксперты. По оценке специалистов, совместное кинопроизводство на евразийскомпространстве будет нарастать

 

«Кино и люди: объединяющий большой экран»– символично, что именно эта тема была вынесена на обсуждение, в то время как вкинотеатрах демонстрируется фильм, посвященный героическим страницам общейистории. Тем более что инициаторами создания данной ленты сталиобщественники-активисты, а на съемки значительную часть средств собрали рядовыеграждане.

- «28панфиловцев» – значительный феномен на евразийском экономическом пространстве.О нем говорят уже с 2009 года, с тех пор, как начали собирать деньги на проект.Это первый формат народного фильма, краудфандинга («краудфандинг» –«народное финансирование», сбор средств на благотворительные и гуманитарныецели, – прим. авт.) более 35 тысяч человек, – отметил политолог ЭдуардПолетаев. – Это своего рода репортажное художественное кино, где нетклассических сюжетов, любовной линии... Фильм вызвал достаточно хорошие оценкикритиков, хотя вряд ли можно будет говорить о том, что он станет хитом 2016года, но, тем не менее, данный пример показывает, что можно производить вменяемыефильмы без пафоса и сумасшедших затрат.

- Пятую частьденег на съемки фильма собрали краудфандингом, еще пятую часть далиминистерства культуры России и Казахстана, остальные средства – это частныеденьги, их создателям фильма (специально созданной для реализации проекта студии«28 панфиловцев») нужно вернуть, – пояснил Дмитрий Шишкин,PR-директоркиностудии «Казахфильм» им. Шакена Айманова.

 Бюджет фильма составил 150 млн рублей,краудфандингом собрали 35 млн рублей, уточнил представитель киностудии, которойпринадлежат права на прокат ленты в Казахстане. На «Казахфильме» с замираниемсердца следят за кассовыми сборами народного фильма, поскольку инвесторы, вкоторых нуждается отечественная киноиндустрия, придут в отрасль только в томслучае, если будут уверены в возврате вложенных средств. Народный фильмобошелся недорого, потому что «там работала группа энтузиастов». «Хотя в фильмезадействованы известные актеры, они не воспринимали фильм как коммерческийпроект», – рассказал Дмитрий Шишкин. Он также поведал, что на съемках фильмасложилась любопытная ситуация: русские в фильме – граждане Казахстана, а казахи– граждане России.

Если жеговорить о коммерческих проектах, то, по словам PR-директора «Казахфильма», киностудиязаинтересована в совместной работе с кинематографистами других стран:

- «Казахфильм» планирует расширять работу именно в сфере копродукции. Этои в финансовом плане удобно. Понятно, что если прокат осуществляется натерритории нескольких стран, то финансовые возможности гораздо лучше. Сейчас унас запущено в производство две киноленты. Закончены съемки фильма «Амре» –совместного проекта с США. Фильм об Амре Кашаубаеве, известном теноре, которыйоткрыл для мира домбру в 1925 году в Париже, сейчас находится на монтаже. Впредподготовительной стадии проект с Китаем под названием «Композитор» – ожизни и деятельности китайского композитора Си Синхая. Еще у нас есть проекты сРоссией и с Беларусью. Обсуждаются художественные фильмы «Шелковый путь», «Лето41-го». Также в проекте серия документальных фильмов «Тюркские народы». Тампредполагается много участников: Россия, Молдова, Украина, Иран, Турция,Узбекистан, Афганистан, Китай, Монголия, Туркменистан, Венгрия, Азербайджан.

Как отметила президентАссоциации кинокритиков Казахстана, доктор искусствоведения ГульнараАбикеева, курс на копродукцию в киноиндустрии Казахстана идет по кривой –то вверх, то вниз. В последние три года, говорит она, наблюдался спад в сфересотрудничества с зарубежными киностудиями.

 -Под большой я подразумеваю отражениегеополитической позиции, которую занимает Казахстан - мы находимся междуРоссией и Китаем. И поэтому российско-казахстанские проекты в основном на темувойны и общей истории будут продолжаться. И конечно мы слышим о попытках Китаявыйти и на казахстанский рынок, и на кыргызский. Появилась идея Шелкового пути.В конце концов, через несколько лет мы будем иметь несколько больших проектовна эту тему, – прогнозирует эксперт.

В отношениималой копродукции – сотрудничества с другими соседями на евразийскомпространстве, в том числе в сфере кинопроката, Гульнара Абикеева считает, что активизировалисьрегиональные соседи, которые стараются выйти на казахстанский кинорынок. Так, в2016 году в казахстанском прокате была показана картина «Моя чужая», снятаяузбекскими режиссерами Едгором Насыровым и Бобуром Юлдашевым, якутские фильмы«Заблудившиеся» Алексея Амбросьева и «Мой убийца» Костаса Марсан,  в декабре выходят в прокат «Три лимона»кыргызского режиссера Нурлана Мамакеева и «Подстава» монгольского режиссера О.Эрдэнэ.

- Я неслучайно все эти фильмы объединила в одну группу, хотя в одних играютказахстанские актеры, в других – нет, но визуально все эти фильмы похожи наказахстанские. Наши соседи понимают, то Казахстан для них перспективныйкинорынок. Казахстанские кинематографисты и чиновники от кино нацелены назавоевание Америки и Европы, либо нацелены на Россию, - считает известныйкиновед. Между тем, кинорынки других стран-соседей могли бы большезаинтересоваться казахстанской кинопродукцией.

 - По моим подсчетам, речь идет о 68-70 млнчеловек, для которых казахстанское кино могло бы быть интересным. Но интереса ксоседям у нас нет, – полагает президент Ассоциации кинокритиковКазахстана. – Мы либо хотим Европузавоевать, либо сразу Америку, ну а для начала Азию. Я раньше думала, что будетполитическая воля и все произойдет само собой. Но, скорее всего, продолжатсячастные мелкие попытки в создании копродукций. И когда количество перейдет вкачество, возможно, ситуация начнет меняться. Именно в этом я вижу реальныйинтеграционный процесс.

От активности данного процесса во многомзависит судьба казахстанского кинематографа – останется ли он в пределах однойстраны или выйдет на более широкое пространство. Копродукция предполагаетлучшее финансирование и развитие отечественного кино. Но, помимо материальнойвыгоды, интеграция в сфере кино несет в себе и другие очевидные плюсы. 

- Как сказал в свое время классиксоветского кинематографа Эльдар Рязанов, кино объединяет людей вне зависимостиот религии и национальности. И еслиуж мы говорим о кинематографе евразийского пространства, он во многом своимрождением и развитием обязан был такому феномену, как дружба народов СоветскогоСоюза. Между обществом и миром кино существует постоянная связь, так же каксуществует и определенное влияние политических и экономических сил на то, чтопроисходит в мировом кинопроцессе. Но, на мой взгляд, кино должно быть в первуюочередь искусством, которое делает мир лучше, – резюмировал Эдуард Полетаев.

Юлия Майская

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение