Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстанское кино: роскошь вскладчину

06.12.2016

Автор:

Теги:

Казахстанское кино: роскошь вскладчину

 

Важнейшее из искусств обходится дорого.Объединение усилий, финансов и расширение зрительской аудитории за счетинтеграции кинопрокатчиков – одна из самых эффективных мер поддержкинационального кинематографа, считают участники экспертного клуба «Мир Евразии».

 

- За 25 летпосле распада СССР мало кто из двенадцати стран (не беру в расчет три прибалтийскиереспублики, которые выпали из культурного пространства) создала такойкинопродукт, который бы брал за душу и объединял. Такой, например, продукт, которыйсоздавался советским кинематографом, – сказал в рамках дискуссии, посвященнойобъединяющей роли кино, директор Центра актуальных исследований«Альтернатива», политолог Андрей Чеботарев. – Мы, к сожалению, потеряли кино наших братских, теперь ужедружеских республик. Где красивое грузинское кино? Где армянское, молдавскоекино?

Подобнымвопросом относительно отечественного кино, помня добрую славу «Казахфильма»,могут задаваться эксперты в других республиках постсоветского пространства.Кинематографисты, регулярно сталкивающиеся на международных фестивалях, знают,что фильмы в Казахстане снимаются, некоторые из них получили международноепризнание, а рядовому, среднестатистическому зрителю из ближнего зарубежья это,зачастую, неизвестно. Имеются, конечно, исключения.

- Есть казахстанские фильмы, которые у нас, можетбыть, не очень популярны, но нашли признание за пределами республики, – отметилполитолог Эдуард Полетаев. – Например, казахстанский общественный иполитический деятель Нурлан Утешев еще в 2000 году снялся в фильме «Десант» (кинокомпания«Казахфильм», режиссер Лейла Аранышева, – прим. авт.). По всем российским каналам в ДеньВоздушно-десантных войск, 2 августа, да и не только в этот день, показываютданный фильм. Он собрал и собирает по сей день достаточно хорошую аудиторию, большую,чем в Казахстане.

Надоучитывать, что кинематограф независимого Казахстана только в последние годыстал в больших масштабах заявлять о себе.

- В 2005 годув Казахстане снимался и выходил в прокат всего один отечественный фильм. В 2007-мтаких фильмов неожиданно стало семь, в 2008 году – восемь. В 2010 году их появилосьдовольно много. К примеру, этот год ознаменовался выходом фильма «Сказ орозовом зайце», который создал плеяду молодежи, ставшую сегодня ужезаслуженными актерами. Следующая веха – позапрошлый год, когда в казахстанскихкинотеатрах целую неделю шли казахстанские фильмы. Такого не было никогда, – рассказалкинопродюсер Сакен Бельгибаев,также возглавляющий Фонд содействия профессиональным СМИ. – Вместе с этим росло и количество зрителей.У нас был большой упадок в развитии кинотеатров: в 2005-2006 годах, когдакинотеатры закрывались, выживали только залы с новыми на тот моменттехнологиями. Однако в 2010 году выяснилось, что главная аудиторияотечественных фильмов – люди в регионах. А на все регионы на 2011 году быловсего 11 однозальных кинотеатров. Весь бизнес шел по развитию и привлечению вкрупные города. В данный момент, по условным оценкам, в Казахстане около 300кинозалов.

Но даже изначально коммерческое кинодалеко не всегда оправдывает затраты. Как заметил PR-директор «Казахфильма» ДмитрийШишкин, на всем постсоветском пространстве снимать фильмы – это роскошь:

- Если мы хотим снимать фильмы, которыееще и заставляют о чем-то думать, нужно идти, видимо, по французскому пути,дотировать производство фильмов. Ведь в прокате киноленты некоторыхотечественных режиссеров не собирают больших денег. Это фестивальное кино, дляценителей. Этому нужно помогать. Тот же Голливуд, если выпускает сто фильмов, то10 из них приносят прибыль, а 90 – нет. То есть они сознательно запускаютденьги сразу в несколько проектов, и часто никто не знает, какой из них выстрелитна самом деле.

Показывать фильмы можно и с меньшимизатратами – эксперты с сожалением говорили о том, что в Казахстане утерянасвязь между кинематографом и телевидением. В пример приводили соседей: так, вРоссии существуют кабельные каналы, на которых показывают кино только местногопроизводства. А вот другой способ привлечения средств используется в нашейстране вполне успешно на протяжении многих лет. Речь идет об интеграции вкинематографии.

- Для кинематографаинтеграция имеет два значения: копродукция – сотрудничество кинематографистовразных стран во время производства фильма, и кинопрокат – интеграция, когдакартина выходит в прокат. И либо наше кино куда-то интегрируется, либо остаетсяв пределах Казахстана, – говорит президент Ассоциации кинокритиков Казахстана,доктор искусствоведения Гульнара Абикеева.  

По ее словам, интеграционный курспериодически меняется, в зависимости от целей, которые ставят передкинематографистами руководители отрасли. Пик копродукции, по ее словам,пришелся на 2002-2008 годы, когда «Казахфильм» пытался интегрироваться вмировое пространство. Результатом этих попыток стали казахстанско-французскийфильм «Кочевник», немецко-французско-российско-казахстанский «Тюльпан» и «ПодарокСталину» – картина производства Казахстана, России, Польши и Израиля. С 2009года акцент делается на казахстанско-российскую копродукцию.

- Был снят фильм «Ирония судьбы» с АсельСагатовой и Алексеем Чадовым. Наши депутаты покритиковали, а в России фильмсобрал неплохие кассовые сборы. Две картины снял Егор Кончаловский  – «Возвращение в А» и «Астана – любовь моя».Был достаточно короткий промежуток в 4 года, когда был сделан акцент насотрудничество с коммерческим российским кинематографом, – рассказала ГульнараАбикеева.

По ее прогнозам, количество совместныхпроектов с Россией, в основном на тему общей истории, в том числе касающейсяВеликой Отечественной войны, будет расти. Данная тематика, как считает главаАссоциации кинокритиков, поддерживается властями двух стран. Впрочем, господдержка– это не главное условие, есть запрос общества. Так, фильм «28 панфиловцев»,который как раз сейчас демонстрируется в кинотеатрах, начинался с общественнойинициативы. Более того, около 35 тысяч человек пожертвовали деньги на съемкиэтого фильма. Эти средства, как рассказал Дмитрий Шишкин, составили пятую частьбюджета фильма, ровно столько же вложили и министерства культуры Казахстана иРоссии, остальная сумма – это частные инвестиции. 

Интеграцию кинематографистов и прокатчиковна евразийском пространстве эксперты считают очень перспективным направлением.При этом даже кино, нацеленное исключительно на внутреннего зрителя, может бытьвостребовано на рынках соседних стран. Ментально близки казахскому народу,например, кинозрители Кыргызстана и ряда российских регионов, таких как Якутия.

- У«Казахфильма» стоят планы расширять работу именно в сфере копродукции, –сообщилPR-директоркиностудии.

ДмитрийШишкин пояснил, что речь идет об интеграции как в сфере кинопроизводства, так ив вопросах проката. По его словам, готовятся совместные проекты с Россией иБеларусью – «Шелковый путь» и «Лето 41-го». Уже закончены совместные с СШАсъемки фильма об известном теноре Амре Кашаубаеве. В планах – совместный проектс Китаем о жизни и деятельности китайского композитора Си Синхая, а также сериядокументальных фильмов «Тюркские народы» при участии более десяти стран.

ВикторСанькович

 

 

 

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение