Казахстан-2016: главные события года. Ч.1.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В тоже время можно констатировать, что на данный момент экономические проблемы не стали катализатором обострения ситуации в общественно-политической сфере РК. Нечто подобное мы наблюдаем и в России. Вопрос в том, является ли этот факт показателем высокого запаса прочности у политических систем РК и РФ. Либо проблемы экономики еще не настолько глубоко затронули население наших стран. Мнения социологов и политологов по этому вопросу расходятся.
Казахстан-2016: главные события года. Ч.1.
Казахстан-2016: главныесобытия года. Ч.1.Андрей Карпов. ИАЦ МГУ.Тренд1. Углубление экономического кризиса присохранении относительной стабильности в общественно-политической сфере. Вконце 2015 года была презентована единая антикризисная программа на предстоящиетри года. Правительство РК определило приоритеты в экономической политике,выдвинув на первый план активное привлечение инвестиций и проведение второйволны приватизации.Такполучилось, что реализацию системных мер по формированию новой структурнойэкономики и оперативные антикризисные меры начинал кабмин во главе с КаримомМасимовым, но затем, сохранив ядро старого правительства, Президент РК выдвинулна первые роли Бакытжана Сагинтаева. Сменакараула в премьерском кресле едва ли кардинальным образом повлияла на итогиработы правительственных чиновников. Результаты года с точки зрениястатистических показателей можно трактовать неоднозначно, но есть устойчивоемнение экспертов – прежняя, ресурсная модель экономики полностью себяисчерпала, но потенциал новой, диверсифицированной экономической системы всееще просматривается только в перспективе. Иэто несмотря на то, что Казахстан, пожалуй, первым на постсоветскомпространстве сформулировал задачу перехода на «новые правила игры» - отрекаясьот нефтяной и газовой иглы. Однако позиции, которые были ясно прочерчены встратегиях развития, многочисленных планах и "основных направлениях" все еще нестали реалиями сегодняшнего дня.Какотмечает в своем комментарии один из самых острых авторов-экономистов, Рахим Ошакбаев: «"Новаяреальность" заключается в том, что, вероятно, цены на нефть всреднесрочном периоде останутся низкими, а значит иссякает чуть ли неединственный значимый в прошлом источник валютных поступлений,"разгонявший" нашу экономику. По факту, у нас практически начинаетсястагнация, которая характеризуется нулевыми или незначительными темпами роста,что угрожает ростом безработицы и снижением уровня жизни».Вопросзаключается в том, насколько быстрыми и безболезненными будут назревшие структурныереформы в экономике? Где найти и откуда привлечь необходимые инвестиции дляразвития несырьевого сектора экономики? Можно предположить, что внутриправительства нет единства позиции по еще одной важнейшей теме - вопросу отемпах приватизации, что дает повод экспертам говорить о возможнойкорректировке целого ряда стратегических проектов, заявленных в последние двагода. Много вопросов есть и к уже скорректированной стратегии развития национальнойэкономики – «Плану-2025».Втоже время можно констатировать, что на данный момент экономические проблемы нестали катализатором обострения ситуации в общественно-политической сфере РК.Нечто подобное мы наблюдаем и в России. Вопрос в том, является ли этот фактпоказателем высокого запаса прочности у политических систем РК и РФ? Либо все несколько проще - проблемыэкономики еще не настолько глубоко затронули население наших стран, живем на старых запасах? Мнениясоциологов и политологов по этому вопросу расходятся. Ноне случайно, что Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев в своих последнихвыступлениях делают все более очевидный акцент на социальной проблематике.Причем, если в российской ситуации «общественная терпимость» к экономическим проблемамможет быть связана с рефлексией на растущее внешнее давление со стороны Запада,то у казахстанской элиты внешний фактор едва ли может быть использован как «целительноесредство» в плане объяснения причин наличия комплекса серьезных внутренних проблем.Ночто безусловно объединяет Казахстан и Россию, так это фактор популярного лидера,поскольку уровень общественного доверия к президентам РК и РФ остается наобъективно высоком уровне. Правительственные чиновники все еще могутиспользовать этот инструмент для корректировки общественного восприятиянегативных тенденций в экономике. Высокий рейтинг может "гасить" негатив. Хотя со стороны Акорды и со стороны Кремлявсе чаще звучат призывы, обращенные к министрам -  бесконечная апелляция к первому лицу указываетне на высокий уровень лояльности чиновника, а на низкое качество его работы.Продолжение следует

Поделиться: