Казахстан-2016: Уходя уходи - НАТО уходит из Центральной Азии?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С кыргызским коллегой согласен казахстанский политолог Султанбек Султангалиев.«Решение о закрытии офиса в Ташкенте соответствует духу предвыборных обещаний будущего президента США Дональда Трампа о необходимости сокращения расходов на содержание Североатлантического Альянса. Можно расценить его как упреждающую реакцию со стороны руководства НАТО на грядущие изменения в американской политике, связанные с приходом новой администрации», - считает казахстанский политолог.
Казахстан-2016: Уходя уходи - НАТО уходит из Центральной Азии?
 Чтостоит за решением о закрытии бюро НАТО по связям и взаимодействию со странамиЦентральной Азии в Ташкенте? Сдача позиций Североатлантического Альянса в регионе?Признание бесперспективности центральноазиатского направления деятельности? Илиэлементарное желание сэкономить на сворачивании второстепенных для военногоблока проектов?На прошлой неделе главаофиса НАТО в Ташкенте Розари Пульизи заявила о закрытии проекта веснойследующего года. С этого времени Североатлантический Альянс будеткоординировать свои действия в Центральной Азии непосредственно из Брюсселя. ХотяПульизи настаивает на том, что никакой политической подоплеки это решение не несети связано исключительно с пересмотром бюджета блока, тем не менее, учитывая то,сколько усилий в свое время приложили американцы для открытия координационногоцентра в Ташкенте, в такой решительном сворачивании проекта невольнопросматривается политический подтекст. Вашингтонустал платитьКыргызский политолог, сопредседательКлуба региональных экспертов КР «Пикир» Игорь Шестаков не исключает, чтогоспожа Пульизи отнюдь не лукавит, когда ссылается на секвестирование бюджетакак главную причину упразднения центральноазиатского офиса.«Главной задачей офисаНАТО в Ташкенте была поддержка контртеррористических операций в Афганистане, а,как известно, начиная с 2014 года США сокращают свое военное присутствие в этойстране, и это связано, в том числе, с недостатком финансовых ресурсов. Еще в2014 году, на натовской конференции по сотрудничеству с Центральной Азией иАфганистаном в Бишкеке, в кулуарах мероприятия эксперты из разных стран говорилио том, что у Соединенных Штатов иссякают ресурсы: у них нет денег для того,чтобы широкомасштабно поддерживать операцию в Афганистане и соответственнооказывать финансовую поддержку офису в ЦА», - отмечает эксперт.С секвестированиембюджета Шестаков связывает и закрытие Центра транзитных перевозок ВВС США вМанасе.«Вашингтон больше неможет платить за свое полномасштабное военное присутствие в Центральной Азии.Мне кажется, при Дональде Трампе сокращение финансирования военного блока будетпродолжаться», - уверен политолог.С кыргызским коллегойсогласен казахстанский политолог Султанбек Султангалиев.«Решение о закрытии офисав Ташкенте соответствует духу предвыборных обещаний будущего президента СШАДональда Трампа о необходимости сокращения расходов на содержание СевероатлантическогоАльянса. Можно расценить его как упреждающую реакцию со стороны руководстваНАТО на грядущие изменения в американской политике, связанные с приходом новойадминистрации», - считает казахстанский политолог.По мнению Шестакова,перед администрацией Трампа будет остро поставлен вопрос финансированиягеополитических проектов, развернутых при администрации Барака Обамы.«Конечно, мы привыкли ктому, что американцы с помощью печатного станка решают все свои финансовыепроблемы. Однако действия США последних лет – активное вмешательство в ситуациюна Ближнем Востоке, следствием которого стала череда государственныхпереворотов в регионе, известных как «арабская весна», а также поддержкаЕвромайдана и администрации Петра Порошенко на Украине - стоили им немалыхресурсов и, по всей видимости, проделали брешь в американском бюджете», -подчеркивает Шестаков. Переложилиответственность на ОДКБСултангалиев в своюочередь считает, что НАТО, по сути, демонстративно удаляется от какого-либоучастия в разрешении потенциальных конфликтов в центральноазиатском регионе,который является крайне проблематичным и взрывоопасным с точки зрения деятельностиэкстремистских группировок и распространения международного терроризма.«Своим решениемруководство НАТО и, соответственно, лидеры западных стран перекладывают всюответственность за сдерживание международного терроризма и борьбу с ним в ЦентральнойАзии на Россию и ОДКБ», - предполагает Султангалиев.Однако самоустранениеНАТО все же не добавляет, как возможно, ожидают западные эксперты и политики,новых проблем в копилку России, считает политолог.«И прежде присутствиевойск НАТО на территории Афганистана нисколько не мешало развитию и укреплениюэкстремистских группировок и растущему объему наркоторговли. Так что для Россииза последние два года ситуация принципиально не улучшилась и не ухудшилась.Конечно же, актуальным остается вопрос наращивания мускулов самой ОДКБ,наполнению заманчивой формы конкретным содержанием. И саммит ОДКБ в Ереване,прошедший в октябре нынешнего года, обозначил конкретные шаги  решения в данном направлении», - считаетэксперт. Узбекистанберет курс на ОДКБ?Игорь Шестаков неисключает, что решение о закрытии представительства Североатлантическогоальянса в Центральной Азии продиктовано в немалой степени прогнозируемой сменойвнешнеполитического курса Узбекистана и разворота его в сторону ОДКБ.«Судя по первым шагамисполняющего обязанности президента РУз Шавката Мирзиёева вектор внешнейполитики Узбекистана может быть изменен в сторону усиления взаимодействия сОДКБ. Конечно, надо еще дождаться итогов президентских выборов в Узбекистане,однако тренд складывается вполне очевидный», - отмечает эксперт.Султангалиев также считает,что закрытие координационного центра НАТО в Ташкенте символизирует новыйвнешнеполитический курс Узбекистана, который в военно-политическом плане будеториентирован на Москву, а в экономическом – на Евразийский экономический союз иШОС.При этом Шестаков обращаетвнимание на то, что охлаждение центральноазиатских республик к США не впоследнюю очередь связано с отсутствием у американцев конкретных инициатив врегионе.«В течение двух-трех последнихлет США и НАТО не демонстрировали в Центральной Азии каких-либо стратегическихи политических проектов. Реализация формата сотрудничества Вашингтона сцентральноазиатскими государствами «C5+1»в большей степени происходила на декларативной основе. Не было никакойконкретики, дальше общих заявлений и обещаний наращивать сотрудничество в сферебезопасности и в экономике дело не продвигалось. По сути, формат «C5+1» не дал региону каких-либоконкретных проектов и осязаемых результатов», - подчеркивает политолог.Говоря о недавнемцентральноазиатском турне заместителя Госсекретаря США по политическим вопросамТомаса Шэннона, в рамках которого американский дипломат посетил Астану, Бишкеки Ташкент, Шестаков приходит к выводу, что, вероятнее всего, оно носилоознакомительный характер и было предпринято, скорее, в целях изучение текущейгеополитической ситуации в регионе, нежели для достижения конкретныхдоговоренностей.«Полагаю, Шэннон так и непривез в Центральную Азию каких-либо взаимовыгодных предложений и закрытиеофиса НАТО в Ташкенте – служит этому подтверждением», - подытоживает политолог.ЖанарТулиндинова (Астана)

Поделиться: